4. Порядок уплаты налога, исчисленного по налоговой базе переходного периода
4. Порядок уплаты налога, исчисленного
по налоговой базе переходного периода
Если разница между доходами и расходами, учтенными в соответствии с приведенным выше порядком, является положительной величиной, то она признается налоговой базой, исчисленной в соответствии со ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ.
К указанной налоговой базе применяются ставки, установленные ст. 284 НК РФ, и определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в указанном ниже порядке (налог на прибыль переходного периода).
Порядок уплаты налога на прибыль переходного периода зависит от самой суммы этого налога и суммы налога на прибыль (дохода), подлежащего уплате в бюджет по итогам 2001 года, и заключается в следующем.
Необходимо определить два показателя:
- показатель (1) - 10 процентов от суммы налога, исчисленного в 2001 году по законодательству 2001 года;
- показатель (2) - 70 процентов от той же суммы.
1. Если сумма налога на прибыль переходного периода меньше показателя (1), то она вся подлежит уплате в бюджет в 2002 году:
налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, - по одной второй указанной суммы 28 июля и 28 октября;
налогоплательщиками, определяющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - по одной шестой указанной суммы 28 числа каждого месяца, начиная с июля.
2. Если сумма налога на прибыль переходного периода больше показателя (1), то в указанные сроки и в указанных долях подлежит уплате сумма, равная показателю (1).
3. Если сумма налога на прибыль переходного периода больше показателя (1), но меньше показателя (2), то сумма, равная разности между суммой налога на прибыль переходного периода и величиной показателя (1), распределяется к уплате равномерно в течение 2003 - 2004 года:
налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, - по одной шестой по срокам 28 апреля, 28 июля, 28 октября каждого из указанных годов;
налогоплательщиками, определяющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - по одной двадцать второй по срокам 28 числа каждого месяца года, за исключением января.
4. Если сумма налога на прибыль переходного периода больше показателя (2), то в указанные в п. 3 сроки и в указанных долях в бюджет вносится сумма исчисленного по налоговой базе переходного периода налога в размере, полученном как разность между показателем (2) и показателем (1).
Оставшаяся часть суммы налога на прибыль переходного периода, определяемая как разница между общей суммой налога на прибыль переходного периода и показателем (2), уплачивается в 2005 и в 2006 годах в порядке, предусмотренном пунктом 3.
Пример 5. Сумма причитающегося к уплате в бюджет налога за 2001 год составила 52 000 руб. (с учетом льгот и применяемых в соответствии с законодательством ставок).
По итогам переходного периода сумма подлежащего уплате налога составила 40 000 руб.
Для использования приведенного выше порядка расчета определим величину показателя (1) - 5 200 руб. (52 000 руб. x 10%) и показателя (2) - 36 400 руб. (52 000 руб. x 70%).
Поскольку сумма налога по налоговой базе переходного периода (40 000 руб.) больше, чем 10% от суммы налога по итогам 2001 года, то сразу используем пункт 2 расчета.
В этом случае расчета организация в течение 2002 года должна заплатить всего 5 200 руб. При уплате налога на прибыль ежеквартально дополнительно с суммой налога на прибыль по итогам полугодия и девяти месяцев следует заплатить по 2 600 руб. налога, относящегося к налогу на прибыль с налоговой базы переходного периода. Если организация отчитывается по налогу на прибыль ежемесячно исходя из фактической прибыли прошлого месяца, то она вносит сумму 5 200 руб. равномерно в течение 6 месяцев (июль - декабрь включительно) по 867 руб.
Поскольку сумма налога на прибыль переходного периода больше, чем 10% от суммы налога по итогам 2001 года, то переходим к указанному в пункте 3 расчета порядку.
В период 2003 - 2004 годов в бюджет должна быть внесена сумма, которая исчисляется как разница между величиной 70% от суммы налога за 2001 год (36 400 руб.) и суммой, внесенной в бюджет за 2002 год (5 200 руб.), - всего 31 200 руб. Эта сумма будет вноситься в бюджет в течение 6 кварталов по 5 200 руб. в сроки, установленные для уплаты налога по итогам за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Если организация отчитывается ежемесячно, то в течение 22 месяцев: 18 месяцев по 1418 руб. и 4 месяца по 1419 руб.
Поскольку сумма налога на прибыль переходного периода (40 000 руб.) больше, чем 70% от суммы налога по итогам 2001 года (36 400 руб.), то переходим к указанному в п. 4 расчета порядку.
В течение 2005 - 2006 годов организация должна внести в бюджет всю оставшуюся сумму - 3 600 руб. При ежеквартальных расчетах сумма платежа будет перечисляться в бюджет в течение 6 кварталов по 600 руб., а при ежемесячных - 22 месяца - 8 месяцев по 163 руб. и 14 месяцев по 164 руб.
Налогоплательщик определяет сумму подлежащего уплате в бюджет налога по налоговой базе переходного периода отдельно по суммам налога, причитающимся к уплате в бюджеты различных уровней.
Если сумма налога по базе переходного периода превышает 10% от суммы налога по итогам 2001 года, то организация при определении величины причитающегося к уплате в бюджет в различные временные периоды суммы налога в соответствии с установленным п. 8 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ порядком должна общую сумму налога распределить по бюджетам с использованием коэффициентов, характеризующих долю суммы налога (отдельно строки 080, 090 и 100 листа 12 Декларации по налогу на прибыль), подлежащего уплате в конкретный бюджет исходя из налоговой базы (строки 050 - 053) и применяемой ставки (строки 060 - 062), в общей подлежащей уплате в бюджет сумме налога (сумма строк 080 + 090 + 100).
Если организация не имеет права на льготы по налогу на прибыль, сохраняющиеся в 2002 году, применяет общие установленные ст. 284 НК РФ ставки распределения налога по бюджетам и не имеет в составе налоговой базы переходного периода доходов по операциям с государственными ценными бумагами, то могут применяться следующие коэффициенты, исчисленные исходя из доли ставки налога в бюджет каждого уровня к общей величине налоговой ставки:
в федеральный бюджет - 0,3125 (7,5% : 24%),
в бюджеты субъектов Российской Федерации - 0,6042 (14,5% : 24%),
в местный бюджет - 0,0833 (2% : 24%).
Применительно к приведенному выше примеру для первого платежа по сроку 28 июля 2002 года организация должна внести в бюджеты соответствующих уровней следующие суммы налога:
в федеральный бюджет - 812 руб. (2 600 руб. x 0,3125),
в бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 571 руб. (2 600 руб. x 0,6042),
в местный бюджет - 217 руб. (2 600 руб. x 0,0833).
Если в бюджеты субъектов Российской Федерации ставка налога на прибыль снижена законодательным актом соответствующего органа власти, то при выполнении всех иных вышеперечисленных условий коэффициенты распределения по бюджетам исчисляются аналогичным способом с применением пониженных ставок в соответствующий бюджет и общей пониженной ставки налога на прибыль.
Следует обратить внимание, что действующий порядок не предусматривает для налогоплательщиков возможности единовременного погашения задолженности перед бюджетом по налогу с налоговой базы переходного периода. Поэтому сумма налога, исчисленного по налоговой базе переходного периода, внесенная налогоплательщиком в размере, превышающем сумму начисленного по конкретному сроку по строкам 550, 560 и 570 листа 02 Декларации по налогу на прибыль, следует рассматривать в качестве переплаты.
Вместе с тем налогоплательщик может по конкретному сроку начислить сумму, превышающую исчисленную в приведенном выше порядке величину обязательного платежа. В этом случае указанные налогоплательщиком суммы признаются налогом по налоговой базе переходного периода и отражаются в лицевом счете налогоплательщика в общеустановленном порядке.
Применительно к рассматриваемому примеру налогоплательщик может представить по расчетам за первое полугодие 2002 года по строкам 550, 560 и 570 листа 02 Декларации по налогу на прибыль всю сумму налога по налоговой базе переходного периода - 40 000 руб., или разбить этот платеж на два - по 20 000 руб. по срокам 28 июля и 28 октября 2002 года (или иначе по установленным срокам).
Если налогоплательщик в какой-либо отчетный период отказывается от принятого им порядка более раннего внесения в бюджет налога по налоговой базе переходного периода, то ему следует сдать уточненные расчеты по соответствующим налоговым периодам.
5. Если у организации в сумме дебиторской задолженности на 01.01.2002 доля бюджетных учреждений составляет более 30%, то сумма налога по налоговой базе переходного периода подлежит уплате в бюджет равномерно в течение 5 лет начиная со второго квартала 2002 года в сроки, установленные для авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода в следующем порядке:
налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, - по одной двадцатой суммы налога по срокам 28 апреля 2003, 2004, 2005, 2006 и 2007 годов, 28 июля 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годов, 28 октября 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годов и 28 марта следующего за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 годами;
налогоплательщиками, определяющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - по одной шестидесятой от суммы налога, начиная с июля 2002 года по июнь 2007 года по срокам 28 числа каждого месяца года, кроме января, в том числе в марте - два платежа по итогам предыдущего налогового периода и по итогам февраля.
6. Если в 2001 году организацией в целях налогообложения был выявлен убыток, то сумма налога на прибыль переходного периода распределяется равномерно на 5 лет и по каждому году уплачивается в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по налогу по итогам отчетного периода:
налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, - по одной трети от годового платежа по срокам 28 апреля, 28 июля, 28 октября каждого из указанных годов;
налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - по одной одиннадцатой от годового платежа по срокам 28 числа каждого месяца года, за исключением января.
При этом в 2002 году налог уплачивается:
налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, - по одной второй указанной суммы 28 июля и 28 октября;
налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - по одной шестой указанной суммы 28 числа каждого месяца, начиная с июля.
Для приведенного выше примера с суммой налога на прибыль по налоговой базе переходного периода в размере 40 000 руб. организация в течение 2002 года должна заплатить всего 8 000 руб. (40 000 руб. : 5 лет).
При уплате налога на прибыль ежеквартально дополнительно с суммой налога на прибыль по итогам полугодия и девяти месяцев 2002 года следует заплатить по 4 000 руб. налога, относящегося к налогу на прибыль с налоговой базы переходного периода. Если организация отчитывается по налогу на прибыль ежемесячно исходя из фактической прибыли прошлого месяца, то она вносит сумму 8 000 руб. равномерно в течение 6 месяцев (июль - декабрь включительно): по 1 333 руб. четыре месяца и по 1 334 руб. два месяца.
В период 2003 - 2006 годов ежегодно в бюджет должна быть внесена сумма 8 000 руб. Эта сумма будет вноситься в бюджет в течение 3 кварталов ежегодно в сроки, установленные для уплаты налога по итогам за первый квартал (2 666 руб.), полугодие (2 667 руб.) и 9 месяцев (2 667 руб.). Если организация отчитывается ежемесячно, то в течение 22 месяцев: 8 месяцев по 363 руб. и 14 месяцев по 464 руб.
Решением ВАС РФ от 14.05.2003 N 2742/03 пункт 7 раздела 4 признан не соответствующим статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и полностью недействующим.
7. Если в 2001 году организация имела льготу по налогу на прибыль и в связи с этим сумма налога на прибыль за 2001 год у нее составила нулевую сумму, то сумма налога на прибыль по налоговой базе переходного периода подлежит внесению в бюджет в порядке, аналогичном установленному п. 8 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ. При этом исчисление суммы 10% и 70% производится непосредственно от самой суммы налога, исчисленной по базе переходного периода.
Для приведенного выше примера с суммой налога на прибыль по налоговой базе переходного периода в размере 40 000 руб. организация в течение 2002 года должна внести 4 000 руб. (40 000 руб. x 10%) налога по налоговой базе переходного периода (по 2 000 руб. по срокам 28 июля и 28 октября при ежеквартальных расчетах, при ежемесячных - четыре месяца по 667 руб. и два месяца по 666 руб.).
В течение 2003 - 2004 годов организация должна внести в бюджет сумму 24 000 руб. (40 000 руб. x 70% - 4 000 руб.). При ежеквартальных расчетах сумма платежа будет перечисляться в бюджет в течение 6 кварталов (по 4 000 руб.), а при ежемесячных - 22 месяца (20 месяцев по 1 090 руб. и 2 месяца по 1091 руб.).
В течение 2005 - 2006 годов организация должна внести в бюджет сумму 12 000 руб. (40 000 руб. - 40 000 руб. x 70%). При ежеквартальных расчетах сумма платежа будет перечисляться в бюджет в течение 6 кварталов (по 2 000 руб.), а при ежемесячных - 22 месяца (12 месяцев по 545 руб. и 10 месяцев по 546 руб.).
Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль по налоговой базе переходного периода в следующем порядке.
Имеющие структурные подразделения организации определяют общую сумму налога по налоговой базе переходного периода один раз исходя из распределения ставок и льгот, действующих на 01.01.2002, - дату, на которую проводится исчисление суммы налога по переходному периоду. Эта сумма по всему юридическому лицу (без распределения по подразделениям) распределяется по годам в порядке, указанном выше.
Далее каждый отчетный период организация будет распределять сумму каждого причитающегося к уплате по отчетному сроку платежа по подразделениям исходя из доли этого подразделения, определенной по правилам ст. 288 НК РФ на конец отчетного периода, по которому вносится текущий платеж в счет расчетов по налогу с налоговой базы переходного периода.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы налогоплательщик обязан представить уточненный расчет налоговых обязательств переходного периода. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
налогообложения прибыли,
государственный советник
налоговой службы III ранга
К.И.ОГАНЯН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей