<Письмо> Минсельхоза России от 02.07.2020 N 4/1045 <По вопросам отнесения товара к переработанным продуктам, отнесения продуктов к продуктам, в которые входят несколько ингредиентов, проведения заказчиком экспертизы пищевой продукции при приемке>

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ПИСЬМО

от 2 июля 2020 г. N 4/1045

Административный департамент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно сноске 64 Типового контракта, абзац указывается в случае, если закупаемый товар относится к переработанным продуктам и (или) продуктам, в состав которых входит несколько ингредиентов. Таким образом, сноска относится ко всему абзацу.

По вопросу отнесения товара к переработанным продуктам информирую, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, переработка (обработка) - это тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.

В этой связи пищевая продукция, подвергшаяся одному или нескольким указанным процессам, является переработанной, а продукция, подвергшаяся заморозке или охлаждению, переработанной не является.

По вопросу отнесения продуктов к продуктам, в которые входят несколько ингредиентов, в том числе творога, сметаны, молока питьевого, обогащенного йодом и/или витамином, сообщаю.

В соответствии с положениями ТР ТС 021/2011 требуется указание состава продукции, в том числе содержащихся в ней компонентов (ингредиентов).

В ТР ТС 021/2011 содержится определение пищевого компонента (ингредиента), которым является продукт или вещество (включая пищевые добавки, ароматизаторы), которые в соответствии с рецептурой используются при производстве (изготовлении) пищевой продукции и являются ее составной частью.

Пищевая промышленность выпускает широкий ассортимент продукции животного и растительного происхождения, состоящих как из одного ингредиента (например, молоко питьевое, мясо, крупа, сахар свекловичный, масло подсолнечное, мука пшеничная, ржаная и другие), так и из нескольких (колбасные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки, мука ржано-пшеничная и другие).

Таким образом, отнесение продукции к продуктам, в которые входят несколько ингредиентов, зависит от ее состава.

По вопросу проведения заказчиком экспертизы пищевой продукции при приемке сообщаю, что, согласно ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", пищевая продукция, приведенная в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, включающей декларацию соответствия пищевой продукции и, если продукция животного происхождения, ветеринарно-санитарным документам.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:

которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;

которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;

в отношении которых установлен факт фальсификации;

в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;

которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;

которые не имеют товаросопроводительных документов.

В соответствии со статьей 1 Закона N 29-ФЗ под фальсифицированными пищевыми продуктами, материалами и изделиями понимаются пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной; под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.

Согласно сноске 63 Типового контракта, в случае если срок действия государственного (муниципального) контракта (контракта) составляет более 3 месяцев, экспертиза проводится не реже 1 раза в 3 месяца, в случае если срок действия государственного (муниципального) контракта (контракта) составляет менее 3 месяцев - проведение указанной экспертизы осуществляется не менее одного раза в течение срока действия такого государственного (муниципального) контракта (контракта).

В этой связи заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара своими силами, в том числе на изложенные обстоятельства, или привлечь независимых экспертов (экспертных организаций) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обращаю внимание, что письма Минсельхоза России и его структурных подразделений по вопросам применения нормативных правовых актов не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также сообщаю, что Минсельхоз России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Директор

И.А.ТАРАСОВА