См. "Методические рекомендации для предпринимателя 3.0 "Что делать, если банк ограничил операции по счету".

КРАСНАЯ ЗОНА

КОММЕНТАРИИ

ВОПРОС:

Что делать, если:

- я не представил запрашиваемые документы в банк в указанный срок?

- я, наверное, представил не все документы и понимаю, что банк не провел операцию/не заключил договор банковского счета (вклада)?

- у меня не оказалось под рукой запрашиваемых документов, и мне нужно больше времени. Смогу ли я позже представить документы?

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов).

Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.

ОТВЕТ:

Факт непредставления в банк запрошенных им документов и информации может указывать на предусмотренные правилами внутреннего контроля банка основания, по которым банк может оценить данную операцию на предмет подозрительности, что может повлечь за собой отказ в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада).

На этом этапе в случае отказа и происходит направление сведений об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада) в Росфинмониторинг. По результатам рассмотрения представленных вами ранее запрошенных и недостающих документов (отсутствие которых ранее привело к первичному отказу) банк вправе принять решение об устранении вами оснований, в соответствии с которыми им ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада), и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

Если банк направил вам ответ о невозможности пересмотра своего решения об отказе на основании представленных вами документов, но вы убеждены, что данное решение банка необоснованно, вам необходимо обратиться в МВК (шаблон заявления N 5 или 6).

Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо о невозможности устранения соответствующих оснований, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

Банк обязан в течение одного дня после принятия решения об устранении вами оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада), направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

ВОПРОС:

Что делать, если на основании моего заявления я получил от банка ответ "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе? <*>

<*> Ответ банка "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе" должен быть обязательно ПИСЬМЕННЫЙ, при этом он может быть получен вами посредством ДБО.

ОТВЕТ:

Вам необходимо обратиться в МВК <**>.

<**> К заявлению в МВК вам необходимо приложить:

- обращение/заявление в банк и, соответственно, ответ банка (без ответа банка "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе" документы к рассмотрению по существу МВК не принимаются);

- обращение/заявление в банк и, соответственно, ответ банка (без ответа банка "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе" документы к рассмотрению по существу МВК не принимаются);

- документы и сведения, установленные приложениями к Указанию Банка России N 4760-У (включая те документы, с которыми вы обращались в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе).

Способы подачи заявления в МВК:

- через Интернет-приемную Банка России "Подать жалобу/Банковские услуги (показать все)/Обращение в Межведомственную комиссию/Отказ в проведении операции или Отказ в заключении договора банковского счета (вклада)";

- направить "Почтой России" по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12;

- сдать документы в экспедицию Банка России по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

Информацию можно уточнить на сайте Банка России (www.cbr.ru).

МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России.

ВОПРОС:

Я подал заявление в МВК со всеми документами, а мне

пришел отказ в рассмотрении заявления по существу.

ОТВЕТ:

Возможно, вы:

- Не прошли установленную процедуру (обратились в МВК до подачи заявления о пересмотре решения об отказе

в банк).

- Обратились в МВК для разрешения ситуации, которая не входит в ее компетенцию (см. "Порядок реабилитации").

- Не приложили к документам ответ из банка по вашему запросу и копию самого запроса.

- Комплект документов не соответствует Указанию Банка России N 4760-У.

ВОПРОС:

Я сдал документы в МВК. Как и какой ответ я могу получить?

В МВК нельзя обжаловать решение Банка об ограничении ДБО, выпуска/перевыпуска банковских карт, расторжение договора банковского обслуживания, взимаемые банком комиссии. При этом Банк России в Методических рекомендациях от 12.02.2020 N 2-МР рекомендовал банкам воздержаться от применения мер повышенной тарификации в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций. К числу таких операций Банк России рекомендует относить, в частности, перечисления заработной платы и приравненных к ней платежей, в том числе ИП, лицам, занимающимся частной практикой (нотариусы, адвокаты), лицам, являющимся самозанятыми, а также перечисления дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, иных социальных выплат, страховых возмещений и других экономически обоснованных платежей.

Кроме того, Банк России рекомендовал банкам воздержаться от применения мер повышенной тарификации к операциям, связанным с переводом денежных средств с одного банковского счета клиента на другой банковский счет этого клиента, в том числе открытый в ином российском банке.

ОТВЕТ:

Сообщение о решении МВК направляется тем способом,

которым вы направляли заявление. Вам могут сообщить:

- Решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми ранее банком было принято решение об отказе (в пользу клиента).

- Решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения об отказе (в пользу банка).

МВК сообщает о решении заявителю (клиенту банка) и в банк, принявший решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета.

В случае принятия решения МВК в пользу клиента Банк обязан в течение одного дня после получения информации о решении МВК направить сообщение в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг передает обобщенную информацию в Банк России. Банк России распространяет информацию по всем финансовым организациям.

Решение МВК о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента.

ВОПРОС:

Что мне делать, если я получил сообщение о принятии решения МВК об отсутствии основания для пересмотра принятого банком решения об отказе?

Решение МВК пересмотру не подлежит.

ОТВЕТ:

Убедитесь, что за это время у вас не появились новые обстоятельства (документы), которые не были представлены ни в банк, ни в МВК.

Вы вправе обратиться в банк с новым комплектом документов, подтверждающих изменение обстоятельств, которые послужили основанием для отказа, или обжаловать действия банка в судебном порядке.

ВОПРОС:

За время, пока МВК рассматривала мое обращение, у меня

появились новые документы. Что делать?

ОТВЕТ:

Вы можете обратиться в банк с новым комплектом документов, подтверждающих изменение обстоятельств, которые послужили основанием для отказа, или обжаловать действия банка в судебном порядке.

ВОПРОС:

Банк отказал мне в проведении операций в 2016 году. Могу ли я обратиться в МВК с заявлением об обжаловании решения банка?

ОТВЕТ:

Да. Действия по обжалованию решения банка не имеют

срока давности.