Письмо
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
от 21 мая 2021 г. N Исх-17951/02
--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
В марте текущего года с учетом прогнозируемого увеличения количества случаев столкновения воздушных судов (далее - ВС) с птицами, связанного с сезонной миграцией птиц и гнездованием, Росавиацией в директивном письме от 16.03.2021 N Исх-8987/04 (Информация по безопасности полетов N 2) организациям гражданской авиации были предложены к реализации профилактические меры, направленные на минимизацию рисков для безопасности полетов, связанных с таким опасным фактором, как столкновение ВС в полете с птицами.
Следует отметить, что только в период с 2015 по 2020 годы Росавиацией в информациях по безопасности полетов в профилактических целях были разработаны более 30 конкретных рекомендаций, направленных на исключение (минимизацию) указанного выше опасного фактора, например:
проведение регулярных обследований района аэродрома (ежемесячно) для исключения создания на нем не согласованных с оператором аэродрома объектов, способствующих скоплению птиц (организованных и неорганизованных свалок, ферм, строящихся площадных объектов, требующих снятия верхнего грунтового слоя, и др.);
организация постоянного взаимодействия с местными органами власти и организациями с целью снижения рисков, исходящих от расположенных в районе аэродрома свалок отходов и сельскохозяйственных угодий;
выявление и ликвидация потенциальных мест скопления птиц, факторов, способствующих скоплению птиц (образование кустарников, болотистых образований, мест, гнездования, кладок яиц и т.д.);
формирование бюджета предприятия на очередной год с учетом необходимых ассигнований на закупку средств для отпугивания птиц и обновления их устаревших образцов;
комплексное использование технических методов отпугивания и обнаружения птиц;
создание внештатных групп из представителей аэродромной службы, инспекции по безопасности полетов, органа ОВД, подразделения Росгидромета, ответственного за метеообеспечение полетов на аэродроме, с привлечением специалистов подразделений Росгидромета, специализированных научных и учебных заведений орнитологической направленности, профессиональных орнитологов, в том числе на договорной основе, в целях комплексного контроля за орнитологической обстановкой на аэродроме;
обучение и подготовка персонала, задействованного в орнитологическом обеспечении полетов;
проведение на регулярной основе оценки эффективности принимаемых мер по орнитологическому обеспечению полетов
Операторами аэродромов в адрес Росавиации были представлены доклады о реализации требований директивных писем Росавиации, в том числе о принятых мерах организационного характера, об оборудовании (заключении договоров на поставку) аэродромов техническими и механическими средствами отпугивания птиц и животных.
Вместе с тем количество поступающей в Росавиацию информации о столкновениях ВС с птицами, в том числе приведших к авиационным инцидентам, позволяет сделать вывод о неэффективности принимаемых операторами аэродромов мер или реализации рекомендаций Росавиации не в полном объеме, что показывает необходимость принятия дополнительных мер, направленных на повышение эффективности орнитологического обеспечения полетов.
С 1 января 2021 г. по 10 мая 2021 г. в Росавиации зарегистрировано 159 случаев столкновений ВС с птицами, 11 из которых привели к повреждениям ВС. Распределение абсолютных показателей по региону события представлено на рисунке 1.
Распределение количества авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами за период с 01.01.2021 по 10.05.2021, представленное на рисунке 2, позволяет отметить, что самый высокий риск авиационного события приходится на наиболее сложные этапы полета - взлет, начальный набор высоты, заход на посадку.
15 февраля 2021 г. между Росавиацией и Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук (далее - ИПЭЭ РАН) заключено Соглашение о сотрудничестве с целью совершенствования орнитологического обеспечения полетов, выработки совместных предложений по минимизации столкновений с птицами, а также принятия прогрессивных управленческих решений. В рамках Соглашения ведется совместная работа по агрегации всех данных о столкновениях ВС с птицами и определению их видовой принадлежности с целью разработки эффективных мер по управлению поведением птиц и снижению привлекательности аэродромов для них, а также для создания геоинформационной орнитологической базы аэропортов Российской Федерации.
В рамках совместной работы проанализированы данные обо всех случаях столкновений (угрозы столкновения) ВС с птицами с 2018 года. Распределение относительных показателей (количества авиационных событий в аэропортах Российской Федерации на 10 тысяч взлетов и посадок) с 2018 года по первый квартал 2021 года представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение относительного числа событий
по аэропортам с 2018 года по первый квартал 2021 года
(число событий в аэропорту за указанный период 5 и более)
Наибольшее относительное число событий в аэропортах, представленных на рисунке 3, обусловлено как их территориальным расположением (расположение между Каспийским и Черным морями, наличие больших водных объектов и природных заповедников вблизи аэропортов), так и количеством взлетно-посадочных операций. Дополнительным фактором, обуславливающим присутствие птиц в районах аэродромов, является наличие законных и незаконных свалок.
Распределение абсолютных показателей столкновений ВС (угроз столкновений) с птицами представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Количество учтенных случаев столкновений (угрозы
столкновения) ВС с птицами с 2010 года по 10.05.2021 года
Одной из важнейших мер по предотвращению столкновений ВС с птицами в районах аэропортов является идентификация видовой принадлежности участвующих в столкновении птиц. Это позволит предупредить в дальнейшем столкновения за счет применения методов управления поведением птиц идентифицированных видов. Использование неадекватных методов по предотвращению столкновений ВС с птицами без учета видовых особенностей животных может как не обеспечить ощутимых результатов, так и привести к ухудшению орнитологической обстановки в районе аэродрома. В первую очередь, это касается биоакустических средств управления поведением птиц, которые могут не только не сработать, но и вызвать ориентировочную реакцию птиц, а сигналы бедствия жертв могут привлечь хищных птиц. Успешность применения некоторых экологических мер воздействия на птиц также может быть связана с наличием на территории аэродрома или в его окрестностях определенных видов птиц. Идентификация вида важна также при расследовании авиационных происшествий и инцидентов для установления места столкновения. По останкам птиц (перьям и лапам) можно установить вид птицы, участвовавшей в столкновении с ВС. В ИПЭЭ РАН используется, в частности, метод определения вида по макро- и микроструктуре пера\перьев. Результат данного метода зависит от количества анализируемых перьев - чем больше перьев разных птерилий для анализа, тем больше возможность определения вида.
Своевременность и качество выполнения мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов зависит, в том числе от подготовки специалистов, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов.
Вместе с тем, в ходе инспекционного контроля операторов аэродромов гражданской авиации, осуществляемых в рамках ФАП-286, выявляются случаи возложения данных обязанностей на специалистов, не обладающих соответствующей подготовкой, путем совмещения с иными обязанностями, что негативно сказывается на качестве орнитологического обеспечения полетов.
В целях обеспечения безопасности полетов предлагаю:
Руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Рекомендовать операторам аэродромов:
2.1. Провести, в рамках функционирования СУБП, дополнительную оценку эффективности принятых мер по орнитологическому обеспечению полетов, а также детальный анализ полноты и качества реализации рекомендаций Росавиации, изложенных в информациях по безопасности полетов с 2015 года.
2.2. По результатам проведенной оценки до 01.06.2021 направить в адрес территориального органа Росавиации детальный доклад о принятых и принимаемых в 2021 году мерах, направленных на снижение риска столкновения ВС с птицами в районе аэродрома, в том числе:
о результатах проведенных обследований района аэродрома и принятых во взаимодействии с местными органами власти и организациями мерах по ликвидации не согласованных с оператором аэродрома объектов, способствующих скоплению птиц (организованных и неорганизованных свалок, ферм, строящихся площадных объектов, требующих снятия верхнего грунтового слоя, и др.);
о выполненной работе по ликвидации выявленных мест скопления птиц, факторов, способствующих скоплению птиц (образование кустарников, болотистых образований, мест, гнездования, кладок яиц и т.д.);
о внедренных процедурах взаимодействия между наземными службами с целью своевременного обнаружения и отпугивания птиц и других животных;
о выделенном на 2021 год финансовых средствах из бюджета предприятия на закупку средств (оборудования) для отпугивания птиц;
о имеющихся и приобретенных в период с 2020 года по настоящее время средств для отпугивания птиц и порядке их применения с указанием наименования и количества;
об организации (проведении) обучения и подготовки персонала, задействованного в орнитологическом обеспечении полетов;
об эффективности работы внештатных групп, осуществляющих контроль за орнитологической обстановкой на аэродроме;
о реализации рекомендаций Росавиации, изложенных в информациях по безопасности полетов.
2.3. В регионах с наиболее сложной орнитологической обстановкой, а также в аэропортах с относительным числом столкновений более 5, исключить совмещение специалистами, ответственными за орнитологическое обеспечение полетов, других функций.
2.4. При обнаружении биологического материала птиц, участвовавших в столкновениях с ВС (перья и лапы), организовать его передачу в адрес ИПЭЭ РАН согласно инструкции (приложение 1).
3. Обобщенную информацию операторов аэродромов направить в адрес Росавиации до 11.06.2021.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей