20. Ожидаемые эффекты от реализации Стратегии связаны с достижением национальных целей развития, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
21. Основные эффекты реализации Стратегии
- формирование устойчивого механизма обеспечения качества трудовых ресурсов;
- повышение стабильности рынка труда за счет поддержания баланса спроса на квалифицированные кадры и предложения рабочей силы;
- повышение качества профессионального образования путем обеспечения соответствия образовательных программ требованиям рынка труда;
- повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации за счет качественных изменений на рынке труда;
- расширение доступа к квалифицированной рабочей силе;
- снижение издержек, связанных с поиском, отбором и обучением работников, отвечающих требованиям работодателя;
- развитие кадрового потенциала, обеспечивающего внедрение и использование технологических инноваций в компаниях и организациях;
- снижение профессиональных рисков, связанных с действиями персонала, повышение надежности и безопасности производственных процессов, снижение рисков для населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- доступность актуальной информации о востребованных и перспективных профессиях и квалификациях;
- снижение издержек при входе на рынок труда или смене профиля деятельности;
- возможность планирования профессиональной карьеры, повышение профессиональной мобильности;
- увеличение доходов в соответствии с ростом квалификации работника.
22. Основные планируемые результаты реализации Стратегии
По направлению 1. Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего:
- проводится регулярный углубленный мониторинг рынка труда, на его основе осуществляется прогнозирование потребности экономики и граждан в профессиях и квалификациях, в том числе по профессиям будущего, с использованием современных цифровых технологий;
- определен и функционирует порядок перехода от устаревших квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям;
- профессиональные стандарты, требования к квалификациям, оценочные средства для независимой оценки квалификации систематически актуализируются с учетом требований новых технологий;
- квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление профессиональной деятельности, соответствуют потребностям рынка труда;
- обеспечено оперативное и адресное доведение до работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, граждан, органов государственной власти и международных организаций информации о действующих в Российской Федерации современных классификаторах, профессиональных стандартах, профессиональных образовательных программах, квалификациях, а также процедурах и результатах их оценки.
По направлению 2. Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации:
- в интересах работодателей и граждан сформирована оптимальная нормативно-правовая и информационная среда для повышения уровня квалификации работников и развития человеческого капитала;
- при формировании требований к кадровому обеспечению реализации государственных программ, национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ и проектов используются инструменты национальной системы квалификаций Российской Федерации;
- сформированы критерии и механизмы признания устоявшихся практик оценки квалификации, которые основаны на передовых международных, отраслевых и корпоративных стандартах, их включения в национальную систему квалификаций Российской Федерации;
- разработаны и внедрены национальная и отраслевые рамки квалификаций, единый каталог и реестр квалификаций;
- в сфере труда и в сфере подготовки кадров используется преемственная система классификаторов, профессиональных стандартов, квалификаций, профессий и специальностей;
- единая цифровая платформа национальной системы квалификаций Российской Федерации обеспечивает взаимодействие институтов управления квалификациями и оказание широкого спектра услуг гражданам и работодателям, в том числе - ведение информационных баз национальной системы квалификаций; единый цифровой инструментарий мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалификациях; выявление новых профессий и квалификаций; цифровые сервисы для формирования профессиональной карьеры и профессиональной ориентации; цифровые сервисы для освоения и оценки квалификаций;
- положения профессиональных стандартов применяются при разработке и актуализации квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы; при отборе кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы применяются механизмы независимой оценки квалификаций;
- механизмы оценки квалификации, основанные на общих принципах, в том числе на принципах открытости, независимости и доступности процедуры, применяются заинтересованными организациями для определения фактической квалификации граждан, проведения активной политики занятости, содействия в трудоустройстве безработных граждан, высвобождаемых работников, лиц предпенсионного возраста, а также для оценки результатов профессионального образования и обучения указанных категорий населения.
По направлению 3. Обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде:
- обновлены на основе оценки рисков профессиональной деятельности перечни профессий и видов деятельности, профессиональных квалификаций, по которым требуется специальное регулирование нормативными правовыми актами;
- введены (актуализированы) профессиональные стандарты и квалификации по видам деятельности, связанным с особыми условиями труда, повышенными требованиями к надежности и безопасности, рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, рисками при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными профессиональными рисками;
- применяется объективный механизм периодической оценки квалификации работников, способствующий снижению профессиональных рисков, повышению безопасности и надежности производства товаров и оказания услуг.
По направлению 4. Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда:
- сформирован порядок ускоренной разработки профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных материалов, примерных основных образовательных программ - от утверждения профессионального стандарта до утверждения актуализированных основных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями проходит, как правило, не более 1 года, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ - не более 6 месяцев;
- профессиональные стандарты применяются при формировании примерных и основных профессиональных образовательных программ всех уровней и основных программ профессионального обучения, направленных на овладение выпускниками квалификациями, основанными на профессиональных стандартах;
- основные и дополнительные профессиональные образовательные программы и основные программы профессионального обучения систематически актуализируются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (требованиями к квалификациям);
- разработаны и применяются типовые модули профессиональных стандартов, образовательных программ, направленные на освоение цифровых компетенций работниками различного уровня и профиля;
- механизмы профессионально-общественной аккредитации и экспертизы активно применяются для повышения качества образовательных программ с учетом требований работодателей, профессиональных сообществ; снижена административная нагрузка на образовательные организации в рамках государственных систем аккредитации и лицензирования;
- итоговая и промежуточная аттестация обучающихся по профессиональным образовательным программам и программам профессионального обучения включает механизмы независимой оценки квалификации, в том числе по результатам освоения отдельных модулей профессиональных образовательных программ.
По направлению 5. Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации:
- проведены межгосударственные переговоры и заключены соглашения о взаимном признании российских квалификаций за рубежом и зарубежных квалификаций в Российской Федерации;
- сформированы инструменты сопоставления требований к квалификациям в рамках межгосударственных объединений, в которых принимает участие Российская Федерация;
- созданы экзаменационные центры, в том числе за рубежом, для обеспечения иностранных граждан возможностями подтверждения своей квалификации в Российской Федерации и на территории государств выезда;
- созданы условия для применения в Российской Федерации передовых зарубежных практик, связанных с востребованными в российской экономике и перспективными квалификациями, а также способов их оценки и подтверждения.
По направлению 6. Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций:
- инструменты независимой оценки квалификации интегрированы в трудовое законодательство Российской Федерации;
- современные профессиональные стандарты, независимая оценка квалификации широко применяются в управлении персоналом;
- услуги независимой оценки квалификации доступны для работодателей и соискателей;
- созданы условия для получения молодежью первого профессионального опыта и квалификации, обеспечивающих успешное трудоустройство и профессиональную адаптацию;
- данные о квалификации персонала организаций на основе реестра сведений о результатах независимой оценки квалификации учитываются по критерию "квалификация основного персонала" при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
- во всех регионах функционирует система консультирования для работодателей, образовательных организаций, российских и иностранных граждан по вопросам выбора, освоения и подтверждения квалификаций, формирования индивидуальной профессиональной карьеры и трудоустройства;
- цифровые ресурсы национальной системы квалификаций Российской Федерации, их сервисы доступны для широкого круга пользователей (государственных и муниципальных органов управления, работодателей, абитуриентов, учащихся, образовательных организаций; лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности; служб занятости, кадровых агентств, зарубежных партнеров и др.).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей