Рекомендации к вагонам моторвагонного подвижного состава

4.5. Планировка вагонов моторвагонного подвижного состава в соответствии с проектной или иной документацией на вагон, может включать туалетные комплексы, переходные площадки, зону бистро, игровую зону для детей, багажное отделение (отсек) для крупногабаритных вещей пассажиров, специализированные места для перевозки мелких домашних животных.

Требования к помещениям (салонам) моторвагонного подвижного состава рекомендуется применять ко всем зонам планировки вагонов моторвагонного подвижного состава, указанным выше.

Моторвагонный подвижной состав - моторные и не моторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

Рекомендуется при оценке параметров микроклимата в моторвагонном подвижном составе использовать классификацию моторвагонного подвижного состава по назначению в зависимости от расстояния следования и скорости движения.

Моторвагонный подвижной состав (электропоезда) пригородного следования:

Городские - для перевозок пассажиров на выделенных маршрутах с высоким пассажиропотоком длиной участка оборота не более 60 км;

Пригородные - для перевозок пассажиров в пригородных зонах длиной участка оборота не более 200 км.

Дальние - для перевозок пассажиров в дальнем сообщении на межрегиональных и междугородних маршрутах длиной участка оборота от 150 до 700 км.

Пассажирские - обращающиеся со скоростью движения до 120 км/ч включительно.

Скорые - обращающиеся со скоростью движения в интервалах св. 120 до 140 км/ч включительно.

Скоростные - обращающиеся со скоростью движения в интервалах св. 140 до 200 км/ч включительно.

Высокоскоростные - обращающиеся со скоростью движения св. 200 км/ч.

4.6. Хозяйствующему субъекту при эксплуатации моторвагонного подвижного состава рекомендуется поддерживать в исправном состоянии двери (наружные входные, внутренние проходные, санузлов), пассажирские сидения (диваны) в целях обеспечения нормируемых параметров, предъявляемых к салонам моторвагонного подвижного состава.

4.7. Хозяйствующему субъекту при эксплуатации моторвагонного подвижного состава рекомендуется поддерживать в исправном состоянии системы фиксации элементов кресел и крепления пассажирских кресел в целях обеспечения нормируемых параметров, предъявляемых к пассажирским креслам для вагонов 1, 2 и 3 классов. Классность вагона определяется проектной или иной документацией, в целях обеспечения нормируемых параметров, предъявляемых.

4.8. Для снижения инсоляции и защиты органов зрения пассажиров на окнах подвижного состава могут применяться любые технические решения: тонированные стекла, оборудование занавесок, штор, жалюзи и др.

4.9. В вагонах моторвагонного подвижного состава рекомендуется предусматривать возможность естественной вентиляции помещений через специальные устройства (форточки, фрамуги и т.д.) на случай отказа системы вентиляции в вагоне, которая обеспечит выполнение требований нормативных значений по количеству наружного воздуха, подаваемого в салон.

Хозяйствующему субъекту в течение всего периода эксплуатации моторвагонного подвижного состава на линии рекомендуется содержать все элементы систем, обеспечивающих естественное проветривание вагонов в исправном состоянии в целях обеспечения нормируемых параметров подачи наружного воздуха в салон моторвагонного подвижного состава.

Хозяйствующему субъекту в течение всего периода эксплуатации рекомендуется поддерживать в исправном состоянии системы вентиляции, кондиционирования, своевременно проводить замену фильтров в целях обеспечения нормируемых параметров, предъявляемых к содержанию химических веществ в воздушной среде вагонов моторвагонного подвижного состава.

4.10. Хозяйствующему субъекту в течение всего периода эксплуатации рекомендуется поддерживать герметичность оконных и дверных проемов, целостность остекления окон и дверей, целостность внутренней обшивки вагонов, исправность систем отопления, вентиляции, кондиционирования (климат-контроля) в соответствии с сезоном эксплуатации в целях обеспечения нормируемых параметров микроклимата.

При выходе из строя (неисправности) систем или нарушении герметичности и целостности элементов конструкции вагонов, хозяйствующий субъект организует проведение планового или внепланового технического обслуживания и/или текущего ремонта.

4.11. Очистка и дезинфекция системы вентиляции и кондиционирования воздуха осуществляется в рамках производственного контроля; в плановом порядке - согласно плану, определенному хозяйствующим субъектом; во внеплановом порядке - при выявлении несоответствия воздуха установленным гигиеническим нормативам.

4.12. Хозяйствующему субъекту в течение всего периода эксплуатации моторвагонного подвижного состава рекомендуется поддерживать все элементы системы освещения в исправном состоянии, поддерживать целостность и комплектность электроосветительных установок, проводить замену перегоревших ламп только на лампы соответствующей мощности, поддерживать равномерность освещения салона по всей ширине и длине с целью обеспечения нормируемых параметров.

При неисправности системы освещения вагонов, эксплуатирующему субъекту рекомендуется определять порядок и сроки направления моторвагонного подвижного состава на техническое обслуживание и текущий ремонт.

4.13. Заправка питьевой водой системы водоснабжения моторвагонного подвижного состава осуществляется в моторвагонных депо и в специально оборудованных (оснащенных) пунктах по графику. Хозяйствующему субъекту рекомендуется содержать систему водоснабжения моторвагонного подвижного состава в исправном состоянии, обеспечивающим бесперебойную подачу воды в водоразборные краны умывальников и на слив унитазов в течение всего время эксплуатации на линии.

Рекомендуется дезинфекцию шлангов осуществлять не реже одного раза в три месяца хозяйствующим субъектом, на чьем балансе находятся шланги; при наличии шлангов в системе водоснабжения вагонов, дезинфекция их проводится вместе с системой водоснабжения вагона.

При эксплуатации водозаправочных шлангов рекомендуется соблюдать правила хранения, эксплуатации и дезинфекции, направленные на предотвращение их загрязнения; запрещается перемещение по земле оголовков водозаправочных шлангов.

Эксплуатирующая организация осуществляет производственный контроль за качеством питьевой воды в системах водоснабжения моторвагонного подвижного состава.

4.14. Рекомендуется проводить дезинфекцию системы водоснабжения вагонов по графику не реже одного раза в год, а также при выявлении несоответствия питьевой воды требованиям, установленным гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

4.15. В вагонах моторвагонного подвижного состава, оборудованных туалетными системами незамкнутого типа, информация о режиме пользования туалетами размещается на видных для пассажиров местах.

Хозяйствующему субъекту рекомендуется при эксплуатации моторвагонного подвижного состава поддерживать туалетные комплексы в рабочем состоянии, наличие в помещениях санитарных узлов средств для мытья рук, туалетной бумаги, бумажных полотенец или электрополотенец для возможности соблюдения личной гигиены пассажирами.

В случае неисправности или отсутствия оборудования, конструкционных элементов санитарных узлов, эксплуатирующей организации рекомендуется проведение технического обслуживания или текущего ремонта вне графика.

Основные элементы туалетного комплекса замкнутого типа: резервуар для воды (водяной бак), бак-накопитель для сбора отходов от унитазов и раковин умывальников (бак-сборник), система трубопроводов водоснабжения и канализации, санитарное оборудование и система управления работой комплекса.

Рекомендуется поддерживать в исправном состоянии устройства, обеспечивающие удобное пользование туалетными принадлежностями.

При оборудовании вагонов туалетными системами замкнутого типа разрешается пользоваться ими по всему пути следования поезда и на стоянках.

4.16. При эксплуатации моторвагонного подвижного состава, хозяйствующему субъекту рекомендуется поддерживать в исправном состоянии систему вытяжной вентиляции санитарного узла для обеспечения необходимого воздухообмена в течение всего времени эксплуатации на линии.

4.17. При эксплуатации на линии моторвагонного подвижного состава откачка бака-накопителя экологически чистого туалетного комплекса осуществляется по графику в моторвагонных депо и (или) в специально оборудованных (оснащенных) пунктах.

Рекомендуется предусмотреть возможность подъезда к вагонам специализированного автотранспорта для очистки вагонов с туалетными системами замкнутого типа, либо установку стационарных очистных устройств.

При этом не рекомендуется использовать для этих целей междупутья, где установлены гидроколонки.

В случае переполнения бака-накопителя экологически чистого туалетного комплекса при эксплуатации моторвагонного подвижного состава на линии, рекомендуется проводить откачку вне графика.

В целях проведения санитарной обработки и дезинфекции баков-накопителей, а также предотвращения процессов брожения в баке-накопителе и его дезодорации рекомендуется применять дезинфицирующие средства, обладающие высокой степенью биоцидной активности в течение первых 4 суток с момента применения.

(абзац введен Методическими рекомендациями МР 2.5.0306-22, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.12.2022)

Для обеспечения низкой степени токсичности в отношении активного ила очистных сооружений предпочтительны к применению дезинфицирующие средства, имеющие высокие показатели биоразлагаемости после истечения 4 суток.

(абзац введен Методическими рекомендациями МР 2.5.0306-22, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.12.2022)

4.18. При эксплуатации на линии моторвагонного подвижного состава, хозяйствующему субъекту рекомендуется поддерживать системы вентиляции, отопления, обеззараживания воздуха (при наличии), освещения, кондиционирования в исправном состоянии для возможности обеспечения соблюдение нормативных значений параметров микроклимата, освещенности, воздушной среды вагонов, установленных требованиями настоящих правил.

4.19. Рекомендуется подготовку моторвагонного подвижного состава в рейс в моторвагонных депо (техническое обслуживание, текущий ремонт, инспекции и прочее) осуществлять по графику, в котором необходимо определить виды и сроки ее проведения.

Необходимо предусмотреть проведение уборки при подготовке в рейс в моторвагонных депо во всех помещениях моторвагонного подвижного состава в соответствии с планировкой вагона после профилактической дезинфекции помещений и проведения ремонтных работ.

С целью соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в соответствии с видом технического обслуживания и текущего ремонта (инспекции) рекомендуется при проведении уборки проводить сбор крупного и мелкого мусора, подметание полов, протирку пассажирских кресел (диванов), наличников, оконных рам и багажных полок, ручки дверей, загрязненных мест на стенах, стекол окон салонов и дверей, мытье полов салонов, переходных площадок (при наличии), санитарных узлов, протирка стен в санитарном узле, мытье санитарно-технического оборудования санитарного узла.

Применять при уборке моющие и дезинфицирующие средства, для проведения уборки привлекать обученный персонал, обеспеченный спецодеждой и промаркированным в соответствии с назначением уборочным инвентарем. Для уборки санитарных узлов рекомендуется выделять отдельный промаркированный уборочный инвентарь.

Загрязнение железнодорожных путей станций и остановочных пунктов мусором и сливными водами после уборки запрещается.

В вагонах скоростного и высокоскоростного железнодорожного моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемого на расстоянии более 200 км, а также в вагонах моторвагонного подвижного состава дальнего сообщения, включая составы "Экспресс" рекомендуется проводить уборку вагонов перед каждым отправлением в рейс в пунктах формирования и (или) обратного назначения после проведения дезинфекционной обработки и выполнения внутренних ремонтных работ.

Рекомендуется экипировку вагонов скоростного и высокоскоростного железнодорожного моторвагонного подвижного состава, а также в вагонах моторвагонного подвижного состава дальнего сообщения, включая составы "Экспресс" при подготовке в рейс осуществлять в объеме, принятом для вагонов локомотивной тяги.

При проведении уборки внутренних помещений вагонов скоростного, высокоскоростного железнодорожного моторвагонного подвижного состава и моторвагонного подвижного состава дальнего сообщения при подготовке в рейс работникам рекомендуется использовать специальную одежду, промаркированный в соответствии с назначением уборочный инвентарь, дезинфицирующие и моющие средства. Для уборки санитарных узлов (туалетных комплексов) выделяется отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Использованная вода после уборки вагонов сливается в систему канализации. Выливать использованную воду на железнодорожные пути не допускается. Загрязнение железнодорожных путей станций мусором и сливными водами после уборки запрещается.

Рекомендуется в пунктах формирования и обратного назначения после завершения рейса проводить промывку и дезинфекцию емкостей для сбора твердых коммунальных отходов.

Рекомендуется подготовленный в рейс моторвагонный подвижной состав из депо подавать под посадку пассажиров с проведенной внутри вагонной уборкой, наружной обмывкой, с заправленными водой питьевого качества резервуарами в туалетных помещениях.

Проведение оценки соответствия/несоответствия моторвагонного подвижного состава требованиям настоящих правил осуществляется в моторвагонных депо в рамках производственного контроля и при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

4.20. Хозяйствующему субъекту рекомендуется по установленному графику проводить наружную обмывку моторвагонного подвижного состава, которая бы включала в себя обмывку кузова, мытье и протирку стекол с применением моющих и чистящих средств. При выявлении сильных загрязнений рекомендуется направлять моторвагонный подвижной состав на наружную обмывку вне графика.

Внутреннюю уборку необходимо проводить при выходе на линию в моторвагонных депо, а также на станциях отправления и станциях обратного назначения по графикам с указанием вида внутренней уборки.

Вид внутренней уборки определяется достаточностью времени для ее проведения. В зависимости от вида технического обслуживания (инспекции) моторвагонного подвижного состава проводятся следующие виды уборок: сбор мусор, сухая уборка, влажная уборка.

Необходимо предусмотреть сбор мусора, который включал бы в себя: сбор крупного и мелкого мусора и при необходимости подметание мусора в салонах, в тамбурах и переходных площадках (при наличии), в санитарных узлах, сметание мусора с подножек.

Сбор мусора осуществляется в мусорные мешки с дальнейшим их размещением на организованных площадках сбора ТБО. Выброс мусора на железнодорожные пути не допускается. Салоны вагонов, тамбура и переходные площадки (при наличии), багажные полки, диваны (пассажирские кресла) и пространство под ними, санитарные узлы освобождаются от мелкого и крупного мусора.

Необходимо предусмотреть сухую уборку, которая включала бы в себя: сбор мусора, освобождение от мусора мусоросборников (при наличии), подметание полов в салонах вагонов, в тамбурах (при наличии), в санитарных узлах, на переходных площадках (при наличии), сметание мусора с подножек. В зимний период осуществляется очистка от снега тамбуров и переходных площадок (при наличии).

Проводится уборка (протирка или орошение) с применением дезинфицирующего раствора подоконников, поверхностей пассажирских диванов, кресел (кроме текстильной обивки), стен, ручек дверей, кнопочных механизмов открывания дверей (при наличии), поручней; в санитарных узлах - унитазов, раковин, стен, пола, водопроводного крана, ручек двери, корпуса мусоросборника (снаружи и внутри при технической возможности).

Необходимо предусмотреть влажную уборку, которая включала бы в себя: сбор мусора, освобождение от мусора мусоросборников (при наличии), подметание полов в салонах вагонов, в тамбурах (при наличии), в санитарных узлах, не переходных площадках (при наличии), сметание мусора с подножек. В зимний период осуществляется очистка от снега тамбуров и переходных площадок (при наличии).

Рекомендуется проводить уборку с применением дезинфицирующего раствора поверхностей пассажирских диванов, кроме текстильной обивки (или кресел, в том числе сиденья, спинки, подголовники, корпус и его основание), оконных рам и багажных полок, промывка и дезинфекция полов в салонах, тамбурах и переходных площадках (при наличии), стен, протирка или орошение дезинфицирующим раствором ручек дверей, кнопочных механизмов открывания дверей (при наличии), поручней с целью деконтаминации контактных поверхностей.

С целью деконтаминации текстильной обивки контактных поверхностей пассажирских диванов, кресел, рекомендуется применять специальное оборудование (пылесос и т.д.), моющие и дезинфицирующие средства.

Влажная уборка санитарных узлов рекомендуется проводить с применением моющих и дезинфицирующих средств, концентрация и экспозиция которых соответствует заданному режиму уборки, согласно инструкциям по применению.

Объектами уборки в санитарных узлах являются: унитаз, раковина, стены, пол, водопроводный кран, ручка двери, кнопочный механизм открывания двери (при наличии), мусоросборник.

По окончании уборки мусоросборник рекомендуется экипировать одноразовым полиэтиленовым мешком.

Хозяйствующему субъекту рекомендуется осуществлять выход на линию в соответствии с графиком после выполнения всего объема мероприятий технического обслуживания, текущего ремонта, инспекции.

Хозяйствующему субъекту при эксплуатации на линии вагонов моторвагонного подвижного состава, оснащенных туалетными помещениями, рекомендуется поддерживать наличия питьевой воды в системе водоснабжения и слива унитаза, мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец или электрополотенец, средств для дезинфекции рук (при технической возможности установки с целью обеспечения возможности соблюдения правил личной гигиены.

Рекомендуется при эксплуатации моторвагонного подвижного состава на линии, уборка туалетных помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств проводить не реже 1 раза в сутки.

Хозяйствующему субъекту рекомендуется проводить промывку потолков, очистку и протирку электроосветительных плафонов, сеток вентиляционных отверстий, проверку герметизации окон и дверей, целостности остекления окон и дверей по графику. При этом рекомендуется не допускать эксплуатация моторвагонного подвижного состава на линии с разбитыми окнами, неисправными элементами окон и дверей.

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, и поддержания санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозках пассажиров, хозяйствующему субъекту рекомендуется обеспечить нормативные требования к санитарно-техническому содержанию моторвагонного подвижного состава при подготовке в рейс и эксплуатации на линии.

Проведение оценки соответствия/несоответствия моторвагонного подвижного состава требованиям настоящих правил осуществляется при выходе на линию и при эксплуатации на линии в рамках производственного контроля и при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

4.21. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, рекомендуется иметь программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль качества питьевой и горячей воды.

4.22. Выполнение п. 4.3.11 СП 2.5.3650-20 обеспечивается оснащением системы вентиляции и/или кондиционирования установками обеззараживания воздуха (УОВ). УОВ могут устанавливаться в вентиляционных каналах рециркуляционного воздуха, в приточных каналах или в кондиционерах.

Производительность УОВ по обеззараженному воздуху (м3/час) должна более, чем в 20 раз превосходить объем обеззараживаемого помещения (м3).

Расчет производительности по обеззараженному воздуху нужно производить с учетом эффективности обеззараживания воздуха за один проход через УОВ.

В случае, если система вентиляции и/или кондиционирования предусматривает раздельную подачу обеззараженного и свежего воздуха, допускается при расчете производительности складывать эти величины.

В случае, если в УОВ применяются бактерицидные лампы, предпочтение отдается безозоновым лампам, содержащим ртуть в связанном состоянии (амальгамы).

4.23. Выполнение п. 4.3.19 СП 2.5.3650-20 обеспечивается оснащением системы водоснабжения подвижного состава установками обеззараживания воды (УОВ). УОВ должна обеспечивать непрерывную рециркуляцию воды в накопительном баке транспортного средства, забирая воду из бака, обеззараживая ее и возвращая обеззараженную воду обратно в бак или в систему потребления воды.

УОВ должна обеспечивать эффективность обеззараживания, определяемую как выраженное в процентах отношение числа погибших (инактивированных) за один проход воды через УОВ микроорганизмов (общее микробное число) к их начальному числу в поступающей на УОВ воде, не менее 90%.

Производительность УОВ должна обеспечивать прокачку всей воды из бака через УОВ за время не более 40 минут.

В случае, если в УОВ применяются бактерицидные лампы, предпочтение отдается безозоновым лампам, содержащим ртуть в связанном состоянии (амальгамы).