7. Дополнительная информация

Федеральный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" (далее - Федеральный проект) носит межведомственный характер и направлен на создание условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.

Федеральный проект направлен на достижение целевого показателя национальной цели по обеспечению устойчивого роста численности населения Российской Федерации. Реализация Федерального проекта предусматривает реализацию мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста; развитию медицинской помощи по профилю "гериатрия" и системы оценки потребности в уходе; проведению вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания; увеличению удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, формированию позитивного и уважительного отношения к людям старшего поколения, повышение готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям. Одним из актуальных вопросов реализации данного проекта также является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), а также диспансерного наблюдения пациентов, у которых выявлены заболевания и патологические состояния.

Учитывая актуальность проблемы заболеваемости пневмонией и смертности от нее для лиц пожилого возраста с хроническими заболеваниями за счет наличия у них дополнительных фоновых факторов риска, повышающих восприимчивость к инфекции и ухудшающих прогноз, важнейшим элементом профилактических мероприятий является вакцинация против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.

Вместе с тем, планируется создание во всех 85 субъектах Российской Федерации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста обеспечено сбалансированное социальное обслуживание в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок.

В рамках реализации Федерального проекта также будет обеспечена реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Планируется улучшить условия проживания граждан старшего поколения, сделать условия проживания в стационарных организациях социального обслуживания максимально приближенными к домашним условиям. Строительство новых зданий стационарных организаций социального обслуживания обеспечит комфортное проживание граждан при получении социальных услуг, доступность для граждан помещений указанных организаций, а также условия не только для получения навыков самостоятельного проживания, но и их применения в повседневной жизни. 1. Выделение наиболее значимых и заметных для общества укрупненных целей и задач, предусмотрев их приоритетное финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения.

Наиболее значимыми задачами проекта, по которым определено приоритетное финансирование и концентрация других ресурсов, следует считать мероприятия:

- проведение профилактических осмотров и диспансеризации лиц старше трудоспособного возраста;

- открытие региональных гериатрических центров;

- проведение выборочного наблюдения состояния здоровья населения;

- создание и внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные

социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода;

- содействие приведению в субъектах Российской Федерации стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них; 2. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий.

Предложенный вариант реализации федерального проекта в части реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения является достаточным и эффективным.

Важным мероприятием реализации данного проекта также является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), а также диспансерного наблюдения пациентов, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания. Строительство новых зданий стационарных организаций социального обслуживания обеспечит комфортное проживание граждан при получении социальных услуг, доступность для граждан помещений указанных организаций, а также условия не только для получения навыков самостоятельного проживания, но и их применения в повседневной жизни.

Планируется создание во всех 85 субъектах Российской Федерации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, обеспечивающей сбалансированное социальное обслуживание в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок. Планируется софинансирование за счет средств федерального бюджета региональных программ по созданию системы долговременного ухода в пилотных регионах Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий по определению механизмов совершенствования порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, совершенствованию критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, определению информационной системы, на базе которой будет осуществляться интеграция и (или) синхронизация информационных систем, содержащих сведения в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья граждан, оценку штатной численности и укомплектованности государственных организаций, оказывающих социальные и медицинские услуги, совершенствованию профессионального образования и профессионального обучения, а также дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций, совершенствованию определения объемов финансирования социальных и медицинских услуг, включая порядок формирования тарифов на соответствующие услуги.

Региональные программы по созданию системы долговременного ухода в пилотных регионах Российской Федерации в обязательном порядке будут включать индикаторы и контрольные показатели, характеризующие эффективность реализации пилотного проекта.

3. Первоочередная реализация в федеральных проектах мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость последующих мероприятий.

В рамках федерального проекта "Старшее поколение" предусматривается представление субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Анализ результатов внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в пилотных регионах в период 2019 - 2021 гг. также позволит оптимизировать и минимизировать стоимость последующих мероприятий по внедрению в 2022 году системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на всей территории Российской Федерации. 4. Глоссарий.

Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" (далее - Федеральный проект) включает меры по продлению активного долголетия, созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, ликвидации очереди в стационарные организации социального обслуживания и обеспечению безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан. Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает понятий "программы системной поддержки и повышения качества жизни". Однако такие задачи поставлены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, согласно которой мероприятия по увеличению продолжительности активной жизни, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов, установлены в числе других основных мероприятий. Мероприятия по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни выделены в отдельный федеральный проект.

При этом названной Концепцией установлено, что решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний включает в себя:

создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

В части создания эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития федеральным проектом, в частности, предусмотрены мероприятия по проведению вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, совершенствованию медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), включая диспансеризацию граждан старше трудоспособного возраста, диспансерного наблюдения граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния.

В части разработки мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи федеральным проектом, в частности, предусмотрены мероприятия по развитию медицинской помощи по профилю "гериатрия" и системы оценки потребности в уходе, созданию региональных гериатрических центров и геронтологических отделений, в которых смогут получать помощь граждане старше трудоспособного возраста, организации занятий физической культурой граждан пожилого возраста на спортивных объектах шаговой доступности, на спортивных площадках во дворах, в парках, бассейнах, на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций, в том числе специализированных секциях и группах для граждан пожилого возраста.

Показатель "Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию". Реализация данного показателя направлена на совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год). Достижение данного показателя также направлено на разработку и реализацию программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения. Вместе с тем, создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития у граждан старше трудоспособного возраста, предусмотрены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351. Формула расчета показателя: число граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами, разделить на число граждан старше трудоспособного возраста, включенных медицинскими организациями в списки к прохождению профилактических медицинских осмотров в текущем году, и умножить на 100%. Вышеуказанные значения для расчета данного показателя определены в таблице 2510 формы федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации", утвержденной приказом Росстата от 25 декабря 2014 г. N 723 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения".

Показатель "Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением".

Реализация данного показателя направлена на совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках диспансерного наблюдения за лицами старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния. Достижение данного показателя также направлено на разработку и реализацию программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

Вместе с тем, создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития у граждан старше трудоспособного возраста, предусмотрены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.

Формула расчета показателя: число граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, состоящих под диспансерным наблюдением, разделить на число граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, и умножить на 100%.

Вышеуказанные значения для расчета данного показателя определены в таблице 5 формы федерального статистического наблюдения N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации", утвержденной приказом Росстата от 21 июля 2016 г. N 355 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья".