1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. Учитывая конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о несоответствии требованиям действующего законодательства процедуры проведения общего собрания участников Общества, составленного по его результатам протокола от 15.08.2019, имеющееся постановление суда кассационной инстанции, свидетельствующее о недостоверности сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, суды указали, что вывод регистрирующего органа о наличии оснований для принятия оспариваемого решения, предусмотренных подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", является правомерным.
По делу N А03-4619/2020 Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции о признании незаконным и отмене решения от 29.11.2019 N 20240А об отказе в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением от 23.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 30.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Общества отказано.
Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств дела, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просило отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 24.10.2019 в Инспекцию поступило заявление о внесении изменений в сведения о юридическим лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по форме N Р14001 (о внесении изменений в сведения об адресе Общества; внесение сведений о прекращении участия В.В.В., В.Т.К., С.Ж.В.) вх. N 20240А с приложением протокола N 2/19 внеочередного общего собрания участников Общества от 15.08.2019, решения от 25.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13729/2016, постановления от 02.07.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, договора субаренды нежилого помещения от 15.08.2019, письма о предоставлении документов от 24.10.2019, сопроводительного письма от 24.10.2019.
Согласно протоколу N 2/19 внеочередного общего собрания участников Общества от 15.08.2019 на повестке дня указаны следующие вопросы: внесение изменений в ЕГРЮЛ сведений о доли, принадлежащей Обществу; изменение местонахождения Общества. Для справки указано следующее: "решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.02.2019 по делу N А03-13729/2016, оставленным без изменения Постановлением Седьмого апелляционного арбитражного суда от 02.07.2019 года, установлено, что доли С.Ж.В., В.Т.К. и В.В.В. не оплачены. При принятии решения по первому вопросу участники Общества пришли к выводу о том, что доли С.Ж.В., В.Т.К. и В.В.В. не оплачены". По второму вопросу решили изменить местонахождение Общества на адрес: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 109, офис 302А.
В соответствии со сведениями, содержимся в ЕГРЮЛ, участниками Общества с 26.04.2016 по настоящее время являются физические лица: - В.В.В. - 1 875 руб. (12,5%); - В.Т.К. - 1 875 руб. (12,5%); - Л.Д.П. - 6 000 руб. (40%); - С.Ж.В. - 3 750 руб. (25%); - Т.Ю.В. - 1 500 руб. (10%).
29.11.2019 регистрирующим органом на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) принято решение N 20240А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует и судами установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации по представленному пакету документов, послужило то, что Обществом в регистрирующий орган представлены документы в связи с прекращением прав на долю в Общества С.Ж.В., В.Т.К. и В.В.В. В качестве документа, подтверждающего основания перехода к Обществу доли или части доли представлен протокол N 2/19 внеочередного общего собрания участников от 15.08.2019 со ссылкой на решение от 25.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13729/2016. Однако, Арбитражным судом Западно-Сибирского округа данный вывод признан ошибочным. В связи с этим, регистрирующий орган сделал вывод о том, что представленное для государственной регистрации заявление по форме N Р14001 содержит недостоверные сведения, что в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества. Срок такой оплаты не может превышать четыре месяца с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 14-ФЗ в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 14-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли. В случае, если в течение указанного срока доля или часть доли будет распределена, продана или погашена, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, извещается обществом путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документов, подтверждающих основания перехода к обществу доли или части доли, а также их последующих распределения, продажи или погашения. Документы для государственной регистрации предусмотренных данной статьей изменений, а при продаже доли или части доли также документы, подтверждающие оплату доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения о распределении доли или части доли между всеми участниками общества, об их оплате приобретателем либо о погашении.
При этом, из материалов дела следует, что на момент принятия решения от 29.11.2019 N 20240А об отказе в государственной регистрации, Арбитражным судом Западно-Сибирского округа вынесено постановление по делу N А03-13729/2016, согласно которому кассационная инстанция посчитала обоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций без достаточных оснований пришли к выводу о том, что С.Ж.В. является ненадлежащим истцом, поскольку при разрешении возникшего по прошествии значительного периода времени с момента создания общества спора о наличии у С.Ж.В. статуса участника Общества в качестве доказательств, подтверждающих (опровергающих) это обстоятельство, могли быть приняты не только платежные документы о внесении вклада, но и иные свидетельства, в том числе характеризующие отношения С.Ж.В., статус которой поставлен под сомнение, с другими участниками общества, поведение самого истца по осуществлению корпоративных прав, а также действия Общества в отношении доли.
Таким образом, суд кассационной инстанции вывод, указанный в протоколе N 2/19 внеочередного общего собрания участников Общества от 15.08.2019, признал ошибочным.
Судами правильно указано, что в силу пункта 10.9 Устава Общества решение принимается общим собранием большинством голосов от общего числа голосов участников Общества.
При этом, суды установили, что согласно протоколу N 2/19 внеочередного общего собрания участников Общества от 15.08.2019, предоставленному в регистрирующий орган, на собрании присутствовали 2 участника из 5, их доля участия составляет 50%, то есть решение принято с нарушением положений пункта 10.9 Устава.
Судами правомерно отмечено, что необходимым условием государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, предусмотренного Законом N 129-ФЗ, но и достоверность сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии требованиям действующего законодательства процедуры проведения общего собрания участников Общества (в частности, отсутствие кворума, предусмотренного положениями пункта 8 статьи 37 Закона N 14-ФЗ, пункта 10.9 Устава Общества, для принятия решений общим собранием участников Общества), составленного по его результатам протокола от 15.08.2019, имеющееся постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принятого в рамках дела N А03-13729/2016 Арбитражного суда Алтайского края и свидетельствующее о недостоверности сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, суды обоснованно указали, что вывод регистрирующего органа о наличии оснований для принятия оспариваемого решения, предусмотренных подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, является правомерным.
1.2. Формулируя вывод о незаконности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации, суд кассационной инстанции исходил из того, что указание в разделе 10 "Реквизиты сторон" договора аренды в качестве юридического адреса Общества адреса, сведения о котором на дату составления договора содержались в ЕГРЮЛ и признаны недостоверными, не может расцениваться как представление документов, содержащих недостоверные сведения, поскольку данный договор был представлен при государственной регистрации в целях подтверждения достоверности сообщаемых сведений о новом адресе юридического лица, сведения о котором содержатся в разделе 1 договора "Предмет договора". Суд кассационной инстанции также отметил, что что до внесения изменений в сведения об адресе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, формально отсутствуют основания для указания Обществом иного адреса.
По делу N А13-1293/2020 Общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции от 31.07.2019 N 11425А об отказе в государственной регистрации, а также от 31.10.2019 по жалобе Общества; обязании Инспекции зарегистрировать изменение адреса Общества.
Решением от 16.06.2020 в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просило отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 07.08.2017.
22.12.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены следующие сведения об адресе (месте нахождения) Общества: 150030, Ярославская обл., г. Ярославль, пр. Фрунзе, д. 2, кв. 127.
15.01.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Единственным участником Общества принято решение от 21.05.2019 N 5 об изменении места нахождения Общества на следующее: 160009, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 87, оф. 204.
31.05.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения.
Общество 24.07.2019 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице в части адреса, приложив в подтверждение места нахождения Общества договор от 18.02.2019 аренды нежилого помещения по адресу: г. Вологда, Предтеченская ул., д. 87, оф. 204. При этом в разделе 10 договора "реквизиты сторон" указан адрес Общества в г. Ярославле.
Решением Инспекции от 31.07.2019 N 11425А отказано в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице на основании "р", "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку в пункте 10 договора аренды "Реквизиты сторон" указаны недостоверные сведения об адресе арендатора, при проведении Инспекцией N 11 проверочных мероприятий по адресу, сведения о котором заявитель просит внести в ЕГРЮЛ, установлено отсутствие по названному адресу постоянно действующего органа юридического лица.
Решением Управления от 31.10.2019 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, поскольку в представленном для государственной регистрации договоре аренды содержатся недостоверные сведения об адресе места нахождения Общества. При этом указано на необоснованность решения от 31.07.2019 N 11425А в части отказа на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, поскольку протоколами от 28.06.2019 и 26.07.2019 осмотров помещения, проведенных Инспекцией, не подтверждена объективная невозможность использования спорного помещения для размещения постоянно действующего исполнительного органа Общества, а также не представлены документы, свидетельствующие о невозможности осуществления обратной связи с Обществом по данному адресу.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения Закона о государственной регистрации, в соответствии с которыми регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице, направлены в том числе на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота, в котором участвуют лишь юридические лица, обладающие правоспособностью, которая возникает с момента внесения в реестр сведений о создании юридического лица и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении юридического лица.
Юридические лица, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, как добросовестные участники гражданского оборота должны в кратчайшие сроки принять меры к приведению содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в соответствие с действительностью, сообщить регистрирующему органу сведения или представить документы в целях подтверждения достоверности содержащихся в реестре сведений либо для внесения в реестр достоверных сведений взамен признанных недостоверными.
Общество в целях исправления сведений о нем, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении которых внесена запись о недостоверности, представило в Инспекцию заявление с приложением договора аренды в подтверждение нахождения Общества по адресу, сведения о котором заявитель просил внести в ЕГРЮЛ.
Необоснованность отказа регистрирующего органа по причине недостоверности представленных сведений об адресе Общества была признана Управлением; недостоверность данных сведений не установлена судами. Фактическое отсутствие в арендуемом помещении постоянно действующего исполнительного органа либо сотрудников Общества, невозможность использования помещения для размещения постоянно действующего органа и осуществления связи с Обществом по данному адресу регистрирующим органом не доказаны, что отмечено в решении Управления от 31.10.2019 по жалобе Общества.
Таким образом, приложенный Обществом к заявлению договор аренды подтверждал достоверность сведений об адресе Общества, которые оно просило внести в реестр.
Указание в разделе 10 "Реквизиты сторон" договора аренды в качестве юридического адреса Общества адреса, сведения о котором на дату составления договора содержались в ЕГРЮЛ и признаны недостоверными, не может расцениваться как представление документов, содержащих недостоверные сведения, поскольку данный договор был представлен при государственной регистрации в целях подтверждения достоверности сообщаемых сведений о новом адресе юридического лица, сведения о котором содержатся в разделе 1 договора "Предмет договора".
Необходимо отметить, что до внесения изменений в сведения об адресе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, формально отсутствуют основания для указания Обществом иного адреса.
При таком положении в результате отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений сведений об адресе Общества по мотиву указания в договоре недостоверных сведений о реквизитах Общества фактически создаются препятствия для внесения в ЕГРЮЛ достоверных сведений об адресе Общества, сохраняется риск исключения из ЕГРЮЛ сведений об Обществе как юридическом лице, при том что Общество приняло зависящие от него меры для внесения в реестр достоверных сведений о нем.
С учетом изложенного вывод судов о законности оспариваемых решений нельзя признать соответствующим обстоятельствам спора и положениям законодательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами верно, однако судами неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочен, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
1.3. Из содержания пункта 1 статьи 14, подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в полномочия регистрирующего органа при решении вопроса о государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, входит проверка соблюдения установленного законом порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица, в том числе того, отвечает ли представленный для государственной регистрации передаточный акт положениям статьи 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
По делу N А59-662/2020 Г.Е.В. обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 26.12.2019 N 7236А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "С."; возложении обязанности в течение пяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу осуществить государственную регистрацию юридического лица.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.08.2020 заявленные Г.Е.В. требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение инспекции от 26.12.2019 N 7236А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "С." и обязал инспекцию в течение двадцати дней с момента вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО "С.".
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.12.2020 решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Г.Е.В., воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, указывая в жалобе на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и установленным по делу доказательствам, просила Арбитражный суд Дальневосточного округа постановление от 04.12.2020 отменить, решение суда первой инстанции от 20.08.2020 оставить в силе.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания участников ООО "Б. 1", оформленного протоколом общего собрания участников от 02.08.2019 N 02-07/19, принято решение о реорганизации ООО "Б. 1" в форме разделения на ООО "Б." - участники М.А.О. 50% и М.О.А. 50% от уставного капитала общества и ООО "С." - единственный участник Г.Е.В. 100% уставного капитала общества.
20.08.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме разделения.
19.12.2019 по истечении трехмесячного срока с даты внесения записи о начале процедуры реорганизации ООО "Б. 1" в инспекцию подано заявление о государственной регистрации ООО "С.", создаваемого путем реорганизации ООО "Б. 1".
Решением инспекции от 26.12.2019 N 7236А в государственной регистрации ООО "С." в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) отказано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Г.Е.В. требования, пришел к выводу о том, что у инспекции отсутствовали предусмотренные пунктом 1 части 23 Федерального закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации в связи с тем, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону, в том числе при его реорганизации, кроме того указал, что решение инспекции не мотивировано и не содержит сведений об обстоятельствах, подтверждающих недостоверность сведений, представленных в разделительном балансе.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ в случае реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения составляется передаточный акт, в котором отражается информация об активах и обязательствах реорганизуемого юридического лица. Наличие данного документа является обязательным для проведения процедуры реорганизации.
В силу положений пункта 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (абзац 1 пункта 2 статьи 59 ГК РФ).
Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (пункт 5 статьи 60 ГК РФ).
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (абзац 2 пункта 2 статьи 59 ГК РФ).
В силу "а", "х", "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных данных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации; представление документов, содержащих недостоверные сведения.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что согласно представленному в инспекцию на государственную регистрацию передаточному акту, содержащему разделительный баланс ООО "Б. 1" на 10.12.2019, а также из приложения N 1 к передаточному акту следует, что имущество, учтенное на счете 01 "Основные средства" распределено по остаточной стоимости в размере 140 125 070,83 руб. на суммы 62 387 580,54 руб. в адрес ООО "С." и 77 737 490,29 руб. в адрес ООО "Б.".
Между тем в расшифровке порядка распределения имущества (приложение N 1) отсутствуют сведения об объектах имущества с кадастровыми номерами 62:02:0000040:1996 (производственно-складская база в с. Дальнее 2-й этап, 6 очередь строительства - столовая), 65:02:0000040:1980 (производственная база в с. Дальнее, 2-й пусковой комплекс, 7-я очередь строительства, боксы на 5 автомобилей), 65:02:0000040:2170 (производственно-складская база в с. Дальнее г. Южно-Сахалинске, 5-я очередь строительства, 1-й пусковой комплекс. Ремонтная мастерская гусеничной и колесной техники), которые согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) по состоянию 19.12.2019 (дата обращение Г.Е.В. с заявлением о государственной регистрации ООО "С."), являются собственностью ООО "Б 1".
Ссылки заявителя на пункты 12, 13 передаточного акта, согласно которым объекты с кадастровыми номерами 62:02:0000040:1996, 65:02:0000040:1980, 65:02:0000040:2170 на дату составления передаточного акта уже были переданы по договорам купли-продажи от 27.11.2019 - М.Д.О., от 11.09.2019 - М.Г.В., отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают наличие на момент составления передаточного акта (17.12.2019) за ООО "Б. 1" права собственности на указанные объекты. Таким образом, по верному выводу суда апелляционной инстанции, объекты с кадастровыми номерами 62:02:0000040:1996, 65:02:0000040:1980, 65:02:0000040:2170 подлежали отражению и оценке в приложении N 1 к передаточному акту.
С учетом изложенного суд второй инстанции обоснованно счел представленный передаточный акт содержащим недостоверную информацию относительно передаваемых прав и обязанностей в отношении всего имущества реорганизуемого лица.
Также судом апелляционной инстанции принято во внимание наличие возражений участников ООО "Б. 1" М.А.О. и М.О.А. относительно предстоящей государственной регистрации ООО "С.", создаваемого путем реорганизации ООО "Б. 1" по заявлению Г.Е.В. от 19.12.2019, в том числе, несогласие участников с передаточным актом от 17.12.2019.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у инспекции имелись законные основания для принятия в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ решения от 26.12.2019 N 7236А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "С.".
1.4. Поскольку Инспекция вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие обстоятельств, являющихся основанием для принятия оспариваемого решения (в частности, недостоверность сведений в документах, представленных для регистрации), суды удовлетворили заявленные Обществом требования о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации. При этом доводы Инспекции со ссылкой на наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений об адресе Общества и его участнике и наличие в связи с этим оснований для отказа в государственной регистрации изменения сведений о юридическом лице в части состава его участников судом кассационной инстанции были отклонены, поскольку данные обстоятельства не указаны в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в государственной регистрации изменения сведений об Обществе. Суд кассационной инстанции также отметил, что Инспекцией не представлены документы, на основании которых были внесены соответствующие записи, а также доказательства, подтверждающие соблюдение установленного пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
По делу N А21-14056/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции, Управлению о признании незаконным и об отмене решения Инспекции от 24.06.2019 N 9210А об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о новом участнике Общества - П.Р.И. и об обязании Инспекции внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ.
Кроме того, Общество просило взыскать с Инспекции в его пользу 70 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2020 заявление удовлетворено частично: признано незаконным решение Инспекции от 24.06.2019 N 9210А, на Инспекцию возложена обязанность осуществить государственную регистрацию изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ; с Инспекции в пользу Общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 30 000 руб. расходов на оплату услуг представителя; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 решение от 18.03.2020 изменено в части взыскания расходов на оплату услуг представителя, в удовлетворении этого требования отказано, в остальной части решение от 18.03.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просила отменить решение от 18.03.2020 и постановление от 13.07.2020, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 31.05.2018.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 11.12.2018 единственным участником Общества являлся Н.А.А.
В дальнейшем Общество 16.05.2019 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице (относительно состава участников Общества) на основании нотариально удостоверенного договора от 15.05.2019 купли-продажи доли в размере 100% уставного капитала Общества между Н.А.А. (продавцом) и П.Р.И. (покупателем).
Инспекцией 23.05.2019 принято решение о приостановлении государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Решением Инспекции от 24.06.2019 в государственной регистрации изменений сведений об участнике Общества отказано на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта (решения), возлагается на орган, который принял данный акт (решение) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из содержания оспариваемого Обществом решения Инспекции следует, что в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице в части данных о единственном участнике Общества на основании нотариально удостоверенного договора от 15.05.2019 купли-продажи доли в размере 100% уставного капитала Общества отказано со ссылкой на положения подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Названной нормой предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Инспекцией в оспариваемом решении от 24.06.2019 не указано - какие именно недостоверные сведения содержатся в документах, представленных для государственной регистрации изменения сведений об участнике Общества.
В решении от 24.06.2019 лишь отражено, что по итогам проведенных Инспекцией контрольных мероприятий выявлено, что Общество по месту регистрации юридического лица отсутствует, что, по мнению регистрирующего органа, свидетельствует о том, что не обеспечена достоверность вносимых в ЕГРЮЛ сведений.
Между тем, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, касающихся состава участников Общества, а не адреса его регистрации.
Поскольку Инспекция вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ не доказала наличие обстоятельств, являющихся основанием для принятия оспариваемого решения (в частности, недостоверность сведений в документах, представленных для регистрации), суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений об адресе Общества и его участнике и наличие в связи с этим оснований для отказа в государственной регистрации изменения сведений о юридическом лице в части состава его участников отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона N 129-ФЗ, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
Приведенные Инспекцией в жалобе обстоятельства не указаны в решении от 24.06.2019 в качестве основания для отказа в государственной регистрации изменения сведений об Обществе.
Из содержания представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении Общества следует, что записи о недостоверности сведений об адресе и участнике Общества были внесены 24.05.2019, то есть после подачи заявления, по результатам которого Инспекцией принято оспариваемое решение, равно как и после истечения предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ срока осуществления государственной регистрации.
Документы, на основании которых были внесены соответствующие записи (решение регистрирующего органа, заявления заинтересованных лиц), Инспекцией не представлены.
При этом установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ порядок внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, предусматривает направление регистрирующим органом, установившим по результатам проверки недостоверность сведений о юридическом лице, этому юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, и внесение сведений о недостоверности в случае неисполнения юридическим лицом обязанности по представлению документов, свидетельствующих о достоверности сведений, по истечении 30 дней с момента направления регистрирующим органом такого уведомления.
Доказательства, подтверждающие соблюдение этого порядка, Инспекцией также не представлены.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
1.5. В связи с тем, что указанное в учредительном документе фирменное наименование заявленного к регистрации хозяйственного общества не отвечало требованиям статьи 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии в данном случае предусмотренного подпунктом "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А56-91981/2019 Д.Е.В. обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 30.04.2019 N 84809А об отказе в государственной регистрации общества "Юридическая и финансовая консультация" и об обязании Инспекции осуществить государственную регистрацию названной организации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Д.Е.В., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 03.06.2020 и постановление от 23.09.2020, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных им требований.
Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов
Как следует из материалов дела и установлено судами, Д.Е.В. 25.04.2019 обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации общества "Юридическая и финансовая консультация" при его создании.
Решением Инспекции от 30.04.2019 N 84809А в государственной регистрации общества "Юридическая и финансовая консультация" отказано на основании, в частности, подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) со ссылкой на несоответствие наименования юридического лица требованиям Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
В данном случае из представленных заявителем документов следует, что в фирменном наименовании организации, заявление о регистрации которой подано Д.Е.В., использовано словосочетание "юридическая консультация".
В соответствии со статьей 5 Закона N 63-ФЗ использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном указанным Федеральным законом, организациями.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 63 предусмотрены следующие формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическое консультация по смыслу статей 22, 23 и 24 Закона N 63-ФЗ являются некоммерческими организациями, адвокатский кабинет в силу статьи 21 того же Закона не является юридическим лицом.
Поскольку общество "Юридическая и финансовая консультация" не относится к категории организацией, создаваемых в порядке, установленном Законом N 63-ФЗ, суды обоснованно посчитали, что указанное в учредительном документе фирменное наименование заявленного к регистрации хозяйственного общества не отвечает требованиям статьи 5 Закона N 63-ФЗ.
На основании установленных по делу обстоятельств суды пришли к верному выводу о наличии в данном случае предусмотренного подпунктом "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации названного общества.
При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований.
1.6. Положениями подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения. Отсутствие опыта руководителя в сфере управления организацией в качестве основания для отказа в проведении регистрационных действий не предусмотрено.
По делу N А21-15305/2019 М.Л.А. обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решений Инспекции об отказе в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2020 требования Максимовой Л.А. удовлетворены, решения Инспекции от 19.08.2019 N 13745А и от 19.08.2019 N 13747А признаны незаконными, на Инспекцию возложена обязанность внести изменения в сведения о юридическом лице на основании представленных документов.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 18.02.2020 и постановление от 06.08.2020, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных М.Л.А. требований.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 03.10.2008.
12.07.2019 М.Л.А., действуя в качестве генерального директора Общества, обратилась в Инспекцию с заявлением по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с увеличением уставного капитала Общества и изменением состава его участников.
Решением Инспекции от 19.08.2019 N 13745А в государственной регистрации названных изменений отказано на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
12.07.2019 М.Л.А. также обратилась в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, с указанием в качестве такового М.Л.А. на основании решения единственного участника Общества от 12.07.2019 о назначении ее на должность генерального директора.
Решением Инспекции от 19.08.2019 N 13747А во внесении указанных изменений в реестр отказано также на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Из содержания оспариваемых решений Инспекции следует, что в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с изменением состава участников вследствие принятия в участники Общества М.Л.А., увеличением уставного капитала Общества за счет вносимого ею вклада, изменений сведений о юридическом лице в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Общества, в связи с назначением М.Л.А. на должность генерального директора, отказано со ссылкой на положения подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ и обстоятельства опроса М.Л.А., по результатам которого Инспекция посчитала, что М.Л.А. не владеет информацией относительно финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Между тем, положениями подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, на которые указала Инспекция в обоснование оспариваемых решений, предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Отсутствие опыта руководителя в сфере управления организацией в качестве основания для отказа в проведении регистрационных действий не предусмотрено.
При таких обстоятельствах поскольку Инспекция вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие обстоятельств, являющихся основанием для принятия оспариваемых решений (в частности, недостоверность сведений в документах, представленных для регистрации), суды правомерно удовлетворили заявленные М.Л.А. требования.
1.7. Констатировав, что представленное на государственную регистрацию заявление содержит недостоверные сведения об ОГРНИП индивидуального предпринимателя, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации. Суды также отметили, что представление сведений о присвоенном ОГРНИП находилось в пределах контроля заявителя, который не был лишен возможности сообщить достоверные сведения для совершения Инспекцией регистрационных действий. Причины, по которым индивидуальным предпринимателем в заявлении указан недостоверный ОГРНИП, не являются юридически значимыми обстоятельствами для отказа в государственной регистрации.
По делу N А11-3164/2020 Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 25.03.2019 N 3726А и обязании Инспекции снять ее с учета в качестве индивидуального предпринимателя с момента обращения, то есть с 18.03.2019.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП, не согласившись с решением суда, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Первый арбитражный апелляционный суд не установил правовых оснований для отмены решения суда.
ИП 18.03.2019 через филиал МФЦ подала заявление в Инспекцию о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением регистрирующего органа N 3726А от 25.03.2019 ИП отказано в государственной регистрации.
Согласно "ч" и "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 указанного Федерального закона; а также в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения заявления по форме N Р26001 утвержден Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования).
Согласно пункту 16.2 Требований раздел 1 "Сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" заявления по форме N Р26001 заполняется в соответствии со сведениями ЕГРИП.
Материалами дела подтверждается, что 18.03.2019 в Инспекцию поступило заявление ИП о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001, в графе "ОГРНИП" которого вместо присвоенного ей номера 31933280000560 заявитель указал номер 31033043400034.
Следовательно, представленное на государственную регистрацию заявление содержит недостоверные сведения об ОГРНИП ИП, что заявителем не оспаривается.
Представление сведений о присвоенном ОГРНИП находилось в пределах контроля заявителя, который не был лишен возможности сообщить достоверные сведения для совершения Инспекцией регистрационных действий.
Причины, по которым в заявлении указан недостоверный ОГРНИП, не являются юридически значимыми обстоятельствами для отказа в регистрации.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что решение регистрирующего органа соответствует закону.
1.8. Учитывая, что доводы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора были заявлены инспекцией при рассмотрении дела судом первой инстанции (пункт 18 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020), а также то обстоятельство, что Управление является самостоятельным лицом, не привлеченным к участию в деле, в отсутствие мнения которого невозможно оценить перспективу досудебного урегулирования спора, суд апелляционной инстанции усмотрел основания для отмены решения суда первой инстанции и оставления заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу N А70-13405/2020 общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения N 11690А об отказе в государственной регистрации от 17.07.2020.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.09.2020 по делу N А70-13405/2020 заявленные требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о местонахождении общества, в связи с чем решение регистрирующего органа от 17.07.2020 N 11690А признал не соответствующим нормам Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). При этом довод заинтересованного лица о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора отклонил.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, заявление оставить без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта
Отклоняя довод заинтересованного лица о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление по отношению к инспекции не является вышестоящим территориальным органом, уполномоченным на осуществление функций по государственной регистрации юридических лиц. Как указал суд, ввиду того, что вышестоящим регистрирующим органом для единого регистрирующего органа на территории юга Тюменской области - инспекции является подразделение Центрального аппарата ФНС России, который является федеральным органом исполнительной власти, заявитель обоснованно воспользовался своим правом, предоставленным абзацем третьим части 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ, на обжалование отказа в регистрации непосредственно в суд.
В соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, к регистрирующим органам по смыслу статьи 2 Закона N 129-ФЗ относятся ФНС России и ее территориальные органы.
В силу абзаца первого части 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган (абзац второй части 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ).
В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, и (или) в суд (абзац третий статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ).
В рассматриваемом случае суду следует установить, какой регистрирующий орган по структуре ФНС России является вышестоящим по отношению к инспекции.
Приказом ФНС России от 15.05.2019 N ММВ-7-4/250 утверждена структура Управления, в которую входит, в том числе, инспекция.
Как следует из пункта 1 Положения об инспекции, утвержденного приказом Управления, инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления и подконтрольна ФНС России и Управлению.
С учетом изложенного, вышестоящим регистрирующим органом по отношению к инспекции является Управление.
Как указано выше, абзацем вторым части 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации в вышестоящий регистрирующий орган.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об обжаловании обществом решения инспекции от 17.07.2020 N 11690А в Управление, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдении обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора, что согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2016 N 308-КГ15-19739 по делу N А32-4711/2015).
Учитывая, что доводы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора были заявлены инспекцией при рассмотрении дела судом первой инстанции (пункт 18 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020), а также то обстоятельство, что Управление является самостоятельным лицом, не привлеченным к участию в деле, в отсутствие мнения которого невозможно оценить перспективу досудебного урегулирования спора, суд апелляционной инстанции усмотрел основания для отмены решения суда первой инстанции и оставления заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей