Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2021 N АКПИ21-101 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 2, пункта 2 раздела I, таблиц раздела II, абзаца восьмого пояснений к статье 21 пункта 16 раздела II Требований Приказа Росгвардии от 02.04.2018 N 112 "Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу (службу), военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции...">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2021 г. N АКПИ21-101

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.А.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.М. о признании недействующим пункта 2 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 2 апреля 2018 г. N 112 "Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу (службу), военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также Перечня дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции", частично недействующими пункта 2 раздела I, таблиц раздела II, абзаца восьмого пояснений к статье 21 пункта 16 раздела II Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, утвержденных этим приказом,

установил:

пунктом 2 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) от 2 апреля 2018 г. N 112 "Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу (службу), военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также Перечня дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции" (далее - Приказ), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 3 мая 2018 г., N 50954, и опубликованного 3 мая 2018 г. на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (приложение N 2) (далее - Требования).

Согласно пункту 2 раздела I "Общие положения" Требований расписание болезней для определения категории годности к службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии (граждане, поступающие на службу) (лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее - сотрудники)) (далее - Расписание болезней сотрудников), содержит требования к состоянию здоровья следующих категорий граждан: I графа - граждане, поступающие на службу; II графа - сотрудники.

Раздел II Требований содержит Расписание болезней сотрудников, включающий пункты с 11 по 27 по виду заболевания, представленные в таблицах, состоящих из четырех граф (столбцов): 1 - статья расписания болезней сотрудников, 2 - наименование болезней, степень нарушения функции, 3 - I графа категории годности к службе, 4 - II графа категории годности к службе.

Пункт 16 раздела II Требований объединяет болезни нервной системы - со статьи 21 по статью 29 Расписания болезней сотрудников.

В абзаце восьмом пояснений к статье 21 Расписания болезней сотрудников указано, что лица с эпилептическими приступами не годны к управлению транспортными средствами, к работе на высоте, у движущихся механизмов, огня и воды, к службе с огнестрельным оружием, суточным дежурствам, работе с секретными документами.

Административный истец Г.М., проходивший службу в войсках национальной гвардии и уволенный по состоянию здоровья, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Приказа, указывая на то, что в нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", возлагающего на федеральные органы исполнительной власти обязанность привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным постановлением, а также пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", согласно которому федеральным органам исполнительной власти предписано обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Росгвардия не вносила изменения в оспариваемый пункт Приказа с даты его принятии, несмотря на то, что в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, в соответствии с которым издан Приказ, неоднократно вносились изменения. Административный истец также просит признать недействующими пункт 2 раздела I и все таблицы раздела II в той части, в которой оспариваемые положения не предусматривают III графу категории годности к службе как противоречащие пункту 1 раздела I "Общие положения" и разделу II "Расписание болезней" Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Приложение N 1 к Положению о ВВЭ), содержащим III графу категории годности к службе. Абзац восьмой пояснений к статье 21 пункта 16 Расписания болезней сотрудников Требований Г.М. просит признать не действующим в части, предусматривающей, что лица с эпилептическими приступами не годны к службе с огнестрельным оружием, суточным дежурствам, работе с секретными документами, в обоснование требования ссылаясь на несоответствие оспариваемого положения абзацу восьмому пояснений к статье 21 пункта 6 раздела II "Расписание болезней" Приложения N 1 к Положению о ВВЭ, не содержащему указанных ограничений, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 143 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, и о внесении изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", из которого следует, что заболевание нервной системы "эпилепсия", имеющее код заболевания по МКБ-10 G40-G40.9, в названном перечне отсутствует.

Административный истец считает, что обжалуемые им положения нормативного правового акта нарушают его право на прохождение службы в войсках национальной гвардии.

В судебном заседании Г.М. просил удовлетворить административное исковое заявление.

Административный ответчик Росгвардия, заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан полномочным федеральным органом исполнительной власти, в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представители Росгвардии - П. и Минюста России - М. просили отказать в удовлетворении требования.

Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, проверив соответствие нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ) установлено, что войска национальной гвардии являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В войсках национальной гвардии предусматриваются военная служба, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, государственная гражданская служба. Личный состав войск национальной гвардии включает в себя военнослужащих, сотрудников и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: 1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; 2) сотрудниками - путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии; 3) федеральными государственными гражданскими служащими; 4) работниками (статьи 1, 24).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ) на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространил положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного федерального закона) (часть 1 статьи 44).

Из преамбулы Приказа следует, что он издан в соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частью 5 статьи 9 Федерального закона N 342-ФЗ и пунктом 32 Положения о ВВЭ, в силу которых требования к состоянию здоровья граждан устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" утверждено Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Положение о Росгвардии), согласно которому Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (пункт 1).

Названным указом установлено, что в войсках национальной гвардии в соответствии с законодательством Российской Федерации о военной службе вводятся воинские должности, в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - должности сотрудников, имеющих специальные звания полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации - должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - должности работников (пункт 3).

Директор Росгвардии устанавливает требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту или службу в войска национальной гвардии (подпункт 23 пункта 14 Положения о Росгвардии).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы, порядка принятия и введения в действие, а оспариваемый пункт 2 Приказа, которым утверждены требования к состоянию здоровья граждан, поступающих не на военную службу и не проходящих военную службу, полностью соответствует предписаниям Федерального закона N 342-ФЗ, Федерального закона N 226-ФЗ, Федерального закона N 227-ФЗ и приведенному указу Президента Российской Федерации.

Не может служить основанием для признания недействующим пункта 2 Приказа отсутствие в нем изменений с даты его издания. Редакция данного пункта не противоречит положениям действующих нормативных правовых актов, а внесение в него изменений относится к исключительной компетенции Росгвардии - федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый акт.

Утверждение административного истца о противоречии пункта 2 раздела I и таблиц раздела II Требований в части, не содержащей III графы о категории годности граждан, проходящих военную службу, пункту 1 раздела I "Общие положения" и разделу II Приложения N 1 к Положению о ВВЭ, предусматривающим такую графу категории годности к военной службе, основано на ошибочном толковании положений нормативных правовых актов.

Приложение N 1 к Положению о ВВЭ устанавливает требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу по контракту в войска национальной гвардии, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии, прохождение военной службы которых связано с особыми условиями, утверждены пунктом 1 Приказа и содержатся в приложении N 1 к Приказу.

Требования, которые в части оспариваются административным истцом, установлены для сотрудников войск национальной гвардии.

Доводы административного истца о противоречии абзаца восьмого пояснений к статье 21 пункта 16 раздела II Требований Перечню заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 143, являются несостоятельными. Указанный перечень утвержден во исполнение требований Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", регулирующего иную сферу общественных отношений, возникающих при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Требования утверждены в целях реализации предписаний Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, в связи с чем не могут противоречить указанному постановлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.М. о признании недействующим пункта 2 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 2 апреля 2018 г. N 112 "Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу (службу), военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также Перечня дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции", частично недействующими пункта 2 раздела I, таблиц раздела II, абзаца восьмого пояснений к статье 21 пункта 16 раздела II Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА