ЭНЕРГЕТИКА

Отменяется лицензирование энергосбытовой деятельности

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В рамках технологических и экономических отношений в сфере электроэнергетики может быть предусмотрено получение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, а также организациями, осуществляющими или планирующими осуществлять деятельность в сфере электроэнергетики, разрешений в форме согласований, аттестаций и в иных формах.

В число методов государственного регулирования и контроля включены:

- мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики;

- оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Мониторинг риска представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа информации о деятельности субъектов электроэнергетики, а также иных хозяйствующих субъектов, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, и о принадлежащих им объектах электроэнергетики, характеризующей степень риска нарушения работы таких субъектов и объектов в сфере электроэнергетики.

Результаты мониторинга риска учитываются при инвестиционном планировании в сфере электроэнергетики, отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, оценке риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и оценке готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Субъекты электроэнергетики, соответствующие установленным Правительством РФ критериям, обязаны обеспечивать готовность к работе в сфере электроэнергетики, в том числе в отопительный сезон, путем достижения значений показателей риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

В Закон об электроэнергетике включен ряд положений, касающихся федерального государственного энергетического надзора и государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами)

Предметом федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики являются:

- соблюдение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, обязательных требований;

- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов.

Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также индикаторы риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям разрабатываются с учетом мониторинга риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики.

При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики проводятся такие профилактические мероприятия, как информирование, обобщение правоприменительной практики и объявление предостережений, проводятся выездные проверки и документарные проверки.

Предметом государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике являются:

- для федерального государственного контроля (надзора) - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований к установлению и применению регулируемых цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти;

- для регионального государственного контроля (надзора) - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Определен предмет государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения

Предметом федерального государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами и ИП в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, а также соблюдение стандартов раскрытия информации.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами и ИП в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ, а также соблюдение стандартов раскрытия информации.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Скорректированы положения, касающиеся государственного контроля (надзора) в сфере теплоснабжения

Так, в частности, предметом государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются:

- для федерального контроля (надзора) - соблюдение юридическими лицами, ИП в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований;

- для регионального государственного контроля (надзора) - соблюдение юридическими лицами, ИП в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, соблюдения стандартов раскрытия информации.

При этом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Предметом муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения является соблюдение единой теплоснабжающей организацией в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований, в том числе соответствие таких реализуемых мероприятий схеме теплоснабжения.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

С 1 июля 2021 года объемы покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, должны составлять не более 30%

Речь идет о покупателях, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 466-ФЗ)