IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации
IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей
бедности в субъекте Российской Федерации
17. С целью качественной подготовки плановых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации и выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций.
18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:
а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;
б) оценки влияния показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона и мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, на повышение доходов населения и снижение уровня бедности;
в) данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований;
г) факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, уровень занятости и безработицы, участие в программах социальной поддержки и др.);
д) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);
е) особенностей бедности в городской и сельской местностях;
ж) факторов, которые обусловливают попадание и хроническое пребывание в группе малоимущих;
з) ранжирования граждан с доходами ниже прожиточного минимума, выявления наиболее незащищенных граждан с доходами ниже прожиточного минимума, социальная поддержка которых является приоритетной;
и) мер социальной поддержки на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, в том числе:
классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;
данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;
выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;
данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;
оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;
оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;
к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:
данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;
оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.
19. Измерение глубины бедности и ранжирование граждан с доходами ниже прожиточного минимума в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже прожиточного минимума, оказание помощи которым является приоритетным, целесообразно проводить по следующей формуле:
СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;
ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:
ПМтн - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;
ПМп - величина прожиточного минимума для пенсионеров;
ПМд - величина прожиточного минимума для детей;
nтн - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;
nп - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;
nд - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.
Состав малоимущей семьи определяется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Целесообразно определить глубину бедности малоимущих семей или одиноко проживающих граждан и ранжировать получателей социальной помощи по трем группам: очень бедные, бедные, умеренно бедные:
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "очень бедным" в случае, если 0 0,5;
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "бедным" в случае, если 0,5 < 0,8;
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "умеренно бедным" в случае, если 0,8 < 1,0.
Данное ранжирование позволит наиболее эффективно определить количество нуждающихся в социальной поддержке, распределить необходимые объемы мер социальной поддержки на разных уровнях бедности, установить плановые показатели Региональной программы.
20. По результатам оценки глубины бедности населения и на основе анализа текущей ситуации уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации рабочему органу рекомендуется выявлять причины бедности населения и разрабатывать мероприятия, способствующие устранению выявленных причин.
21. Проведение анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, оценку глубины бедности населения и разработку мероприятий, указанных в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций, рабочему органу рекомендуется осуществлять совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к компетенции которого относится полномочие по реализации политики в социальной сфере.
Сбор данных для проведения анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации рекомендуется осуществлять территориальными органами социальной защиты населения.
Рекомендуется провести комплексное обучение по применению проактивного принципа в работе сотрудников органов социальной защиты населения (методам выявления бедных, активного поиска граждан, нуждающихся в социальной поддержке, ведению реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума, определению действенных мер по выводу из бедности и т.п.).
Конкретная программа обучения сотрудников органов социальной защиты населения может быть определена после проведения комплексного анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявления причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации, и выработки конкретных мероприятий по снижению уровня бедности в субъекте Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей