II. Действия уполномоченного должностного лица таможенного органа при проведении проверки правильности определения и заявления таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС или вывозимых товаров в соответствии с пунктом 12 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров

II. Действия уполномоченного должностного лица таможенного

органа при проведении проверки правильности определения

и заявления таможенной стоимости ввозимых товаров

в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС или вывозимых

товаров в соответствии с пунктом 12 Правил определения

таможенной стоимости вывозимых товаров

4. При проверке документального подтверждения сведений о таможенной стоимости на предмет достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров, определенной в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, и вывозимых товаров, определенной в соответствии с пунктом 12 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров, уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет соответствие следующих сведений, заявленных в таможенной декларации, ДТС, информации, содержащейся в представленных документах и (или) в таможенной декларации:

о лице, которое является продавцом ввозимых (вывозимых) товаров (для организации - наименование организации и место ее нахождения, для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства) - сведениям в счете-фактуре (инвойсе) продавца;

об условиях поставки в таможенной декларации, ДТС - условиям поставки во внешнеэкономическом договоре (контракте) и счете-фактуре (инвойсе);

о номере и дате счета-фактуры (инвойса) в таможенной декларации, ДТС - сведениям, указанным в счете-фактуре (инвойсе) и в таможенной декларации;

о номере и дате внешнеэкономического договора (контракта), а также номере и дате действующих приложений, дополнений и изменений к нему, указанных в таможенной декларации, ДТС, - сведениям, указанным в этом договоре (контракте), приложениях, дополнениях и изменениях к нему и в таможенной декларации;

о величине цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, в таможенной декларации, ДТС - величине, указанной во внешнеэкономическом договоре (контракте), счете-фактуре (инвойсе) и в таможенной декларации;

о стоимости сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами в таможенной декларации, ДТС - величине, указанной в различных договорах, в соответствии с которыми товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие;

о курсе валюты в таможенной декларации, ДТС - курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день регистрации таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее - ДТ), в случае, если выпуск товаров произведен до подачи ДТ;

о величине дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары <8>, указанных в ДТС, - информации, содержащейся в счетах-фактурах (инвойсах) и коммерческих, бухгалтерских документах;

--------------------------------

<8> Статья 40 ТК ЕАЭС или пункт 20 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров.

о величине расходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, указанных в ДТС, - информации, содержащейся в счетах-фактурах (инвойсах) и коммерческих, бухгалтерских документах;

о лице, составившем ДТС, - сведениям, указанным в таможенной декларации.

5. При проведении проверки правильности выбора и применения декларантом метода определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:

1) устанавливает, что в отношении ввозимых (вывозимых) товаров сделка является внешнеторговой сделкой купли-продажи и при этом для ввозимых товаров имеет место их продажа для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, для вывозимых товаров - их продажа в страну назначения.

Уполномоченному должностному лицу таможенного органа в соответствии с пунктом 3.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. N 283 <9> (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru, 26 декабря 2012 г.) (далее - Правила применения метода 1, утвержденные Решением ЕЭК N 283), необходимо учитывать, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие;

--------------------------------

<9> С изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 марта 2013 г. N 53 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru, 27 марта 2013 г.), от 2 декабря 2013 г. N 279 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 2 декабря 2013 г.), от 27 марта 2018 г. N 42 (официальный сайт ЕАЭС http://www.eaeunion.org, 2 апреля 2018 г.).

2) уточняет характер сделки и заявленную таможенную процедуру;

3) проверяет и убеждается в соблюдении следующих условий принятия стоимости сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров:

а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми (вывозимыми) товарами (например, ограничение права перепродажи товаров), за исключением ограничений, которые:

ограничивают географический регион, в котором ввозимые (вывозимые) товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость ввозимых (вывозимых) товаров;

установлены регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;

б) продажа ввозимых (вывозимых) товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену ввозимых (вывозимых) товаров не может быть количественно определено (например, покупка товара одного наименования, пользующегося высоким спросом, только при условии покупки другого товара с низким уровнем спроса; не предусмотренное внешнеэкономической сделкой участие в сделке третьих лиц, несущих расходы, связанные с приобретением, хранением, формированием товаров, возмещаемые покупателем; цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, сниженная за счет увеличения стоимости услуг, предусмотренных договором подряда);

в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых (вывозимых) товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС (для ввозимых товаров) или пунктом 20 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров производятся дополнительные начисления.

Если в ДТС указано о существовании во внешнеэкономическом договоре (контракте) и (или) в иных документах условий, согласно которым часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, будет причитаться прямо или косвенно продавцу, уполномоченное должностное лицо таможенного органа убеждается, что такая величина доходов количественно определена, документально подтверждена и правильно заявлена в ДТС;

г) покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами <10> и информация, предоставленная декларантом или полученная таможенным органом любым не запрещенным законодательством Российской Федерации способом, свидетельствует о том, что взаимосвязь продавца и покупателя не повлияла на стоимость сделки.

--------------------------------

<10> Статья 37 ТК ЕАЭС.

Проверку влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые (вывозимые) товары, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет в соответствии с пунктами 13 - 25 Правил применения метода 1, утвержденных Решением ЕЭК N 283.

6. Если условия применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами не выполняются, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет действия в соответствии с пунктами 23 и 24 Порядка.

7. Если условия применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами выполняются, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку правильности определения декларантом структуры и величины заявленной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров и совершает следующие действия:

1) проверяет правильность определения основы для расчета таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров:

а) правильность выполненных расчетов цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, с учетом скидок (если они были предусмотрены) и возможность их учета при определении таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров;

б) наличие договорных отношений между продавцом и покупателем товаров, предусматривающих косвенные платежи покупателя продавцу или в пользу продавца третьим лицам (например, платежи за рекламу в счет погашения части стоимости товаров);

в) правильность применения курса валюты и пересчета в валюту Российской Федерации суммы в иностранной валюте;

2) проверяет достоверность осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, путем установления следующих фактов:

а) для ввозимых товаров - осуществлялось ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой ввозимых товаров (например, вознаграждение за организацию перевозки груза);

б) для вывозимых товаров - осуществлялось ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, вознаграждение агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с куплей-продажей вывозимых товаров;

в) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, оплата расходов на тару, которая для таможенных целей рассматривается как единое целое с ввозимыми (вывозимыми) товарами;

г) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, оплата расходов по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ и услуг по упаковке;

д) предусмотрено ли предоставление (прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене) покупателем продавцу товаров и услуг, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС (для ввозимых товаров) или указанных в подпункте "б" пункта 20 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров (для вывозимых товаров), для использования в связи с производством и продажей ввозимых (вывозимых) товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые (вывозимые) товары;

е) причитается ли прямо или косвенно продавцу часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых (вывозимых) товаров дохода (выручки);

ж) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, оплата (полностью или частично) перевозки (транспортировки), погрузки, выгрузки или перегрузки товаров и проведения иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС;

з) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, оплата (полностью или частично) расходов на страхование в связи с международной перевозкой ввозимых товаров;

и) предусмотрены ли внешнеэкономической сделкой лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (вывозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых (вывозимых) товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Если по результатам указанной проверки выявлена необходимость осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет:

произведены ли декларантом дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары, при определении таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров в полном объеме;

подтверждены ли документально и являются ли достоверными данные, использованные декларантом при осуществлении указанных дополнительных начислений;

3) проверяет обоснованность заявленных декларантом расходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, и убеждается, что они:

выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (во внешнеэкономическом договоре (контракте) или документе, выражающем содержание сделки, и (или) счете-фактуре (инвойсе) продавца);

заявлены декларантом при таможенном декларировании;

производятся на основании достоверной и документально подтвержденной информации, предоставленной декларантом.

8. При проверке документального подтверждения сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа кроме проверки, предусмотренной пунктом 4 Порядка, осуществляет сравнение заявленной декларантом таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров с имеющейся в таможенных органах ценовой информацией, сопоставимой с ввозимыми (вывозимыми) товарами, включая сведения об условиях рассматриваемой сделки, физических и технических характеристиках ввозимых (вывозимых) товаров (далее - ценовая информация), в том числе:

а) о сделках с идентичными товарами, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;

б) о результатах сравнительного анализа сведений о заявленной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров со сведениями, содержащимися в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, сформированных специальными программными средствами, обеспечивающими применение технологии автоматизированного контроля таможенной стоимости;

в) о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведений из ценовых каталогов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа получает ценовую информацию любым не запрещенным законодательством Российской Федерации способом, в том числе от вышестоящих таможенных органов, от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов ЕАЭС в третьих странах, от государственных органов государств - членов ЕАЭС, от организаций, включая профессиональные объединения (ассоциации), поставщиков и производителей ввозимых (вывозимых) товаров, идентичных товаров, однородных товаров, товаров того же класса или вида, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Сравнение и анализ таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет в следующем порядке:

1) на основании заявленных декларантом данных рассчитывает таможенную стоимость ввозимого (вывозимого) товара за основную единицу измерения (килограмм), за дополнительную единицу измерения (например, штука, литр, метр, квадратный метр, пара);

2) обеспечивает выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки ввозимых (вывозимых) товаров, а также условиям сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами; при этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации, который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям:

а) наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного класса или вида товара;

б) обеспечение максимального возможного подобия сравниваемых товаров, означающее, что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида <11>;

--------------------------------

<11> Статья 37 ТК ЕАЭС.

3) из выбранного источника ценовой информации определяет цену единицы идентичного, однородного товара, товара того же класса или вида;

4) в случае различий в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве, в дополнительных начислениях, указанных в статье 40 ТК ЕАЭС (для ввозимых товаров) или в пункте 20 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров, между ввозимыми (вывозимыми) товарами и ценовой информацией, проводит корректировку ценовой информации в соответствии с разделом IV Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 октября 2012 г. N 202 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru, 31 октября 2012 г.) (далее - Правила применения методов 2 и 3, утвержденные Решением ЕЭК N 202);

5) в отношении ввозимых товаров при использовании ценовой информации о товарах на внутренних рынках государств - членов ЕАЭС осуществляет вычеты сумм, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, с учетом информации, имеющейся в таможенном органе;

6) выявляет ценообразующие факторы, свойственные торговле ввозимым (вывозимым) товаром, и сравнивает заявленную декларантом величину таможенной стоимости ввозимого (вывозимого) товара с ценовой информацией;

7) проводит сопоставление сведений о заявленной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров с имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией, включая сведения об идентичных товарах, однородных товарах, товарах того же класса или вида, о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

11. При проверке документального подтверждения сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров, определенной в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, или вывозимых товаров, определенной в соответствии с пунктом 12 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров, уполномоченным должностным лицом таможенного органа осуществляется оценка достаточности и достоверности представленных декларантом документов и содержащихся в них сведений для целей определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, а также отсутствие расхождений и противоречий между аналогичными сведениями в документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, бухгалтерских, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа в случае, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, заявленные в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС запрашивает у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

При проведении проверки документального подтверждения сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет документы, на основании которых заполнены таможенная декларация, ДТС, включая следующую информацию:

сведения о ввозимых (вывозимых) товарах по каждому наименованию (наименование, сведения о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и других технических и коммерческих характеристиках, страна происхождения, производитель, цена за единицу (за основную единицу измерения (килограмм), за дополнительную единицу измерения (например, штука, литр, метр, квадратный метр, пара), количество (с указанием единиц изменения) и общая стоимость по каждому наименованию);

требования к качеству ввозимых (вывозимых) товаров;

порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товаров условиям сделки;

условия и сроки оплаты ввозимых (вывозимых) товаров;

условия поставки ввозимых (вывозимых) товаров;

условия предоставления скидок к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (вывозимые) товары.

12. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа в целях контроля таможенной стоимости считает принятой заявленную таможенную стоимость в случаях, предусмотренных пунктом 11 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, или пунктом 20 Порядка, утвержденного приказом N 175н.

13. В случаях, если уполномоченным должностным лицом таможенного органа по результатам проведения проверки правильности определения и заявления таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, предусмотренные пунктом 5 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, или пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом N 175н, и (или) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо по запросу таможенного органа в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, не подтверждают заявленную таможенную стоимость ввозимых (вывозимых) товаров, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет действия в соответствии с главой III Порядка.