3.2.1. Несовершенство законодательства в области охраны и использования животного мира и правоприменительной практики в этой сфере

Законодательство в области охраны и использования животного мира учитывает особое природоохранное положение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и в целом позволяет в полной мере обеспечивать мероприятия по сохранению и восстановлению зубра.

Вместе с тем, в части правоприменительной практики существуют определенные сложности:

- не в полной мере обеспечен действенный контроль за ввозом и использованием на территории Российской Федерации бизонов, а также являющихся охотничьими ресурсами гибридов зубра с бизоном с целью исключения возможности их гибридизации с чистокровными зубрами в местах их обитания и расселения;

- не налажено эффективное межрегиональное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны и использования животного мира в ареале зубра, между собой, а также с федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения;

- отсутствует синхронизация выдачи разрешений на добывание и оборот зубров и требование о едином пакете обосновывающих документов при оформлении разрешительных документов на расселение зубров;

- избыточность требований ветслужб о соблюдении норм ветеринарного законодательства, не учитывающих особенности диких животных, в том числе зубра.

Кроме того, следует отметить отдельные правовые пробелы, которые имеются в законодательстве в области охраны и использования животного мира. Так, в законодательстве не проработан вопрос реинтродукции объектов животного мира, при этом правовое определение термина "реинтродукция" отсутствует. Отсутствует порядок реинтродукции/выпуска в естественную природную среду редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" урегулированы лишь отдельные аспекты этой деятельности:

- содержание редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в неволе и выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (статья 24);

- переселение объектов животного мира в новые места обитания допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности (статья 25);

- содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 26).

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 60) установлено, что в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в искусственно созданной среде обитания; порядок сохранения их генетического фонда в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом мероприятия по реинтродукции предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", паспортом национального проекта "Экология", утвержденным Протоколом заседания Проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21.12.2018 N 3, Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р.