6. Непрерывное развитие, совершенствование и оценка применения риск-ориентированного подхода к осуществлению аудита (контроля)

6. Непрерывное развитие, совершенствование и оценка

применения риск-ориентированного подхода к осуществлению

аудита (контроля)

6.1. Счетная палата непрерывно развивает собственную риск-культуру за счет:

1) распространения информации о принципах и важности риск-ориентированного подхода со стороны Коллегии и руководства Счетной палаты;

2) повышения качества процессов, процедур и инструментов риск-ориентированного подхода;

3) внедрения практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников Счетной палаты в области риск-ориентированного подхода;

4) создания, развития и поддержания актуальной методологической и методической базы по риск-ориентированному подходу;

5) создания, развития и поддержания систем внутренних коммуникаций, обмена информацией и лучшими практиками по вопросам применения риск-ориентированного подхода;

6) стимулирования вовлечения сотрудников в разработку, внедрение и применение риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);

7) применения иных мер по созданию, развитию и поддержанию риск-культуры.

6.2. Счетная палата изучает лучшие российские и международные практики и опыт применения риск-ориентированного подхода в аудите (контроле) и использует эти знания для совершенствования собственной методологической и методической базы.

6.3. Одним из основных направлений развития и совершенствования риск-ориентированного подхода является автоматизация и расширение использования информационно-аналитических систем Счетной палаты. Счетная палата стремится внедрять набор программных инструментов, обеспечивающих возможность эффективного осуществления процедур риск-ориентированного подхода.

6.4. Счетная палата осуществляет регулярный мониторинг практики реализации риск-ориентированного подхода и степени достижения целевого уровня зрелости в Счетной палате.

Качество применения и реализации риск-ориентированного подхода в деятельности Счетной палаты оценивается на регулярной основе, рассматривается на заседаниях Коллегии Счетной палаты и является основой для принятия организационных, административных, методологических и иных решений <5>.

--------------------------------

<5> В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Информация об оценке рисков по мере внедрения и применения риск-ориентированного подхода служит основанием для корректировки и совершенствования методического обеспечения аудита (контроля).

6.5. Развитие риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля) включает в себя следующие основные этапы:

1) подготовка и утверждение целевой модели применения риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);

2) разработка методологического и методического обеспечения, включающего:

методический документ по применению риск-ориентированного подхода, содержащий детальное описание элементов, методов и инструментов риск-ориентированного подхода, а также регламентацию действий участников мероприятий;

отдельные инструменты риск-ориентированного подхода (с описанием процедуры их применения);

модели оценки зрелости систем управления рисками различных объектов аудита и областей рисков;

методики расчета аудиторского риска для различных видов аудита (контроля);

методический документ, определяющий методологию оценки применения риск-ориентированного подхода в Счетной палате;

методический документ по оценке рисков объектов аудита и областей рисков;

иные документы Счетной палаты, методические указания и рекомендации, устанавливающие особенности применения риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

3) приведение внутренних нормативных документов Счетной палаты в соответствие с положениями Концепции;

4) поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода, включая обязательный этап апробации разработанного методологического и методического обеспечения, а также иных документов, регламентирующих применение риск-ориентированного подхода, по итогам апробации.

6.6. Эффективность применения риск-ориентированного подхода обеспечивается в том числе за счет:

1) цифровизации и автоматизации деятельности Счетной палаты с применением риск-ориентированного подхода, включающих:

разработку и реализацию алгоритмов непрерывного мониторинга и машинного обучения;

внедрение автоматизированных и дистанционных методов и моделей аудита (контроля);

автоматизацию процессов применения риск-ориентированного подхода при документировании и подготовке отчетов по итогам мероприятий;

применение иных методов цифровизации аудита (контроля);

2) повышения уровня зрелости Счетной палаты на основе оценки успешности внедрения и реализации риск-ориентированного подхода, предусматривающей:

определение и утверждение целевого состояния уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате;

определение эффективности затрат ресурсов на внедрение и реализацию риск-ориентированного подхода в Счетной палате;

регулярный анализ текущего уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате и оценку разрывов между текущим и целевым состоянием;

выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию для достижения целевого состояния уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате;

формирование и реализацию "дорожной карты" развития риск-ориентированного подхода в Счетной палате и контроль за ее выполнением.