III. Основные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации

III. Основные вызовы в области развития квалификаций

в Российской Федерации

11. Вхождение России в число крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях высокотехнологичных предприятий, цифровизация национальной экономики и необходимость массового внедрения технологических инноваций предъявляют новые требования к кадровому потенциалу страны. Повышение производительности труда и обеспечение высоких темпов экономического роста невозможно без изменения качества рабочей силы.

12. Главные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации состоят в следующем:

- внедрение современных технологий, возникновение новых отраслей, профессий и рабочих мест не обеспечиваются нужным количеством квалифицированных кадров, дефицит которых к концу 2030 года составит около 3 млн человек, что может привести к потерям в российской экономике, измеряемым сотнями миллиардов недополученной прибыли;

- механизм обновления номенклатуры и содержания профессий и квалификаций не соответствует темпам изменений потребностей экономики в кадрах. Организационные и финансовые издержки, связанные с введением новых профессий и квалификаций в сферах труда и образования, неоправданно высоки. Потери, связанные с отсутствием на рынке подготовленных специалистов с требуемыми квалификациями, несут не только работодатели, но и общество в целом;

- основные программные механизмы социально-экономического развития страны, реализуемые национальными, федеральными, региональными и ведомственными проектами, а также государственными программами различного уровня, как правило, не предусматривают необходимых задач кадрового обеспечения;

- участие работодателей в оценке результатов подготовки студентов в организациях среднего профессионального образования часто носит формальный характер, а в случае профессионального обучения - не предусмотрено; отсутствует возможность присвоения квалификации студентам организаций высшего образования по результатам освоения отдельных модулей образовательной программы. Это ослабляет позиции молодых людей на рынке труда и повышает издержки бизнеса на подбор, профессиональную адаптацию и переобучение персонала;

- подтверждение работниками квалификации, полученной неформальным путем, как правило, не урегулировано и связано с большими издержками для соискателей. Чаще всего в эту категорию попадает молодежь из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. Снижение барьеров для входа на рынок труда указанных слоев населения является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере занятости;

- в условиях глобализации экономики и углубления международного разделения труда нарастают потоки трудовой миграции, происходит унификация требований к навыкам и квалификации персонала в международном масштабе. Отсутствие механизмов отбора иностранных работников на основе подтвержденных квалификаций ведет к дополнительным издержкам компаний на обучение персонала и ложится дополнительным бременем на российскую экономику;

- ускоренная цифровизация хозяйственной и социальной жизни обострила спрос на цифровые компетенции работников, роль которых в новых условиях значительно возросла;

- процессы цифровизации в сфере труда и профессионального образования не синхронизированы, что ведет к увеличению транзакционных издержек, затрудняет интеграцию информационных потоков, использование современных облачных сервисов для граждан и работодателей.