Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предметом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежит 214754 объекта надзора, из них федеральных органов исполнительной власти, включая их территориальные органы - 1409, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 1492, организаций - 211853.
В соответствии с требованиями Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному государственному надзору, отнесена к следующим категориям риска:
высокого риска - 5504 объекта, это:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие ПОО;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие КВО;
уполномоченные организации, создающие в установленном порядке функциональные подсистемы РСЧС;
значительного риска - 4898 объектов, это юридические лица и индивидуальные предприниматели, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем РСЧС;
низкого риска - 201451 объект, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели.
По итогам присвоения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категорий риска надзорными органами МЧС России сформированы и размещены на официальных сайтах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Надзорными органами МЧС России в 2020 году в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1029 проверок (2019 г. - 2052, уменьшение на 49,9%).
В связи с установленными особенностями осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) и с учетом установленной процедуры организации, согласования и проведения контроля (надзора) всего за 2020 г. надзорными органами МЧС России проведено 1066 проверок (2019 г. - 2526, уменьшение на 57,79%), из них:
767 - плановых (АППГ - 2024, уменьшение на 62,1%);
299 - внеплановых (АППГ - 502, уменьшение на 40,4%).
Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 292 проверки;
по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 7 проверок.
В ходе проведенных проверок выявлено 1627 нарушений обязательных требований (АППГ - 4360, уменьшение на 62,68%).
По результатам надзорных мероприятий вручено 313 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 815, уменьшение на 61,59%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 71,56% (АППГ - 76,6%, уменьшение на 5,04%).
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2020 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:
1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;
должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:
отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отсутствие резервов финансовых ресурсов;
не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.
3. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышения квалификации соответствующих должностных лиц;
не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.
4. Вопросы разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
отсутствие в плане некоторых разделов либо отступление от структуры (образца) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН);
не откорректирован план ЛРН по истечении сроков;
план ЛРН не согласован с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией.
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 339 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 875, уменьшение на 61,2%), из них на должностных лиц 198 (АППГ - 556, уменьшение на 64,4%) и на юридических лиц 141 (АППГ - 319, уменьшение на 55,8%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 216 протоколов (АППГ - 670, уменьшение на 67,76%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 212 лиц (АППГ - 607, уменьшение на 65%), из них должностных - 135 лиц (АППГ - 412, уменьшение на 67,2%) и юридических - 77 лиц (АППГ - 195, уменьшение на 60,5%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 141 лицо (АППГ - 460, уменьшение на 69,34%).
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 3488 тыс. руб. (АППГ - 10152,21 тыс. руб., уменьшение на 65,6%).
В 2020 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 1 представление прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.
В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных объектов при организации и осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей