Письмом Минобрнауки России от 13.12.2022 N МН-7/6517 направлены Методические рекомендации по заполнению формы N 1-Мониторинг-МД за 2021 год.

Таблица 1.8. Сведения о преподаваемых иностранных языках

В таблице 1.8 приводятся сведения об иностранных языках, преподаваемых в рамках реализации образовательных программ. В строки 01 - 09 включены названия английского, арабского, испанского, итальянского, китайского, немецкого, турецкого, французского, японского языков. Начиная с 10-й, возможно добавление новых строк с указанием преподаваемого иностранного языка, не упомянутого выше.

Поскольку единицей учета является иностранный язык, допускается двойной счет, например, в случае реализации образовательной программы одновременно на двух и более языках.

Из числа образовательных программ уровней общего и профессионального образования рассматриваются следующие:

основное общее образование - графы 3 - 4;

среднее общее образование - графы 5 - 6;

среднее профессиональное образование - графы 8 - 9;

высшее образование в разрезе программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры - графы 11 - 12;

программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки - графы 13 - 14.

Также в таблицу 1.8 включаются сведения о дополнительных образовательных программах - дополнительных общеобразовательных программах (графы 16 - 17), дополнительных профессиональных программах (графы 18 - 19).

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки).

Кроме того, в числе показателей - количество образовательных программ определенного уровня образования, категории (графы 3, 5, 8, 11, 13, 16. 18); количество обучающихся иностранному языку (графы 4, 6, 9, 12, 14, 17, 19); общее количество преподавателей иностранного языка из числа научно-педагогических работников по образовательным программам определенного уровня и вида образования (графы 7, 10, 15, 20).

Под количеством образовательных программ понимается сумма образовательных программ, в рамках которых обучающемуся предоставлена возможность обучения иностранному языку независимо от наименования специальности и профессии, кода направления подготовки (специальности) и наименования дополнительной образовательной программы.

Учитываются образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, реализованные с 1 сентября предшествующего отчетному по 31 августа отчетного года; образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры), реализованные с 1 октября предшествующего отчетному по 30 сентября отчетного года; программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки, а также дополнительные образовательные программы - реализованные с 1 января по 31 декабря отчетного года.

Исходя из вышеобозначенных периодов, применяемых в отношении образовательных программ, определяется количество обучающихся иностранному языку (графы 4, 6, 9, 12, 14, 17, 19), а также общее количество преподавателей иностранного языка из числа научно-педагогических работников (НПР) по вышеуказанным образовательным программам соответственно (графы 7, 10, 15, 20).