постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2021 г. N 878
1. В наименовании и пункте 1 цифры "2021" заменить цифрами "2023".
2. Федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2021 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2015 г. N 570
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 9 июня 2021 г. N 878)
"РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА"
федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия
на период до 2023 года"
федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года" |
||
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2563-р |
||
Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство |
||
Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Республики Карелия |
||
целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация. Задачами Программы на 2016 - 2023 годы являются: повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики; инфраструктурное обеспечение экономического развития; развитие социальной сферы |
||
инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах); уровень общей безработицы; доля средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы; число созданных рабочих мест; количество созданных промышленных площадок; протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Республики Карелия; доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия; количество построенных и реконструированных мостовых искусственных сооружений; количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия; количество реконструированных и приобретенных пожарных депо на территории Республики Карелия; количество семей, имеющих 3 и более детей, которым предоставлены земельные участки для жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, в рамках Программы; количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения; созданная площадь под размещение государственных объектов здравоохранения; количество реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию; количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях; количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения; количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта; количество построенных зданий аэровокзальных комплексов |
||
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2016 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2023 годы |
||
общий объем финансирования Программы на 2016 - 2023 годы составляет 91431,2919 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 16207,0543 млн. рублей; консолидированный бюджет Республики Карелия - 1977,4399 млн. рублей; внебюджетные источники - 73246,7977 млн. рублей |
||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития; основные показатели социально-экономической эффективности (по отношению к уровню 2015 года): прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,23 раза; снижение уровня общей безработицы на 1,5 процентного пункта |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
1. Анализ социально-экономического положения
Республики Карелия
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены такие национальные цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
В рамках достижения данных национальных целей развития необходимо в том числе достижение таких целевых показателей, как:
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
улучшение качества городской среды в полтора раза, обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 километров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" одним из принципов в рамках государственной политики регионального развития являются соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.
Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает создание условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию показателей региона относительно средних показателей по Российской Федерации.
На протяжении последних десятилетий уровень социально-экономического развития Республики Карелия характеризуется отставанием как от среднероссийского уровня, так и от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, показатель валового регионального продукта на душу населения по итогам 2016 года составил 78 процентов среднероссийского показателя и 66 процентов такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. Несмотря на то, что по этому показателю Республика Карелия переместилась на 30-е место в Российской Федерации, разрыв между показателями сохраняется. В 2019 году среднедушевое значение валового регионального продукта по Республике почти на 20 процентов ниже среднероссийского уровня и на 30 процентов - среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу. Такое отставание во многом связано с низким уровнем инвестирования.
По итогам 2016 года в Республике Карелия показатель, характеризующий объем инвестиций в основной капитал на душу населения, в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя и в 2,3 раза ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе. По итогам 2019 года указанный показатель в Республике в 1,6 раза ниже среднероссийского показателя и в 1,9 раза ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе.
Кроме этого, в регионе отмечается высокий уровень безработицы.
По итогам 2019 года число безработных по отношению к экономически активному населению, определенное по методологии Международной организации труда, в Республике Карелия составило 9,2 процента при среднероссийском показателе 5,5 процента. По итогам 2019 года превышение среднероссийского уровня общей безработицы сохранилось. Так, среднее значение данного показателя в целом по Российской Федерации снизилось до 4,6 процента, в Республике - до 7,4 процента.
В свою очередь, это влияет на отток населения в регионе - 16 человек на 10 тыс. человек населения, тогда как в Северо-Западном федеральном округе прирост (приток населения) по этому показателю достиг 40,5 человека на 10 тыс. человек населения, а в Российской Федерации - 17,9 человека на 10 тыс. человек населения.
По итогам 2019 года миграционная убыль в регионе составила 11,5 человека на 10 тыс. человек (в Северо-Западном федеральном округе - прирост 39,3 человека на 10 тыс. населения, по Российской Федерации - 19,39 человека на 10 тыс. населения).
Несмотря на негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в ряде секторов экономики Российской Федерации. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается около 70 процентов всей российской форели, производится 20 процентов железорудных окатышей, 42 процента газетной бумаги, 22 процента бумаги, 15 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов, а также 10 процентов щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы.
Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70 - 80-х годах XX века реализован крупнейший международный проект, связанный с созданием крупного предприятия и города, - строительство Костомукшского горно-обогатительного комбината и г. Костомукши. Республика Карелия активно участвует в сотрудничестве с регионами государств - членов Европейского союза и Норвегии, в том числе при реализации совместных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, Норвежского Баренцева секретариата. В числе первых на внешней границе Российской Федерации с Европейским союзом создан еврорегион "Карелия". Этот опыт востребован для Российской Федерации и сопредельных государств в контексте углубления процессов евразийской экономической интеграции, а также развития партнерских отношений с Европейским союзом.
Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от экономики граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.
Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года" (далее - Программа).
Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Республика Карелия сосредоточивает свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:
инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;
экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;
совершенствование государственно-частного партнерства;
рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия Российской Федерации и Республики Карелия в развитии системы международного разделения труда;
повышение качества жизни граждан.
Для выбора вариантов решения указанных проблем были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня мероприятий Программы и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.
Выбор варианта решения проблемы осуществлялся с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.
Первый сценарий предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест.
В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частичное снятие инфраструктурных ограничений экономического роста.
Развитие Республики Карелия в рамках первого сценария позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.
Объем финансового обеспечения мероприятий Программы в рамках первого сценария составляет 91,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 16,2 млрд. рублей.
Первый сценарий позволит минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.
Второй сценарий помимо проектов, предусмотренных первым сценарием, предполагает создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.
При использовании второго сценария с учетом привлечения дополнительных средств объем финансового обеспечения мероприятий составит 228,7 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 26 млрд. рублей.
При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение средств внебюджетных источников в общем объеме 200,7 млрд. рублей.
Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета, к 2024 году.
Программа рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит развитие реального сектора экономики.
Вместе с тем риски реализации второго сценария связаны с тем, что значительные средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются из внебюджетных источников. В условиях неопределенности геополитической обстановки и введения санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки возможны ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, участвующих в указанных мероприятиях, и, следовательно, сокращение планируемого финансирования. Ожидаемый риск также связан с возможным сохранением значительной доли безработицы и низких темпов экономического развития.
Таким образом, наиболее предпочтительным является первый сценарий решения проблем развития Республики Карелия, предусматривающий выделение средств федерального бюджета в размере 16207,0543 млн. рублей. Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, оказанием услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.
2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные
преимущества Республики Карелия
В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются:
монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью (в том числе во внешней торговле) в общем объеме продукции, значительное количество (11) монопрофильных населенных пунктов;
неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциалов территорий;
значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, высокая ресурсоемкость большинства используемых технологий;
высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;
недостаточно и неравномерно развитая транспортная инфраструктура;
высокие издержки производства в условиях северной экономики - высокая энергоемкость, крайне низкий уровень газификации Республики Карелия - 8,94 процента (в среднем по Российской Федерации - 71,4 процента);
недостаточная развитость механизмов государственно-частного партнерства;
отток высококвалифицированных кадров в другие регионы Российской Федерации, естественная убыль населения, дисбаланс структуры трудовых ресурсов и низкая заработная плата;
недостаток высокотехнологичных рабочих мест.
Перспективное развитие региона может быть связано со следующими рисками:
конкуренция со стороны соседних регионов Российской Федерации и регионов стран Европейского союза;
волатильность курса рубля по отношению к ведущим валютам и девальвация рубля;
риск зависимости от импорта иностранного оборудования и привозного сырья (энергии);
кризис современной системы международных отношений и дальнейшая изоляция Российской Федерации (в том числе от финансовых инструментов и инвестиционных программ);
увеличение дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Республики Карелия;
усиление противоречий между функциями рекреационного региона и процессами развития промышленного, аграрного и транспортного секторов.
Анализ социально-экономического развития Республики Карелия позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития региона:
богатый природно-ресурсный потенциал - сырьевые ресурсы (железная руда, древесина, торф, щепа), водные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал (санаторно-курортные зоны, заповедники, национальные парки), уникальный природно-ландшафтный комплекс;
выгодное экономико-географическое положение - приграничное положение, транзитный потенциал (транзитное железнодорожное и автомобильное сообщение, международные автомобильные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска, приграничная инфраструктура, водный коридор - Беломорско-Балтийский канал);
развитые торгово-экономические и производственные связи с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, субъектами Российской Федерации, Республикой Белоруссия, со скандинавскими странами, в том числе с их регионами, положительный опыт реализации программ приграничного сотрудничества (включая инфраструктурную и инвестиционную составляющие) и высокая внешнеторговая активность;
развитый научно-образовательный комплекс и научный потенциал (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", Карельский научный центр Российской академии наук, филиалы российских вузов, средние специальные учебные заведения) и высокий уровень образования населения;
широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере управления;
активная гражданская позиция населения и готовность к диалогу представителей общественных организаций и бизнес-структур с Правительством Республики Карелия;
наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки инвесторов (бизнес-инкубатор Республики Карелия, студенческий бизнес-инкубатор, информационно-технологический парк федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Карелия", Инвестиционный фонд Республики Карелия, Торгово-промышленная палата Республики Карелия, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия);
благоприятное состояние окружающей природной среды;
благоприятные межнациональные и межконфессиональные отношения и поддержание общественного порядка.
В условиях меняющихся рыночных тенденций Республика Карелия как часть геоэкономического пространства оказалась перед системными вызовами, которые обусловлены экономической глобализацией и интеграцией и во многом характерны для других российских регионов.
Главный вызов связан со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в связи с чем перед Республикой Карелия ставится задача в довольно сжатый переходный период обеспечить конкурентоспособность базовых отраслей экономики и встраивание экономики Республики Карелия в мировую экономическую систему. В первую очередь это касается предприятий так называемых чувствительных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, в частности машиностроения, а также организаций сельского хозяйства. В условиях усиления конкуренции с соседними регионами необходимы более активное использование инструментов приграничного сотрудничества и создание благоприятной среды для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Приграничное положение Республики Карелия в настоящее время не обеспечивает достаточного объема зарубежных инвестиций, которые на территории Северо-Западного федерального округа в основном направляются в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Для того чтобы адекватно противостоять современным вызовам, требуется решение комплекса проблем системного и отраслевого характера.
Сдерживающими факторами экономического развития Республики Карелия являются ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики, поскольку 63,2 процента общей суммы расходов консолидированного бюджета Республики Карелия по итогам 2020 года приходилось на первоочередные социально значимые расходы.
Финансовое состояние Республики Карелия осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на ее территории, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Республики Карелия. При этом финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций.
К основным проблемам функционирования экономики Республики Карелия следует отнести дефицитность энергетического баланса, высокую зависимость от привозных видов топлива и цен на них. Потребность в энергоресурсах, особенно в электрической энергии, только на 45 - 50 процентов покрывается за счет выработки электрической энергии на территории Республики Карелия.
Проведение модернизации и структурной диверсификации экономики региона требует внедрения передовых инновационных технологий. Вместе с тем в регионе существуют проблемы инновационного и технологического развития, к которым относятся дефицит у предприятий собственных средств на инновации, неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаточное взаимодействие между наукой и бизнесом, неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.
Кроме общих системных проблем, существуют проблемы в отдельных отраслях экономики Республики Карелия (лесопромышленном, агропромышленном комплексах), отсутствует развитая дорожная и транспортная инфраструктура.
Одним из сдерживающих факторов развития Республики Карелия также является недостаточно развитая материально-техническая база пожарно-спасательных сил Республики Карелия, в том числе состояние зданий пожарных депо, 54 процента которых располагаются в приспособленных зданиях постройки первой половины прошлого столетия.
Вследствие оттока населения происходит снижение количества и качества трудовых ресурсов, что является существенным ограничением для реализации инновационного сценария развития Республики Карелия.
Недостаток бюджетных средств и отсутствие квалифицированного кадрового обеспечения не позволяют обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций на территорию Республики Карелия и создать новые рабочие места.
Указанные факторы снижают инвестиционную привлекательность Республики Карелия и степень ее конкурентоспособности как внутри Российской Федерации, так и на мировом уровне.
3. Обоснование необходимости использования
программно-целевого метода
Усугубление негативных тенденций в Республике Карелия связано прежде всего с тем, что основой ее экономики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями с изношенными и морально устаревшими основными фондами, работающими в секторах традиционной специализации (лесопромышленном, горнопромышленном комплексах) и определяющими экономический и бюджетный потенциалы территории.
Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры в регионе является еще одним из сдерживающих факторов развития экономического потенциала Республики Карелия. Доля автомобильных дорог регионального значения на территории Республики Карелия, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Карелия составляет 63,84 процента. Такой показатель на 8,74 процентных пункта выше средней величины этого показателя по Российской Федерации.
На опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь от федеральных трасс к городам Республики Карелия, границе с Финляндской Республикой и соседним субъектам Российской Федерации, имеются участки, состояние которых препятствует полноценному развитию экономики, в том числе увеличению грузопотоков и использованию туристского потенциала Республики Карелия в полном объеме. Кроме того, из 496 автомобильных дорожных мостов, расположенных на дорожной сети регионального значения на территории Республики Карелия, 192 моста являются деревянными, при этом четверть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Ряд железобетонных мостов, построенных в 60-х годах XX века, также требует выполнения работ по их реконструкции.
Авиационная инфраструктура в Республике Карелия не в полной мере соответствует нормативным требованиям.
Для некоторых населенных пунктов Республики Карелия авиация является единственным видом транспорта, обеспечивающим не только круглогодичную транспортную доступность, но и решение вопросов жизнедеятельности населения. Недостаточное развитие наземных коммуникаций, труднодоступность отдаленных, особенно северных районов, а также отсутствие альтернативного вида транспорта определяют необходимость развития авиационного сообщения в регионе.
Указанные обстоятельства отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Республики Карелия и сохраняют негативные тенденции в экономике и доходной части бюджета, угрожая нарастанием социальной напряженности.
Присоединение Российской Федерации ко Всемирной торговой организации и углубление процессов евразийской экономической интеграции обусловливают необходимость модернизации действующих производств (прежде всего градообразующих) и создания производств в новых секторах экономики в целях ускорения экономического развития региона.
Государственная поддержка развития Республики Карелия осуществляется в рамках ряда федеральных целевых программ. Однако острота и масштабность сложившейся ситуации в экономике Республики Карелия требуют применения программно-целевого метода решения проблемы стабилизации экономического положения Республики Карелия для обеспечения в обозримой перспективе базиса устойчивого экономического роста и диктуют необходимость концентрации усилий отраслевых ведомств, различных видов государственной поддержки и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в рамках отдельной федеральной целевой программы.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией развития регионов России, в долгосрочной перспективе устраняются путем стимулирования самостоятельного экономического развития субъектов Российской Федерации и их кооперации, повышения инвестиционной и предпринимательской активности, укрепления бюджетной обеспеченности, совершенствования межбюджетных отношений, расширения количества центров экономического роста, в том числе территорий опережающего социально-экономического развития.
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обеспечивается путем модернизации первичного звена здравоохранения, создания условий для увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, формирования в населенных пунктах современной городской среды.
Таким образом, поставленные в рамках Программы задачи будут охватывать наиболее актуальные и приоритетные для Республики Карелия проблемы, предусматривать реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры, в том числе социальной, а также строительство новых производств с созданием рабочих мест. Выполнение Программы позволит осуществлять мероприятия по развитию Республики Карелия в едином комплексе, согласовывать приоритеты федерального, регионального и местного уровней, координировать действия всех заинтересованных сторон и концентрировать ресурсы при решении поставленных задач.
Целесообразность применения программно-целевого метода обусловлена тем, что в рамках Программы предполагается реализация экономически значимых проектов, в том числе направленных на снятие инфраструктурных ограничений Республики Карелия, что потребует достижения баланса интересов власти, общества и бизнеса.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Карелия:
комплексность механизма, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем Республики Карелия;
координация государственных усилий по обеспечению экономического роста и стратегическое единство в принятии решений на всех уровнях исполнительной власти;
аккумулирование расходов бюджетов всех уровней для реализации Программы, а также координация, планирование и контроль таких расходов.
Реализация Программы приведет к сокращению диспропорции в региональном развитии и в развитии Республики Карелия и Российской Федерации в целом, а также к улучшению условий для обеспечения экономического роста региона.
II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели Программы
Целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные задачи:
повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики;
инфраструктурное обеспечение экономического развития.
Указанные задачи требуют детализации для обоснования их необходимости и достаточности исходя из обеспечения достижения целей Программы.
Мероприятия Программы, направленные на повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики, включают в себя реализацию ряда инвестиционных проектов по развитию производств в сфере горнопромышленного и лесопромышленного комплексов, производства транспортных средств и металлургии, а также по развитию генерирующих мощностей.
Инфраструктурное обеспечение экономического развития предусматривает реализацию проектов, способствующих совершенствованию транспортной логистики, грузо- и пассажирооборота автомобильным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом, создание необходимой инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство для семей, имеющих 3 и более детей, строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства и социальной сферы, а также развитие энергетической инфраструктуры.
Таким образом, Программа направлена на развитие Республики Карелия путем решения наиболее острых и актуальных проблем.
Общий срок реализации Программы составляет 8 лет (2016 - 2023 годы). Программу предлагается осуществить в 2 этапа.
Основной целью I этапа реализации Программы (2016 - 2017 годы) является модернизация базовых предприятий и секторов экономики и снятие инфраструктурных ограничений экономического развития.
Основной целью II этапа реализации Программы (2018 - 2023 годы) является создание новых предприятий и секторов экономики, а также развитие коммунальной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.
Реализация Программы может быть досрочно прекращена решением Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения вопроса о ее эффективности.
Решение комплекса задач и выполнение мероприятий Программы ведет к достижению целей Программы - развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.
В рамках Программы предусмотрено решение 3 задач по 7 направлениям.
Задача по повышению конкурентоспособности базовых и созданию новых производств и секторов экономики предусматривает выполнение мероприятий Программы и реализацию проектов в рамках Программы по следующим направлениям.
Направлением, связанным с развитием промышленности, предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов по развитию производств в сфере горнопромышленного и лесопромышленного комплексов, производства транспортных средств и металлургии, а также по развитию генерирующих мощностей, направленных на повышение конкурентоспособности базовых секторов экономики.
В горнопромышленном комплексе планируется наращивание объемов выпускаемой продукции за счет модернизации производств, создания новых щебеночных предприятий.
Реализация в рамках Программы инвестиционных проектов горнопромышленного комплекса позволит увеличить объемы производства строительных нерудных материалов (гранулы, крошка и порошок, галька, гравий, в том числе щебень) до 22,7 млн. куб. метров в год.
Реализация в рамках Программы инвестиционных проектов на основе рационального и эффективного недропользования на территории Республики Карелия позволит обеспечить рост вклада горнопромышленного комплекса в развитие экономики Республики Карелия и повышение за счет этого благосостояния ее населения. Результатом станет привлечение инвестиций за счет средств внебюджетных источников в размере 23 млрд. рублей.
В лесопромышленном комплексе предусматривается повышение эффективности переработки лесных ресурсов, в том числе за счет реконструкции, модернизации и расширения производства таких организаций, как акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", общество с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" и других организаций.
Реализация в рамках Программы инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе позволит увеличить объемы производства пиломатериалов до 1018 тыс. куб. метров, ориентированно-стружечных плит - до 400 тыс. куб. метров, бумаги - до 1050 тыс. тонн, мешков бумажных - до 500 млн. штук. Предусматривается создание 500 новых рабочих мест и привлечение инвестиций за счет средств внебюджетных источников в размере 30,1 млрд. рублей.
В рамках указанного направления планируется также ввод в эксплуатацию двух малых гидроэлектростанций Белопорожские ГЭС-1 и ГЭС-2 в Кемском районе Республики Карелия, позволяющих сократить дефицит электрической энергии в регионе на 49,8 МВт. В рамках реализации проекта "Развитие судостроительного производства" было осуществлено восстановление судостроения на базе имущественного комплекса общества с ограниченной ответственностью "Онежский судостроительно-судоремонтный завод" в результате приобретения имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт". В 2020 году в рамках реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 973-р, осуществлена загрузка производственных мощностей Акционерного общества "Онежский судостоительно-судоремонтный завод" до 2024 года, завод заключил договоры с группой компаний "Русский краб" и в марте 2020 г. приступил к строительству 7 судов, предназначенных для вылова и перевозки живого краба. Суда должны быть построены в течение 5 лет - с 2020 года по 2024 год. Обеспечена загрузка завода на 5 лет серийным строительством судов.
В рамках направления, связанного с развитием агропромышленного комплекса, в 2020 году реализован инвестиционный проект по строительству в г. Кондопога рыбоперерабатывающего завода с холодильником по переработке трески, пикши и иных видов рыб производственной мощностью свыше 30 тыс. тонн сырья в год. С 2016 года осуществлялась реализация проекта по развитию мясного скотоводства абердин-ангусской породы с объемом производства 500 тонн мяса в живом весе в год.
В рамках направления, связанного с созданием промышленной площадки, предусматривается формирование инвестиционной площадки, обеспеченной необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой и энергетическими мощностями, предназначенной для размещения промышленных производств в г. Петрозаводске. В рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 973-р, на территории промышленной площадки в г. Петрозаводске будет осуществлено строительство промышленных зданий к 2024 году.
Целью этого проекта является диверсификация экономики Республики Карелия за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств и привлечения инвесторов.
Создание промышленной площадки и строительство на ней промышленного парка в сочетании с проведением активной инвестиционной политики, предусматривающей в том числе совершенствование информационного обеспечения инвесторов, будут способствовать привлечению инвестиций в экономику Республики Карелия.
Наличие промышленного парка позволит в перспективе привлечь ряд новых резидентов для организации дополнительных производств в сфере камнеобработки, деревообработки и обрабатывающей индустрии и конвейерной сборки.
Направлением, связанным с развитием внешнеэкономической деятельности, предусматриваются строительство и техническое перевооружение международного автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Сювяоро (далее - международный автомобильный пункт пропуска) и таможенно-логистического терминала (Лахденпохский муниципальный район, Республика Карелия) за счет средств внебюджетных источников.
Реализация в рамках Программы указанных проектов позволит создать новые рабочие места, связанные с приемом туристов, обслуживанием пассажиров и обработкой грузов, а также новые предприятия, вследствие чего увеличится налогооблагаемая база.
Строительство международного автомобильного пункта пропуска и таможенно-логистического терминала планируется осуществить за счет средств внебюджетных источников. Целью такого строительства является развитие внешнеэкономических связей и въездного туризма в Приладожье и в южной части Республики Карелия. Этот проект поддержан Правительством Ленинградской области и руководством сопредельных региональных союзов Финляндской Республики. Международный автомобильный пункт пропуска позволит значительно улучшить логистику пассажирских и грузовых перевозок по реконструируемой в настоящее время федеральной трассе "Сортавала" (А-121), автомобильной дороге регионального значения "Ихала - Райвио - госграница". После завершения строительства международного автомобильного пункта пропуска и принятия его в эксплуатацию он будет передан в федеральную государственную собственность. Прием в эксплуатацию таможенно-логистического терминала позволит значительно сократить время прохождения грузов через международный автомобильный пункт пропуска, что повысит его пропускную способность, а также сократит последующие затраты федерального бюджета на его техническое содержание.
Для устранения инфраструктурных ограничений требуется в первоочередном порядке создать необходимые условия для развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также необходимой инфраструктуры в социальной сфере.
В среднесрочной перспективе предусматривается увеличение пропускной способности автомобильных дорог на территории Республики Карелия, соответствующей растущему объему промышленного производства с учетом освоения новых месторождений и создания предприятий.
Задача по инфраструктурному обеспечению экономического развития предусматривает реализацию мероприятий и проектов по следующим направлениям.
Направлением, связанным с развитием транспортного комплекса и дорожного строительства, предусматривается реализация проектов, способствующих совершенствованию транспортной логистики, грузо- и пассажирооборота посредством автомобильного, морского, железнодорожного и авиационного транспорта.
За счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, уже построено 4 капитальных мостовых перехода взамен аварийных деревянных, выполнена реконструкция мостового сооружения через реку Неглинка по улице Кирова в г. Петрозаводске, осуществлен первый этап реконструкции участка автомобильной дороги Олонец - Вяртсиля, км 96 - км 118, строительство автомобильной дороги "Медвежьегорск - Толвуя - Великая Губа, км 106 - Больничный". Также планируется завершить строительство 3 капитальных мостовых переходов взамен аварийных деревянных, выполнить реконструкцию ул. Куйбышева от проспекта Ленина до набережной Варкауса в г. Петрозаводске, реконструкцию участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 25 - км 33, реконструкцию мостового перехода на км 9+950 автомобильной дороги "Кола", км 748 - Сегежа и строительство мостового перехода по улице Промышленная в г. Сортавала через пролив Ворссунсалми на остров Риеккалансаари взамен существующего наплавного понтонного моста.
Выполнение указанных мероприятий позволит обеспечить приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние участков автомобильных дорог, а также создать условия для реализации проектов по развитию промышленности и туризма.
В сфере развития пассажирских перевозок в 2020 году завершено строительство объектов на территории гражданского сектора аэропорта Петрозаводск, реализованное за счет средств федерального бюджета при софинансировании бюджета региона, выполнена реконструкция железнодорожного вокзала г. Петрозаводска за счет средств внебюджетных источников, также осуществляется реализация мероприятия по реконструкции автовокзала в г. Петрозаводске, опорной сети автостанций Республики Карелия с привлечением средств федерального бюджета. Количество реконструируемых объектов для обеспечения пассажирских перевозок определяется предусмотренными объемами финансирования в рамках Программы.
Задача по развитию социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий и проектов по направлению, связанному со строительством и реконструкцией объектов коммунального хозяйства, социальной сферы и туризма, предусматривается реализация мероприятий по повышению качества услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в районах Республики Карелия, уровня газификации региона, а также развитие социальной инфраструктуры.
Реализация проекта строительства объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, предназначенных под жилищное строительство для многодетных семей, осуществляется в целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и направлена на решение основной проблемы, препятствующей многодетным семьям начать строительство жилых домов на предоставленных или планируемых к предоставлению земельных участках в Республике Карелия (отсутствие необходимой инфраструктуры), а также создать условия для улучшения качества жизни людей.
В рамках этого направления проведена реконструкция здания пожарного депо в г. Беломорске, а также осуществлено приобретение одного здания пожарного депо и его реконструкция в пос. Кривой Порог.
В результате осуществления указанных мероприятий обеспечено соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также создание условий для надлежащего выполнения служебных обязанностей личным составом противопожарной службы и требуемого содержания специальной техники и оборудования.
В рамках развития инфраструктуры в сфере здравоохранения предполагается строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы в г. Петрозаводске, отделения судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологической лабораторией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Петрозаводске, реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", ул. Кирова, д. 40 (пристройка приемного отделения), реконструкция терапевтического корпуса Республиканской больницы, надстройка приемного отделения для размещения помещений ангиографического отделения, реконструкция нежилых помещений под детскую поликлинику в г. Сегежа, а также реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации".
Строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы позволит вывести на новый уровень оказание помощи населению Республики Карелия, в том числе создать условия для получения качественных медицинских услуг населением интенсивно застраиваемых жилых районов г. Петрозаводска "Древлянка" и "Перевалка" и организовать стационарное обслуживание жителей Республики Карелия путем расширения до существующих нормативов ряда специализированных стационарных отделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская больница им. В.А. Баранова".
Строительство нового здания отделения судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологической лабораторией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Петрозаводске позволит обеспечить внедрение современных технологий экспертных исследований, развитие методического сопровождения компонента экспертного процесса для районных подразделений, организационное объединение гистологических исследований на территории Республики Карелия, доступность, этапность и преемственность между этапами проведения экспертиз трупов и гистологических исследований.
В связи с необходимостью распределения потоков поступающих пациентов и определения тяжести заболевания и травм в кратчайшие сроки, а также оказания первой экстренной помощи предусматривается выполнить реконструкцию здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", ул. Кирова, д. 40, с пристройкой приемного отделения.
В целях улучшения оказания высокотехнологичной медицинской помощи и снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний населения Республики Карелия существует необходимость в первоочередных мерах по укреплению материально-технической базы регионального сосудистого центра государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова". Необходимо осуществить реконструкцию терапевтического корпуса с надстройкой приемного отделения для размещения ангиографического отделения с установкой и вводом в эксплуатацию новой ангиографической установки, создания полноценной ангиографической операционной, отвечающей требованиям санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", с оснащением указанного корпуса лечебно-диагностическим медицинским оборудованием.
Реконструкция нежилых помещений под детскую поликлинику в г. Сегежа позволит существенно улучшить доступность оказания медицинской помощи детскому населению Сегежского муниципального района, повысить ее качество и снизить заболеваемость детей.
Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" позволит в значительной степени повысить уровень экстренной медицинской помощи, улучшит качество жизни больных, предотвратит или значительно отсрочит утрату трудоспособности, увеличит продолжительность жизни населения г. Петрозаводска и Республики Карелия в целом.
В рамках развития инфраструктуры в сфере образования осуществляется строительство детских садов в пос. Ляскеля (Питкярантский муниципальный район) на 110 мест, в пос. Ильинский (Олонецкий национальный муниципальный район) на 200 мест и строительство детского сада в г. Петрозаводске на 280 мест. Реализация этих мероприятий позволит решить вопрос с обеспечением детей местами в дошкольных образовательных организациях в необходимом объеме в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.
В рамках развития инфраструктуры сферы культуры проводится реконструкция административного здания муниципального бюджетного учреждения "Сегежская централизованная библиотечная система". Также в 2020 году завершены реконструкция и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - здания, расположенного в г. Беломорске, ул. Банковская, д. 26, для создания Музея Карельского фронта, представляющего историю Карельского фронта во время Великой Отечественной войны.
Реконструкция Сегежской централизованной библиотечной системы решает задачи формирования единого культурного и информационного пространства на основе использования имеющегося потенциала и создания новых компонентов культурно-досуговой деятельности, создания оптимальных условий для активного и разнообразного досуга, самореализации и духовного развития жителей г. Сегежа, прежде всего подрастающего поколения.
В рамках развития инфраструктуры физической культуры и спорта в период с 2019 по 2020 годы реализованы следующие мероприятия:
реконструкция здания спортивного комплекса, расположенного в пос. Боровой (Калевальский муниципальный район, Республика Карелия), ул. Советская, д. 15.
Реконструкция здания спортивного комплекса способствует повышению уровня обеспеченности населения пос. Боровой и Калевальского муниципального района современными спортивными сооружениями, обеспечению возможности проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на профессиональном уровне, достижению высоких результатов спортсменами района на соревнованиях, приобщению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также созданию условий для укрепления здоровья населения, проживающего на территории Боровского сельского поселения;
реконструкция стадиона муниципального общеобразовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Средняя общеобразовательная школа N 3.
Реконструкция стадиона обеспечивает возможность проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на профессиональном уровне, достижения высоких результатов спортсменами района на соревнованиях, приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, создания условий для укрепления здоровья детей, проживающих на территории Сортавальского муниципального района;
реконструкция стадиона муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия" в г. Костомукше.
Благодаря реконструкции стадиона созданы условия для занятий физической культурой и спортом, а также для укрепления здоровья учащихся этого общеобразовательного учреждения.
На стадионе проводятся не только занятия в рамках школьной, но и в рамках внешкольной программы. Стадион стал местом тестирования установленных требований знакам отличия "Готов к труду и обороне" по легкой атлетике и гимнастике для жителей г. Костомукши;
первый этап реконструкции легкоатлетического ядра стадиона в г. Олонце.
Реализация первого этапа реконструкции легкоатлетического ядра стадиона в г. Олонце (Республика Карелия) создала условия для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, развития массового спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также для развития спорта высших достижений на территории Олонецкого национального муниципального района;
реконструкция легкоатлетического ядра стадиона, расположенного в г. Сегежа, ул. Лесокультурная.
Реконструкция легкоатлетического ядра стадиона, расположенного в г. Сегежа, позволила увеличить уровень обеспеченности населения г. Сегежа и Сегежского муниципального района спортивными сооружениями, обеспечить возможность проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на профессиональном уровне (достижение высоких результатов спортсменами района на региональных и всероссийских соревнованиях), приобщать население к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создала условия для укрепления здоровья населения, проживающего на территории Сегежского муниципального района.
В рамках развития инфраструктуры физической культуры и спорта в период с 2021 по 2023 год будут реализованы следующие мероприятия:
второй этап реконструкции универсальной загородной учебно-тренировочной базы Школы высшего спортивного мастерства в Прионежском муниципальном районе (местечко Ялгуба);
второй этап строительства спортивного комплекса в пойме реки Неглинки в районе здания N 12 по ул. Крупской и здания N 38 по ул. Красной в г. Петрозаводске.
Реализация второго этапа мероприятия по реконструкции универсальной загородной учебно-тренировочной базы Школы высшего спортивного мастерства в Прионежском муниципальном районе (местечко Ялгуба) с единовременной пропускной способностью от 110 до 150 человек (в зависимости от времени года) способствует развитию спортивной инфраструктуры, повышению доступности и качества спортивных сооружений для регулярных занятий физической культурой и спортом.
Реализация второго этапа строительства спортивного комплекса в пойме реки Неглинки в районе здания N 12 по ул. Крупской и здания N 38 по ул. Красной в г. Петрозаводске позволит решить вопрос нехватки ледовых арен, катков для занятий детско-юношеских спортивных школ хоккеем, фигурным катанием и конькобежным спортом, в том числе круглогодичного использования. Основным сооружением второго этапа является открытый конькобежный стадион с открытыми трибунами. Максимальная единовременная пропускная способность объекта - 234 человека.
В рамках указанного направления реализуются мероприятия по строительству и реконструкции 4 объектов водоснабжения и водоотведения, а также по строительству 11 объектов инфраструктуры газоснабжения.
Направлением, связанным с развитием энергетической инфраструктуры, предусматривается улучшение доступа к источникам электрической энергии для реализации проектов в г. Петрозаводске.
Строительство воздушной линии электропередачи 330 кВ Ондская - Петрозаводск (2-я воздушная линия) на новом земельном участке необходимо для увеличения ее пропускной способности в целях транзита электрической энергии между энергосистемой Мурманской области и энергосистемой Республики Карелия для выдачи "запертой" мощности электростанций энергосистемы Мурманской области и покрытия дефицита энергосистемы Республики Карелия, что приведет к повышению надежности электроснабжения потребителей энергосистемы Республики Карелия за счет снижения рисков аварийного выделения энергосистемы на изолированную работу с дефицитом мощности.
Выполнение указанных мероприятий предусматривает комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В первую очередь, эти меры касаются неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Защита окружающей среды будет обеспечена путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и экологическим требованиям.
Выполнение мероприятий Программы позволит к 2023 году достичь значений целевых индикаторов и показателей Программы, предусмотренных приложением N 1 к Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Республики Карелия и внебюджетных источников (средства предприятий, организаций, инвесторов).
Предложения в отношении распределения затрат между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации разработаны с учетом сложившейся финансово-экономической ситуации в Республике Карелия, характеризуемой значительным объемом дефицита регионального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 91431,2919 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 16207,0543 млн. рублей;
средств консолидированного бюджета Республики Карелия - 1977,4399 млн. рублей;
средств внебюджетных источников - 73246,7977 млн. рублей.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представляемой государственным заказчиком Программы и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых (переходящих) работ.
При этом государственным заказчиком Программы в отношении объектов государственной собственности Республики Карелия и объектов муниципальной собственности является Министерство экономического развития Российской Федерации, а в части строительства и реконструкции сети автомобильных дорог - Федеральное дорожное агентство.
Средства внебюджетных источников планируется привлекать в форме кредитов, различных видов займов, а также в виде собственных средств предприятий-инвесторов.
Объемы финансирования Программы приведены без учета финансирования проектов и мероприятий, входящих в другие федеральные целевые программы или непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы.
Прочие текущие мероприятия определены в соответствии с целевым содержанием Программы.
Предельные объемы финансирования Программы по источникам расходования приведены в приложении N 2.
Предельные объемы финансирования Программы из федерального бюджета по государственным заказчикам приведены в приложении N 3.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4.
Сведения о целевых индикаторах и показателях опережающего развития Беломорского, Кемского, Лоухского, Сегежского муниципальных районов и Костомукшского городского округа Республики Карелия, включенных в состав Арктической зоны Российской Федерации, приведены в приложении N 5.
Информация о мероприятиях по опережающему развитию Беломорского, Кемского, Лоухского, Сегежского муниципальных районов и Костомукшского городского округа Республики Карелия, включенных в состав Арктической зоны Российской Федерации, приведена в приложении N 6.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы являются:
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Федеральное дорожное агентство.
Разработчиками Программы являются Министерство экономического развития Российской Федерации и Правительство Республики Карелия.
Механизм реализации Программы определяет комплекс мер, осуществляемых государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками Программы в целях повышения эффективности реализации мероприятий Программы и достижения планируемых результатов, а также предусматривает проведение организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения целей и решения задач Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом предложений всех заинтересованных организаций (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы, а также на выполнение мероприятий в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.
Государственный заказчик - координатор Программы формирует организационную структуру управления Программой, разрабатывает и утверждает план мероприятий Программы, а также обеспечивает контроль за их реализацией.
Управление Программой осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции:
разработка и реализация мероприятий Программы;
разработка сводной бюджетной заявки;
научно-информационное обеспечение Программы;
подготовка ежеквартальных докладов о ходе выполнения работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств и направление их в Министерство финансов Российской Федерации в установленные сроки.
Министерство экономического развития Российской Федерации заключает с Правительством Республики Карелия соглашения (договоры) о финансировании строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности или собственности Республики Карелия (за исключением соглашений (договоров) о финансировании строительства и реконструкции сети автомобильных дорог и мостовых сооружений, государственным заказчиком которых является Федеральное дорожное агентство).
Федеральное дорожное агентство заключает с Правительством Республики Карелия соглашения (договоры) о финансировании строительства и реконструкции сети автомобильных дорог и мостовых сооружений.
При этом Программой предусмотрено привлечение средств консолидированного бюджета Республики Карелия преимущественно на разработку проектной документации на строительство и реконструкцию объектов республиканской и муниципальной собственности.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство прекращают финансирование строительства и (или) реконструкции объектов в случае невыполнения Республикой Карелия обязательств по их реализации.
Субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств Республики Карелия по реализации государственных и (или) муниципальных программ в рамках следующих направлений реализации Программы:
создание инфраструктуры промышленной площадки на территории Республики Карелия;
реконструкция объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;
реконструкция и приобретение пожарных депо на территории Республики Карелия;
строительство и реконструкция сети автомобильных дорог и мостовых сооружений;
обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим 3 и более детей;
реконструкция и строительство зданий под размещение государственных объектов здравоохранения;
строительство зданий под размещение дошкольных образовательных учреждений;
реконструкция зданий под размещение государственных учреждений культуры, в том числе проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
строительство и реконструкция объектов инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта;
строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения;
строительство объектов инфраструктуры газоснабжения;
строительство объекта гражданской авиации.
В государственные программы Республики Карелия в обязательном порядке подлежат включению мероприятия по разработке проектной документации и проведению работ, связанных с выделением и государственной регистрацией земельных участков, необходимых для выполнения мероприятий Программы.
В отношении объектов, проектная документация на которые разработана после 1 сентября 2015 г., применяются нормы и требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Ответственность за своевременное финансирование мероприятий Программы путем предоставления субсидии, а также за их выполнение возлагается на органы исполнительной власти Республики Карелия.
Государственные заказчики Программы вправе по согласованию с государственным заказчиком - координатором Программы уточнять объемы финансирования мероприятий Программы без изменения общих параметров финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и ухудшения значений индикаторов Программы.
Функциональный механизм реализации Программы включает в себя следующие элементы:
стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики социально-экономического развития Республики Карелия и ее основных секторов экономики);
экономические рычаги воздействия, позволяющие активизировать финансово-кредитный механизм Программы и стимулировать выполнение мероприятий Программы;
правовые рычаги влияния на экономическое развитие (совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, способствующих развитию деловой и инвестиционной активности и регулирующих отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Карелия, заказчиков и исполнителей Программы в процессе выполнения ее мероприятий и отдельных проектов);
организационная структура управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году будет осуществляться при условии обязательного рассмотрения результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетный период с учетом:
полноты и эффективности выполнения мероприятий Программы, целевого использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
финансирования Программы по годам, источникам финансирования и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы;
заявленных объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющим на динамику социально-экономического развития Республики Карелия.
Государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции по управлению реализацией Программы:
осуществление координации деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и эффективному выполнению ее мероприятий;
принятие мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Программы;
внесение в установленном порядке предложений о корректировке Программы;
подготовка докладов о ходе реализации Программы.
Государственные заказчики Программы осуществляют следующие функции по управлению Программой:
уточнение размера средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, представление предложений по размерам и направлениям расходов в рамках Программы на очередной финансовый год и плановый период;
получение ежегодно (целевым назначением) бюджетных ассигнований на реализацию Программы на очередной финансовый год;
разработка мер по привлечению средств внебюджетных источников для выполнения мероприятий Программы;
обеспечение контроля за выполнением мероприятий Программы и за соответствием результатов реализации Программы целевым индикаторам и показателям;
отчет в установленном порядке о ходе реализации Программы, в том числе представление государственной статистической отчетности о ходе реализации Программы.
При этом отчеты (ежеквартальные и годовые) о ходе реализации Программы, включающие информацию об использовании средств федерального бюджета, представляются Правительством Республики Карелия по установленной форме и в сроки, которые установлены государственным заказчиком - координатором Программы.
Ответственность за ежеквартальное и ежегодное обеспечение актуализации целевых индикаторов и показателей Программы в целях принятия при необходимости своевременных управленческих решений по ее корректировке возлагается на органы исполнительной власти Республики Карелия.
Управление Программой осуществляется ее государственными заказчиками в рамках текущего финансирования.
VI. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого развития Республики Карелия с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.
В рамках реализации Программы предполагается достичь следующих основных показателей:
инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах);
доля средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы;
прирост производства строительных нерудных материалов (гранулы, крошка и порошок, галька, гравий, в том числе щебень);
прирост производства ориентированно-стружечных плит;
количество созданных промышленных площадок;
протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Республики Карелия;
доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия;
количество построенных и реконструированных мостовых искусственных сооружений;
количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;
количество реконструированных и приобретенных пожарных депо на территории Республики Карелия;
количество семей, имеющих 3 и более детей, которым предоставлены земельные участки для жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, в рамках Программы;
количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения;
созданная площадь под размещение государственных объектов здравоохранения;
количество реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию;
количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях;
количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения;
количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта;
количество построенных зданий аэровокзальных комплексов.
Эффективность расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, основана на результатах выполнения мероприятий Программы при плановых объемах и источниках финансирования.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Программы.
Эффективность расходования бюджетных средств характеризуется следующими показателями:
степень соответствия фактического и планового уровней использования бюджетных средств;
степень исполнения плана выполнения мероприятий Программы;
степень достижения целей и решения задач Программы.
Оценка экологической эффективности Программы определяется по итогам разработки проектной документации.
Степень соответствия фактического и планового уровней использования бюджетных средств характеризуется своевременностью, полнотой и целевым характером использования средств, предусмотренных на реализацию Программы. Оценка этого показателя осуществляется путем сопоставления фактически произведенных в отчетном году затрат по направлениям реализации и мероприятиям Программы с их плановыми значениями.
Оценка степени исполнения плана мероприятий Программы осуществляется на основе информации, характеризующей:
полноту и своевременность выполнения мероприятий, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы;
достижение запланированных результатов выполнения мероприятий Программы.
Для выявления степени достижения целей и решения задач Программы в отчетном году фактически достигнутые значения целевых индикаторов и показателей Программы сопоставляются с их плановыми значениями.
Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование мероприятий Программы приведены в приложении N 7.
Адресное (пообъектное) распределение субсидий на 2022 - 2023 годы по мероприятиям Программы приведено в приложении N 8.
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, приведена в приложении N 9.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 10.
Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 11.
Перечень государственных программ Республики Карелия, предусматривающих софинансирование мероприятий Программы, приведен в приложении N 12.
к федеральной целевой программе
"Развитие Республики Карелия
на период до 2023 года"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА"
--------------------------------
к федеральной целевой программе
"Развитие Республики Карелия
на период до 2023 года"
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА"
ПО ИСТОЧНИКАМ РАСХОДОВАНИЯ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
--------------------------------
<1> С учетом средств федерального бюджета в объеме 202,0492 млн. рублей, предусмотренных в 2018 году, но не использованных по состоянию на 1 января 2019 г. и восстановленных в 2019 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 г. N 906-р, и средств федерального бюджета в объеме 75,1585 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2018 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета в объеме 1,9915 млн. рублей возвращены в 2019 году в связи с экономией.
<2> С учетом средств федерального бюджета в объеме 297,9251 млн. рублей, предусмотренных в 2019 году, но не использованных по состоянию на 1 января 2020 г. и восстановленных в 2020 году, и средств федерального бюджета в объеме 510,3997 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. Также с учетом средств федерального бюджета в объеме 11,0173 млн. рублей, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и недоведенных по соглашениям до Республики Карелия. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2019 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<3> С учетом средств федерального бюджета в объеме 1920,1416 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2020 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<4> Объем финансирования в размере 652,8103 млн. рублей за счет средств федерального бюджета в 2021 году может быть уточнен в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
<5> Объем финансирования в размере 2562,4877 млн. рублей за счет средств федерального бюджета в 2022 году может быть уточнен в ходе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
<6> Объем финансирования в размере 3184,531 млн. рублей за счет средств федерального бюджета в 2023 году может быть уточнен в ходе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
к федеральной целевой программе
"Развитие Республики Карелия
на период до 2023 года"
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА" ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
--------------------------------
<1> С учетом средств федерального бюджета в объеме 202,0492 млн. рублей, предусмотренных в 2018 году, но не использованных по состоянию на 1 января 2019 г. и восстановленных в 2019 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 г. N 906-р, и средств федерального бюджета в объеме 75,1585 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2018 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета в объеме 1,9915 млн. рублей возвращены в 2019 году в связи с экономией.
<2> С учетом средств федерального бюджета в объеме 202,0492 млн. рублей, предусмотренных в 2018 году, но не использованных по состоянию на 1 января 2019 г. и восстановленных в 2019 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 г. N 906-р, и средств федерального бюджета в объеме 75,1585 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2018 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета в объеме 0,2927 млн. рублей возвращены в 2019 году в связи с экономией.
<3> В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета в объеме 1,6988 млн. рублей возвращены в 2019 году в связи с экономией.
<4> С учетом средств федерального бюджета в объеме 297,9251 млн. рублей, предусмотренных в 2019 году, но не использованных по состоянию на 1 января 2020 г. и восстановленных в 2020 году, и средств федерального бюджета в объеме 510,3997 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. Также с учетом средств федерального бюджета в объеме 11,0173 млн. рублей, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и недоведенных по соглашениям до Республики Карелия. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2019 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<5> С учетом средств федерального бюджета в объеме 297,9251 млн. рублей, предусмотренных в 2019 году, но не использованных по состоянию на 1 января 2020 г. и восстановленных в 2020 году, и средств федерального бюджета в объеме 254,5985 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. Также с учетом средств федерального бюджета в объеме 0,4623 млн. рублей, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и недоведенных по соглашениям до Республики Карелия. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2019 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<6> С учетом средств федерального бюджета в объеме 255,8012 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. Также с учетом средств федерального бюджета в объеме 10,555 млн. рублей, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и недоведенных по соглашениям до Республики Карелия. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2019 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<7> С учетом средств федерального бюджета в объеме 1920,1416 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2020 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<8> С учетом средств федерального бюджета в объеме 1619,6871 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2020 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<9> С учетом средств федерального бюджета в объеме 300,4545 млн. рублей, доведенных до бюджета Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме неиспользованного остатка. При этом эти средства также указаны в составе суммы средств, выделяемых на реализацию мероприятий в 2020 году, и не учитываются в общем объеме финансирования.
<10> Объем финансирования в размере 652,8103 млн. рублей за счет средств федерального бюджета в 2021 году может быть уточнен в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
<11> Объем финансирования в размере 2562,4877 млн. рублей за счет средств федерального бюджета в 2022 году может быть уточнен в ходе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
<12> Объем финансирования в размере 3184,531 млн. рублей за счет средств федерального бюджета в 2023 году может быть уточнен в ходе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
к федеральной целевой программе
"Развитие Республики Карелия
на период до 2023 года"
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей