Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

по оценке климатических рисков,

утвержденным приказом

Минэкономразвития России

от 13.05.2021 N 267

ПРИМЕРЫ

КРИТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЛЯ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ К ВОЗДЕЙСТВИЮ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 28.12.2023 N 928)

(см. текст в предыдущей редакции)

Показатель

Критические значения показателя и последствия для хозяйственной деятельности

1

2

Ветер

8 - 13 м/с: затрудняется проводка судов, снижение мореходных качеств судна и безопасности судоходства и мореплавания, удлинение рейсооборота и увеличение расхода топлива.

14 - 24 м/с: суда сбиваются с курса, затрудняется подход к берегу, к причалам и отход от них, создает аварийные ситуации в момент прохождения под мостами, сдвиг и перевертывание автомобилей, нарушение траектории движения, перерасход топлива и износ шин.

Более 25 м/с: плавание любых судов и любые производственные операции на открытом воздухе становятся опасными.

Более 30 м/с: обрыв проводов, поломка опор, повал деревьев, уничтожение рекламных конструкций, угроза технике на открытом воздухе.

Сильный снег, гололедно-изморозевые отложения

Мокрый снег более 5 см (особенно с резким понижением температуры воздуха): сбои в работе станций и узлов железнодорожного транспорта даже при своевременно принятых мерах по снегоуборке.

Отложения на проводах толщиной более 20 мм: (в сочетании с ветром): повреждение изоляции, потери электрической энергии, массовый обрыв проводов.

Гололед и гололедица на дорогах

Любой интенсивности: опасные условия для движения городского транспорта и населения, снижение сцепных качеств дорожного покрытия, увеличение тормозного пути, занос автомобиля, потеря маневренности транспорта, снижение скорости движения в 2 - 2,5 раза.

Сильные дожди и ливни

Более 30 мм за 1 ч: образование дождевых паводков и подтопление подстанций, повреждение оборудования.

Более 50 мм за 12 ч: затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение аварийности, подтопление подвалов, протечка кровель.

Более 70 мм за 12 ч: затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение ДТП. Подтопление подвалов, протечка кровель.

Подъем воды в реках и водоемах

Выше критической отметки: затопление коммуникаций в прибрежных частях города.

Температура воздуха

Ниже -50 °C: дорожные одежды требуют ремонта.

Ниже -25 °C: поломка автомобилей, деформация металлических конструкций или разрыв труб, укорачивание рельсов, опасность обморожений, замораживание пассажирских вагонов.

Частые переходы через 0 °C: опасные условия для движения городского транспорта и населения, снижение сцепных качеств дорожного покрытия, быстрое старение и разрушение материалов.

Более +25 °C (особенно несколько суток): деформация металлических конструкций, удлинение рельсов, пластическая деформация асфальтобетонного покрытия, повреждение портовых мощеных зон, навигационного оборудования и мостов, колейность заасфальтированных дорог, изгиб рельсовых путей, появление миражей.

Более +30 °C: изменения натяжения проводов, нагрев генераторов, образование неровностей на дорогах, сдвиг асфальта, появление миражей.

Перепады на 10 °C и более: быстрое старение и разрушение (коррозия) материалов и конструкций.

Грозы

Любой интенсивности: массовый выход из строя трансформаторных подстанций, недоотпуск электроэнергии потребителям, повреждения электрических систем.

Град

Любой интенсивности: нанесение ущерба сельскохозяйственным растениям, автотранспорту, жилым объектам, населению.

--------------------------------

<1> Источники:

Кобышева Н.В., Акентьева Е.М., Галюк Л.П. Климатические риски и адаптация к изменениям и изменчивости климата в технической сфере - Санкт-Петербург: "Издательство Кириллица", 2015.

Зябриков В.А., Кобышева Н.В., Циркунов В.С. Климат и железнодорожный транспорт - М.: Метеоагентство Росгидромета, 2000.