6.2.3. Охрана зубров в границах особо охраняемых природных территорий и иных территорий с ограниченным режимом природопользования

Охрана зубров и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения обеспечивается государственными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями, в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

Охрана зубров на особо охраняемых природных территориях регионального значения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также государственными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Мероприятиями по охране существующих и потенциальных местообитаний зубров может предусматриваться:

- развитие сети особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

- создание и расширение охранных зон особо охраняемых природных территорий;

- обеспечение эффективной охраны местообитаний зубра в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;

- обеспечение сохранности мест обитания зубров при осуществлении территориального планирования, ведении лесохозяйственной и сельскохозяйственной деятельности;

- оптимизация природопользования в местах обитания зубра;

- минимизация конфликтных ситуаций между зубром и человеком.

В целях недопущения негативного воздействия на природные группировки зубра органам исполнительной власти, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, рекомендуется проводить оценку эффективности режима особой охраны особо охраняемой природной территории, в границах которой обитают зубры, и при необходимости вносить изменения в положение об особо охраняемой природной территории, предусматривающие введение запретов или ограничений видов деятельности, которые могут оказать негативное воздействие.

Развитие инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях, в том числе в целях развития экологического туризма <2>, должно учитывать перспективы роста природных группировок зубра.

--------------------------------

<2> В настоящее время понятие "экологический туризм" в федеральных законах не определено. Вместе с тем, этот термин используется в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также установлен Национальным стандартом Российской Федерации "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования" (ГОСТ Р 56642-2015), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.10.2015 N 1562-ст в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Государственным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями, в границах которых обитают группировки зубра, рекомендуется обеспечить эффективное взаимодействие с охотпользователями, лесопользователями и сельхозпроизводителями, осуществляющими деятельность на сопредельных территориях, а также с органами власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем заключения соглашений о взаимодействии, для обеспечения охраны зубров вне особо охраняемых природных территорий.

Для обеспечения эффективного выполнения работ по восстановлению и мониторингу зубра, в государственные задания государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в границах которых обитают зубры, целесообразно включить в число показателей показатель численности зубров на данной особо охраняемой природной территории.