3.1.1. Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
3.1.2. Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
3.1.3. Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
3.1.4. Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
3.1.5. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании официальной справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Условно экспертов можно разделить на две группы: эксперты-почерковеды и иные эксперты.
Как уже отмечалось в пункте 1.2.3 подраздела 1.2 "Организация работы" раздела I Методических рекомендаций, к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, органа регистрационного учета и других государственных органов).
Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки они должны выполнить большой объем почерковедческих исследований и отразить их результаты в виде отдельного документа.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов.
Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
3.1.6. Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям <1>. Методика применяется при проверке подписных листов в ходе федеральных избирательных кампаний с 2011 года.
--------------------------------
<1> Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов.
3.1.7. Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование.
3.1.8. Иные эксперты при проверке подписных листов используют специальные знания, а также сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
3.1.9. При обнаружении специалистами Минобороны России в персональных данных военнослужащих, а также в сведениях, касающихся мест дислокации воинских частей и иных воинских формирований, содержащихся в подписных листах, несоответствия или неточности в органы военного управления направляется письменный запрос. Только после получения официального ответа принимается решение о признании действительными (или недействительными) внесенных в подписной лист данных.
3.1.10. При обнаружении специалистами органа регистрационного учета в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
3.1.11. С использованием Регистра также проверяются сведения об избирателях, отобранные проверяющими.
3.1.12. Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, его уполномоченного представителя, доверенного лица, уполномоченного представителя, доверенного лица избирательного объединения.
3.1.13. При выявлении расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в орган регистрационного учета направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы либо иным уполномоченным членом избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 года).
При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра.
3.1.14. После получения официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя.
3.1.15. Вместе с тем, если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
3.1.16. Исходя из пункта 7 статьи 38 Федерального закона проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения.
3.1.17. Конкретный срок, в течение которого должна быть завершена проверка подписных листов, зависит от установленного законом субъекта Российской Федерации общего срока, отведенного на проверку соответствия порядка выдвижения списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата требованиям закона и принятие решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Данный срок согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона не может превышать 10 дней со дня приема документов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей