приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 01.06.2021 N 246
1. Методические рекомендации по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) в целях обеспечения единообразного подхода к формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита и предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101).
2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) и не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм, а также носят рекомендательный и разъяснительный характер, в том числе содержат рекомендуемые образцы форм отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита и предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
3. В целях Методических рекомендаций применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).
4. Должностными лицами (работниками) главных администраторов бюджетных средств, администраторов бюджетных средств могут в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита формироваться следующие документы, используемые при осуществлении внутреннего финансового аудита:
а) план проведения аудиторских мероприятий;
б) письменные предложения по формированию плана проведения аудиторских мероприятий, внесению в него изменений, а также по проведению внеплановых аудиторских мероприятий;
в) программа аудиторского мероприятия;
г) письменные предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия;
д) письменные объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия;
е) письменные обращения к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
ж) письменные предложения по приостановлению и (или) продлению сроков аудиторского мероприятия;
з) документы, отражающие промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия, в том числе аналитические записки;
и) заключение (проект заключения);
к) письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведенного аудиторского мероприятия;
л) перечень (план) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
м) годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
5. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" планом проведения аудиторских мероприятий является перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия.
Планирование аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с пунктами 3 - 9 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" <2>, которыми определено, что план проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
--------------------------------
<2> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2020 N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364).
Рекомендуемый образец формы плана проведения аудиторских мероприятий приведен в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
6. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" программой аудиторского мероприятия является документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а также сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице.
Программа аудиторского мероприятия формируется в соответствии с пунктами 14 - 31 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
Рекомендуемый образец формы программы аудиторского мероприятия приведен в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
7. Документы, отражающие промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия, рекомендуется составлять по формам, определенным ведомственным (внутренним) актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, изданным с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" <3>, или в свободной письменной форме.
--------------------------------
<3> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2020 г., регистрационный N 57091), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.07.2020 N 150н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2020 г., регистрационный N 59343).
Указанные документы рекомендуется подписывать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
В случае если промежуточные и предварительные результаты проведения аудиторского мероприятия отражаются в аналитических записках, то их рекомендуется составлять по форме, приведенной в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
8. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" заключением является подписанный руководителем субъекта внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Составление заключения осуществляется в соответствии с пунктами 4 - 11 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746).
Рекомендуемый образец формы заключения приведен в Приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
9. В случае если руководитель главного администратора бюджетных средств, руководитель администратора бюджетных средств по результатам рассмотрения заключения принимает решение, предусмотренное подпунктом "о" пункта 17 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", то рекомендуемый образец формы перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры приведен в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
10. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" годовой отчетностью о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита является информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
Содержание годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита определено пунктом 29 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
Рекомендуемый образец формы годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита приведен в Приложении N 6 к Методическим рекомендациям.
11. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" реестром бюджетных рисков является документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержащий следующую информацию:
а) выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
б) причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;
в) значимость (уровень) бюджетного риска;
г) владельцы бюджетного риска;
д) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
е) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
Приложение N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" содержит положения, определяющие проведение оценки бюджетных рисков, формирование и ведение реестра бюджетных рисков.
Рекомендуемый образец формы реестра бюджетных рисков приведен в Приложении N 7 к Методическим рекомендациям.
12. Документы, указанные в подпунктах "б", "г" - "ж" и "к" пункта 4 Методических рекомендаций, рекомендуется составлять по формам, определенным ведомственным (внутренним) актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, изданным с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", или в свободной письменной форме.
Указанные документы рекомендуется подписывать должностным лицам (работникам) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств с учетом их прав и обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита, установленных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" <5>.
--------------------------------
<5> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).
- Приложение N 1. План проведения аудиторских мероприятий (рекомендуемый образец)
- Приложение N 2. Программа аудиторского мероприятия (рекомендуемый образец)
- Приложение N 3. Аналитическая записка о промежуточных и предварительных результатах проведения аудиторского мероприятия (рекомендуемый образец)
- Приложение N 4. Заключение (проект заключения) (рекомендуемый образец)
- Приложение N 5. Перечень (план) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (рекомендуемый образец)
- Приложение N 6. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита (рекомендуемый образец)
- Приложение N 7. Реестр бюджетных рисков (рекомендуемый образец)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей