III. Рекомендации к разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника

III. РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ)

МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВРЕДНОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ

И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКА

3.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в целях предупреждения вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника предусматривают разработку и внедрение следующих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий:

- технологические и технические;

- организационные;

- организацию лечебно-профилактического питания;

- применение средств индивидуальной защиты.

Приведенные мероприятия являются взаимодополняемыми и не могут быть использованы в качестве единственного метода, направленного на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника.

3.2. При разработке и внедрении технологических и технических мероприятий следует (при наличии технической возможности) устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Решение о наличии или отсутствии технической возможности определяется индивидуально в каждой конкретной ситуации, в качестве доводов может использоваться факт наличия или отсутствия аналогичных технических решений на других объектах в данной отрасли (виде экономической деятельности).

3.3. Организационные мероприятия направлены на снижение времени неблагоприятного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работника.

К одним из организационных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития заболеваний среди работников, является организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Полномочия контроля за организацией медицинских смотров со стороны органов Роспотребнадзора закреплены в силу положений ст. 34 "Обязательные медицинские осмотры" Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3.4. Непосредственное регулирование системы организации медицинских осмотров в силу положений 213 ст. ТК РФ регулируются приказами Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" и Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".

Исходя из требований части 4 ст. 213 ТК РФ "Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти". В связи с чем имеется однозначное разделение понятий "вредные и опасные производственные факторы" и "работы".

Перечень факторов определен приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры".

В соответствии со статьей 209 ТК РФ "Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию". Учитывая, что из перечня факторов исключена оговорка относительно уровней воздействия факторов производственной среды и трудового процесса, текущие формулировки текста приказа устанавливают требования к обязательному проведению медицинского смотра всем лицам, у которых на рабочих местах имеются (идентифицированы) вредные и опасные факторы, указанные в приказе Минтруда России N 988н независимо от установленного класса условий труда.

Виды работ и порядок организации медицинских смотров установлен приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры". Соответственно все требования, изложенные в данном приказе, касаются исключительно работ и не затрагивают вопросы вредных и опасных факторов. В пункте 20 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н указано, что "Периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку". Соответственно в данном приказе в дополнение к лицам, работающим с вредными и (или) опасными производственные факторами, подлежащим обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (далее по тексту ПМО), установлено еще 3 категории лиц, подлежащих ПМО, зафиксированных в тексте и приложениях к приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.

Исходя из текста представленных документов имеется только один случай, устанавливающий ограничения к проведению медицинских смотров в зависимости о установленного класса условий труда (подклассы 3.1 - 3.4, класс 4) - это медицинские осмотры, которые должны проводиться в центре профпатологии (п. 40 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н).

3.5. С позиций надзора за организацией медицинского осмотра и формируемых документов органы Роспотребнадзора контролируют:

1. Факт и сроки поступления списков работников, которые проходят медицинские осмотры, в адрес органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

2. Содержание данных списков: перечень лиц, подлежащих ПМО; перечень факторов, который должен содержать: все факторы, идентифицированные на рабочих местах в соответствии с приказом Минтруда России N 988н; перечень работ в соответствии с приказом Минздрава России N 29н.

3. Факт выдачи направлений на медицинский осмотр (под роспись).

4. Соблюдение сроков прохождения медицинских смотров, основным документом в данном случае является заключение по результатам осмотра;

5. Соблюдение требования о направлении отдельных категорий лиц в центры профессиональной патологии

6. Привлечение работодателя и органов Роспотребнадзора к формированию заключительного акта. Фактом, подтверждающим привлечение всех сторон к составлению акта, может являться наличие подписей и печатей участвующих сторон. Принимая во внимание отсутствие обязательных форм заключительного акта в составе Приказа N 29н, наличие подписей и печатей со стороны Работодателя и Роспотребнадзора может быть утверждено в рекомендованных формах на региональном уровне.

3.6. Лечебно-профилактическое питание направлено на повышение сопротивляемости организма к определенным профессиональным вредностям, ограничению накопления в организме вредных веществ. Вид и объем лечебно-профилактического питания определяется характером действующего агента, а также продолжительностью контакта с ним.

3.7. Использование средств индивидуальной защиты в числе приоритетов мер по улучшению условий труда занимает последнее место.

3.7.1. Средства индивидуальной защиты, используемые работниками, должны отвечать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).