Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации

IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей

бедности в субъекте Российской Федерации

17. С целью качественной подготовки плановых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации и выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций.

18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:

а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;

б) оценки влияния показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона и мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, на повышение доходов населения и снижение уровня бедности;

в) данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований;

г) факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, уровень занятости и безработицы, участие в программах социальной поддержки и др.);

д) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);

е) особенностей бедности в городской и сельской местностях;

ж) факторов, которые обусловливают попадание и хроническое пребывание в группе малоимущих;

з) ранжирования граждан с доходами ниже прожиточного минимума, выявления наиболее незащищенных граждан с доходами ниже прожиточного минимума, социальная поддержка которых является приоритетной;

и) мер социальной поддержки на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, в том числе:

классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;

данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;

выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;

данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;

оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;

оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;

к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:

данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;

оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

19. Измерение глубины бедности и ранжирование граждан с доходами ниже прожиточного минимума в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже прожиточного минимума, оказание помощи которым является приоритетным, целесообразно проводить по следующей формуле:

00000001.wmz

где:

00000002.wmz - глубина бедности;

СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;

ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

00000003.wmz

где:

ПМтн - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;

ПМп - величина прожиточного минимума для пенсионеров;

ПМд - величина прожиточного минимума для детей;

nтн - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;

nп - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;

nд - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.

Состав малоимущей семьи определяется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Целесообразно определить глубину бедности малоимущих семей или одиноко проживающих граждан и ранжировать получателей социальной помощи по трем группам: очень бедные, бедные, умеренно бедные:

семья или одиноко проживающий гражданин относится к "очень бедным" в случае, если 0 00000004.wmz 00000005.wmz 00000006.wmz 0,5;

семья или одиноко проживающий гражданин относится к "бедным" в случае, если 0,5 < 00000007.wmz 00000008.wmz 0,8;

семья или одиноко проживающий гражданин относится к "умеренно бедным" в случае, если 0,8 < 00000009.wmz 00000010.wmz 1,0.

Данное ранжирование позволит наиболее эффективно определить количество нуждающихся в социальной поддержке, распределить необходимые объемы мер социальной поддержки на разных уровнях бедности, установить плановые показатели Региональной программы.

20. По результатам оценки глубины бедности населения и на основе анализа текущей ситуации уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации рабочему органу рекомендуется выявлять причины бедности населения и разрабатывать мероприятия, способствующие устранению выявленных причин.

21. Проведение анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, оценку глубины бедности населения и разработку мероприятий, указанных в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций, рабочему органу рекомендуется осуществлять совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к компетенции которого относится полномочие по реализации политики в социальной сфере.

Сбор данных для проведения анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации рекомендуется осуществлять территориальными органами социальной защиты населения.

Рекомендуется провести комплексное обучение по применению проактивного принципа в работе сотрудников органов социальной защиты населения (методам выявления бедных, активного поиска граждан, нуждающихся в социальной поддержке, ведению реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума, определению действенных мер по выводу из бедности и т.п.).

Конкретная программа обучения сотрудников органов социальной защиты населения может быть определена после проведения комплексного анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявления причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации, и выработки конкретных мероприятий по снижению уровня бедности в субъекте Российской Федерации.