Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 22.08.2002 N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2002 г. N 38-15-02
ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, или Кодекс, опубликован в "Российской газете" и "Парламентской газете" 27 июля 2002 г.) и введением его в действие с 1 сентября 2002 г. (за исключением положений, для которых Федеральным законом от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлены иные сроки и порядок введения в действие) при организации работы по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе предлагается иметь в виду следующее.
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
3. Принятые к производству арбитражными судами иски (заявления), направленные прокурорами до введения в действие Кодекса (до 1 сентября 2002 г.), не входящие в категорию исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, должны рассматриваться судами с участием прокурора в соответствии с нормами нового Кодекса, поскольку процессуальных оснований для прекращения производства по таким делам не имеется.
4. Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела, которые находятся в производстве судов общей юрисдикции и которые в соответствии с Кодексом отнесены к подведомственности арбитражных судов, в течение двух недель со дня введения в действие § 1 "Подведомственность" главы 4 АПК РФ (введен в действие с 7 августа 2002 г.) с согласия истцов передаются судами общей юрисдикции в арбитражные суды в соответствии с правилами подсудности.
Эта норма распространяется и на дела, возбужденные по искам прокуроров, поэтому прокуроры не вправе препятствовать передаче дел по подведомственности.
Вопросы о передаче дел в арбитражные суды или о прекращении по ним производства решаются судами общей юрисдикции с учетом позиции истцов, в интересах которых прокурором предъявлены иски.
5. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 АПК РФ.
Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
7. Следует иметь в виду, что дела по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим, а ненормативного правового акта недействительным подведомственны арбитражным судам, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
С 01.01.2003 пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключительно Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных, указанных в ст. 42 АПК РФ, а также по представлению прокурора. Право обращения в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предоставлено Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).
Представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации может быть подано в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).
С учетом указанного процессуального срока и отсутствия у Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей права истребования дела из арбитражного суда при решении вопроса о направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо принять меры к тщательному и полному формированию надзорных производств по своим искам и по делам с их участием с приобщением копий документов, направленных в суд лицами, участвующими в деле, копий судебных актов, вынесенных по этим делам арбитражным судом, и т.д., имея в виду, что именно эти материалы будут являться основанием для принятия решения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации о направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Предусмотренный ч. 3 ст. 292 АПК РФ 3-месячный срок подачи представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 01.01.2003, исчисляется с 01.01.2003. Начиная с этой даты, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации вместе с представлением в порядке ч. 2 ст. 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" должно быть направлено надзорное производство по делу.
В целях обобщения правоприменительной практики и формирования единого подхода к участию прокуроров в арбитражном процессе предложения, касающиеся их процессуального положения, прошу направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Генерального прокурора
Российской Федерации
В.В.КОЛМОГОРОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей