II. Мониторинг состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Задачи мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях:
- оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);
- анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;
- оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;
- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;
- оценка частоты потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома);
- разработка региональных и объектовых программ профилактики нарушений здоровья детей с учетом выявленных в ходе мониторинга факторов риска с прогнозом ожидаемой эффективности программных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей национального проекта "Демография".
Формирование выборки организаций осуществляется ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. В выборку включаются организации, имеющие следующие коды ОКВЭД:
- 85.13 Образование основное общее. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);
- 85.14 Образование среднее общее. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте независимо от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 60 учреждений для оценки организации питания в общеобразовательной организации и для опроса детей и родителей по питанию.
Работа по мониторингу питания школьников реализуется посредством выполнения трех этапов: подготовительный, мониторинговый и заключительный.
Исследованию предшествует информирование органов управления образованием субъектов Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях (приложение N 1 к настоящим МР).
Подготовка к исследованию предусматривает:
- формирование коллектива исследователей в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников учреждений, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН), НИО или ВУЗов;
- назначение ответственного лица за обучение группы исследователей приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера;
- согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов управления образованием (министерств, департаментов, управлений и др.);
- сверку адресов общеобразовательных организаций;
- установление контакта с руководством общеобразовательных организаций;
- тиражирование анкет для общеобразовательных организаций и детей и подростков;
- тиражирование информированных согласий об исследовании для детей и родителей;
- знакомство с программой ввода данных.
Методика проведения исследования должна быть одобрена этическим комитетом на основании представления информации о проведении исследования и соблюдении конфиденциальности (приложение N 3 к настоящим МР).
Обследованию подлежат обучающиеся 3-х возрастных групп: 2-й класс (7 - 8 лет), 5-й класс (10 - 11 лет), 10-й класс (15 - 16 лет). Предварительно, из утвержденного списка образовательных учреждений осуществляется подвыборка школ (расчет на 1-ю, 2-ю, 3-ю). В первой школе обследованию подлежат обучающиеся 2-х классов, во второй - 5-х и третьей - 10-х.
При наличии нескольких классов в параллели, выбирается один класс методом случайной выборки. Если в школе только один класс нужной возрастной группы, то обследование проводится в нем. Обследуется весь класс. Если в школе отсутствует нужный класс, заполняется только анкета по организации питания; опрос обучающихся с родителями не проводят.
Если в регионах, в которых проводилось исследование осенью 2020 года, в выборку попали школы, уже принимавшие участие в исследовании в текущем учебном году, необходимо воспользоваться дополнительным списком школ и взять для обследования школу под аналогичным порядковым номером.
В малокомплектных школах обследуются все обучающиеся младших, средних или старших классов (в зависимости от того, какая возрастная группа попала в обследование), а также заполняются анкеты по организации питания в школе.
Обучающиеся всех классов опрашиваются вместе с родителями.
Мониторинговые данные все пилотные территории собирают единовременно, за текущий год, в сжатые сроки - не более 7 недель.
Проведение мониторинга питания в общеобразовательной организации включает (приложение N 2 к настоящим МР):
- визит в школу: информирование руководства и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;
- заполнение интервьюером соответствующей анкеты об организации питания в общеобразовательной организации (приложение N 5 к настоящим МР) при содействии директора/заместителя директора общеобразовательной организации, работников, участвующих в организации питания. Опрос организаторов питания проводится интервьюером в соответствии с приложением N 6 к настоящим МР;
- анализ меню общеобразовательной организации с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню. При проведении анализа необходимо обратить особое внимание на соответствие энергетической, пищевой и биологической ценности меню в среднем за цикл - 10 дней (цикл - 2 недели: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница). В случае если цикличное меню составлено более чем на 10 дней для единообразия подхода оценка проводится в среднем за первые две недели цикла, состоящего из 10 дней (2 недели: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница).
Каждая анкета по оценке организации питания имеет уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта Российской Федерации и кода школы, который соответствует порядковому номеру школы в выборке. Каждая заполненная анкета вводится в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора).
Качество ввода данных имеет критическое значение, поэтому ввод данных должен осуществляться при участии двух сотрудников - один из них вводит, другой контролирует введенные данные. Подтверждение о введении данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.
Оценка питания обучающихся включает:
- контакт с классными руководителями (кураторами) выбранных классов;
- информирование (с участием куратора класса) обучающихся и их родителей/законных представителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить контакт с семьей обучающегося: приглашение родителей на собрание, личные контакты, телефон и др.;
- получение информированного согласия всех родителей/законных представителей обучающегося, а также обучающихся старше 14 лет (приложение N 4 к настоящим МР), с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;
- проведение интервью родителей с обучающимися и заполнение анкеты (приложение N 6 к настоящим МР): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношения к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с обучающимся проводится интервьюером в соответствии с приложением N 7 к настоящим МР;
- контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.
Каждая анкета по оценке питания детей и каждое информированное согласие нумеруется. Нумерация анкет и номера всех связанных с ними информированных согласий должны быть идентичными. Нумерация анкет в каждой образовательной организации начинается с N 1.
Данные каждой анкеты вводятся в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора). Подтверждение о введении данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.
Заполненные анкеты и согласия родителей и анкеты оценки организации питания в образовательном учреждении хранятся в течение 5 лет в территориальном органе Роспотребнадзора.
По представленным мониторинговым данным проводится оцифровка рисков нарушений здоровья школьников, связанных с пищевым фактором.
По результатам мониторингового этапа обработанные программным средством данные с указанием на выявленные управляемые факторы риска предоставляются ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора в пилотные регионы, не позднее 1 мес. с момента завершения аналитической обработки данных, для инициации разработки региональных и объектовых программ профилактики нарушений здоровья детей, связанных с пищевым фактором и направленных на достижение целевых показателей национального проекта "Демография" с последующей оценкой эффективности мероприятий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей