При проведении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора установлено 4 143 нарушения.
Более 60% установленных нарушений связано с несоблюдением хозяйствующими субъектами требований технических регламентов.
Так, самыми распространенными нарушениями среди них при проведении проверок элеваторов и зернохранилищ являются:
- разрушение кровли и остекления,
- проникновение грунтовых вод в подсилосные этажи из-за несовершенства дренажной системы,
- отсутствие контроля за условиями хранения зерна,
- захламленность и запыленность помещений,
- неудовлетворительное состояние стен, выбоины на полу, хранение посторонних предметов совместно с зерном.
Неудовлетворительные условия хранения не обеспечивают безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств: происходит прорастание и самосогревание зерна, загрязнение и заражение его вредителями хлебных запасов, изменение органолептических свойств зерна и т.д. Все это приводит к тому, что такое зерно становится непригодным для использования в пищевых целях.
К зернохранилищам предъявляется много разносторонних требований - технических (строительных, противопожарных и т.п.), технологических, эксплуатационных и экономических. Все они направлены на то, чтобы в зернохранилище можно было обеспечить сохранность зерновых партий с минимальными потерями в массе, без потерь в качестве и с наименьшими издержками при хранении.
Зернохранилище должно предохранять зерновую массу от неблагоприятных атмосферных воздействий и грунтовых вод; для этого кровля, окна и двери должны быть устроены так, чтобы исключалась возможность проникновения в зерновую массу атмосферных осадков, а стены и пол изолированы от проникновения через них грунтовых и поверхностных вод.
Чрезвычайно важным требованием, предъявляемым к зернохранилищам, является надежность защиты в них зерновых масс от грызунов и птиц, а также вредителей из мира насекомых и клещей. Зернохранилище должно быть удобным для проведения мероприятий по обеззараживанию составляющих его конструктивных элементов, вместимостей и находящихся в нем зерновых масс.
При проведении проверок государственных бюджетных учреждений (государственных заказчиков) выявляются многочисленные нарушения при закупках крупы для государственных нужд:
- несоблюдение технических и санитарных требований к складскому помещению, где хранятся крупы;
- отсутствие отдельного складского помещения для хранения;
- несоответствие крупы требованиям нормативных документов (по влажности, металломагнитной примеси, зараженности и загрязненности вредителями и т.д.);
- отсутствие деклараций о соответствии и маркировочных ярлыков; наличие на хранении крупы с истекшим сроком годности, нарушение упаковки крупы;
- отсутствие даты изготовления и даты упаковывания, адреса местонахождения изготовителя или фасовщика, условий хранения, массы упаковки.
Несоблюдение условий хранения крупы влияет на ее качество, ведет к порче и делает непригодной для употребления в пищу.
Так, например, увлажнение крупы в результате ее сорбционных свойств способствует развитию микроорганизмов, насекомых и клещей и приводит к потере в массе, образованию специфических запахов (плесневого, затхлого, клещевого и т.п.) и к общему понижению качества.
Повышение влажности крупы и температуры воздуха в складе снижает стойкость ее при хранении: наблюдаются явления прогоркания и заплесневения.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий при экспортно-импортных операциях также выявляются многочисленные нарушения.
Так, например, при ввозе в Российскую Федерацию сотрудники территориальных управлений выявляют зерновую продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Таможенного союза, нормативных документов, принятых в России. После экспертизы такой продукции принимается решение о возможности ее дальнейшего использования (возврат поставщику, уничтожение, использование на пищевые цели после подработки). При выявлении нарушений карантинных фитосанитарных требований может проводиться обеззараживание, возврат в страну отправления или переработка.
При контроле за зерновой продукцией, отгружаемой на экспорт, основным нарушением является несоответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям стран-импортеров, прежде всего по зараженности и загрязненности вредителями.
Всего при проведении территориальными управлениями Россельхознадзора контрольно-надзорных мероприятий было проинспектировано 56,2 млн тонн зерновой продукции (66 млн тонн - за 2019 год).
При этом выявлено 11,6 млн тонн продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности.
Практически весь указанный объем составляет зерновая продукция, зараженная и загрязненная вредителями хлебных запасов. Зараженность и загрязненность являются важнейшими показателями состояния зерна.
Вредители хлебных запасов наносят большой ущерб. Они уничтожают часть этих запасов и понижают их качество, загрязняя своими фекалиями и трупами, шкурками после линьки личинок и куколок. Кроме того, одни из них (клещи и насекомые) являются источниками образования тепла и влаги в зерновой массе (в результате дыхания), а другие (грызуны) портят отдельные части производственных сооружений, тару и т.д. и способствуют распространению различных инфекционных болезней.
Личинки жуков обладают большой прожорливостью, они поедают и повреждают за время своего развития значительное количество зерновых продуктов. Бабочки уничтожают и засоряют зернопродукты своими экскрементами, шкурками, коконами и трупами.
Клещи причиняют следующий вред: питаются зерном, загрязняют зерновую массу и крупу продуктами своей жизнедеятельности, образовывают специфические неприятные запахи, ухудшают цвет и вкус, создают условия для увлажнения, самосогревания и развития микроорганизмов. Скармливание животным продуктов, сильно зараженных клещами, вызывает нарушение деятельности пищеварительной системы.
С целью защиты зерновых продуктов от вредителей следует применять предупредительные (профилактические) и истребительные меры. В первую очередь необходимо систематически применять профилактические меры как наиболее доступные, легко осуществимые и дешевые. Появление вредителей часто является следствием несоблюдения мер профилактического порядка.
С целью устранения выявленных нарушений обязательных требований должностными лицами территориальных управлений осуществлялась выдача предписаний - 1 982 за 2020 год (3 719 - за 2019 год). Из них в течение отчетного периода было исполнено 1 825 (92%).
Кроме того, территориальными управлениями за 2020 год вынесено 982 предупреждения лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенные правонарушения (1 679 - за 2019 год).
Сумма наложенных территориальными управлениями административных штрафов за отчетный период составила 29,6 млн рублей.
По подведомственности в судебные органы направлено 508 протоколов.
Судами общей юрисдикции рассмотрено 220 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения в пользу территориальных управлений вынесено 198 решений.
Арбитражными судами рассмотрено 244 дела. В пользу управлений вынесено 213 решений.
Общая сумма наложенных судами штрафов составляет 7,8 млн рублей.
При выявлении случаев недостоверного декларирования соответствия зерновой продукции требованиям технических регламентов за отчетный период было выдано 2 677 предписаний о приостановлении или прекращении действия деклараций. По всем случаям в Росаккредитацию были направлены обращения для приостановления или прекращения действия деклараций о соответствии. По результатам рассмотрения указанных обращений из Единого реестра деклараций о соответствии было исключено 2 465 деклараций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей