Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Мониторинг состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях

II. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Задачи мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях:

- оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);

- анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;

- оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;

- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;

- оценка частоты потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома);

- разработка региональных и объектовых программ профилактики нарушений здоровья детей с учетом выявленных в ходе мониторинга факторов риска с прогнозом ожидаемой эффективности программных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей национального проекта "Демография".

Формирование выборки организаций осуществляется ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. В выборку включаются организации, имеющие следующие коды ОКВЭД:

- 85.13 Образование основное общее. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);

- 85.14 Образование среднее общее. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;

Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте независимо от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 60 учреждений для оценки организации питания в общеобразовательной организации и для опроса детей и родителей по питанию.

Работа по мониторингу питания школьников реализуется посредством выполнения трех этапов: подготовительный, мониторинговый и заключительный.

Подготовительный этап:

Исследованию предшествует информирование органов управления образованием субъектов Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях (приложение N 1 к настоящим МР).

Подготовка к исследованию предусматривает:

- формирование коллектива исследователей в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников учреждений, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН), НИО или ВУЗов;

- назначение ответственного лица за обучение группы исследователей приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

- обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера;

- согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов управления образованием (министерств, департаментов, управлений и др.);

- сверку адресов общеобразовательных организаций;

- установление контакта с руководством общеобразовательных организаций;

- тиражирование анкет для общеобразовательных организаций и детей и подростков;

- тиражирование информированных согласий об исследовании для детей и родителей;

- знакомство с программой ввода данных.

Методика проведения исследования должна быть одобрена этическим комитетом на основании представления информации о проведении исследования и соблюдении конфиденциальности (приложение N 3 к настоящим МР).

Формирование выборки детей.

Обследованию подлежат обучающиеся 3-х возрастных групп: 2-й класс (7 - 8 лет), 5-й класс (10 - 11 лет), 10-й класс (15 - 16 лет). Предварительно, из утвержденного списка образовательных учреждений осуществляется подвыборка школ (расчет на 1-ю, 2-ю, 3-ю). В первой школе обследованию подлежат обучающиеся 2-х классов, во второй - 5-х и третьей - 10-х.

При наличии нескольких классов в параллели, выбирается один класс методом случайной выборки. Если в школе только один класс нужной возрастной группы, то обследование проводится в нем. Обследуется весь класс. Если в школе отсутствует нужный класс, заполняется только анкета по организации питания; опрос обучающихся с родителями не проводят.

Если в регионах, в которых проводилось исследование осенью 2020 года, в выборку попали школы, уже принимавшие участие в исследовании в текущем учебном году, необходимо воспользоваться дополнительным списком школ и взять для обследования школу под аналогичным порядковым номером.

В малокомплектных школах обследуются все обучающиеся младших, средних или старших классов (в зависимости от того, какая возрастная группа попала в обследование), а также заполняются анкеты по организации питания в школе.

Обучающиеся всех классов опрашиваются вместе с родителями.

Мониторинговый этап.

Мониторинговые данные все пилотные территории собирают единовременно, за текущий год, в сжатые сроки - не более 7 недель.

Проведение мониторинга питания в общеобразовательной организации включает (приложение N 2 к настоящим МР):

- визит в школу: информирование руководства и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;

- заполнение интервьюером соответствующей анкеты об организации питания в общеобразовательной организации (приложение N 5 к настоящим МР) при содействии директора/заместителя директора общеобразовательной организации, работников, участвующих в организации питания. Опрос организаторов питания проводится интервьюером в соответствии с приложением N 6 к настоящим МР;

- анализ меню общеобразовательной организации с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню. При проведении анализа необходимо обратить особое внимание на соответствие энергетической, пищевой и биологической ценности меню в среднем за цикл - 10 дней (цикл - 2 недели: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница). В случае если цикличное меню составлено более чем на 10 дней для единообразия подхода оценка проводится в среднем за первые две недели цикла, состоящего из 10 дней (2 недели: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница).

Каждая анкета по оценке организации питания имеет уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта Российской Федерации и кода школы, который соответствует порядковому номеру школы в выборке. Каждая заполненная анкета вводится в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора).

Качество ввода данных имеет критическое значение, поэтому ввод данных должен осуществляться при участии двух сотрудников - один из них вводит, другой контролирует введенные данные. Подтверждение о введении данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.

Оценка питания обучающихся включает:

- контакт с классными руководителями (кураторами) выбранных классов;

- информирование (с участием куратора класса) обучающихся и их родителей/законных представителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить контакт с семьей обучающегося: приглашение родителей на собрание, личные контакты, телефон и др.;

- получение информированного согласия всех родителей/законных представителей обучающегося, а также обучающихся старше 14 лет (приложение N 4 к настоящим МР), с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;

- проведение интервью родителей с обучающимися и заполнение анкеты (приложение N 6 к настоящим МР): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношения к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с обучающимся проводится интервьюером в соответствии с приложением N 7 к настоящим МР;

- контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.

Каждая анкета по оценке питания детей и каждое информированное согласие нумеруется. Нумерация анкет и номера всех связанных с ними информированных согласий должны быть идентичными. Нумерация анкет в каждой образовательной организации начинается с N 1.

Данные каждой анкеты вводятся в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора). Подтверждение о введении данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.

Заполненные анкеты и согласия родителей и анкеты оценки организации питания в образовательном учреждении хранятся в течение 5 лет в территориальном органе Роспотребнадзора.

Заключительный этап.

По представленным мониторинговым данным проводится оцифровка рисков нарушений здоровья школьников, связанных с пищевым фактором.

По результатам мониторингового этапа обработанные программным средством данные с указанием на выявленные управляемые факторы риска предоставляются ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора в пилотные регионы, не позднее 1 мес. с момента завершения аналитической обработки данных, для инициации разработки региональных и объектовых программ профилактики нарушений здоровья детей, связанных с пищевым фактором и направленных на достижение целевых показателей национального проекта "Демография" с последующей оценкой эффективности мероприятий.