Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления
13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком.
Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 51583), ГОСТ Р 51624 "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51624) и стандартов организации и в том числе включает:
принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления;
классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации (далее - классификация автоматизированной системы управления);
определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления.
13.1. При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются:
анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления;
определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления (определение критически важной информации), и оценка возможных последствий такого нарушения;
анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления;
принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления.
13.2. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости (критичности) информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления.
Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям.
Класс защищенности может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированной системы управления или иных сегментов при их наличии.
Результаты классификации автоматизированной системы управления оформляются актом классификации.
Требование к классу защищенности включается в техническое задание на создание автоматизированной системы управления и (или) техническое задание (частное техническое задание) на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34.602 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы" (далее - ГОСТ 34.602), ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51624 и стандартов организации.
Класс защищенности автоматизированной системы управления (сегмента) подлежит пересмотру только в случае ее модернизации, в результате которой изменился уровень значимости (критичности) информации, обрабатываемой в автоматизированной системе управления (сегменте).
13.3. Определение угроз безопасности информации осуществляется на каждом из уровней автоматизированной системы управления и должно включать:
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 09.08.2018 N 138)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) выявление источников угроз безопасности информации и оценку возможностей (потенциала) внешних и внутренних нарушителей;
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 09.08.2018 N 138)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) анализ возможных уязвимостей автоматизированной системы и входящих в ее состав программных и программно-аппаратных средств;
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 09.08.2018 N 138)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) определение возможных способов (сценариев) реализации (возникновения) угроз безопасности информации;
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 09.08.2018 N 138)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) оценку возможных последствий от реализации (возникновения) угроз безопасности информации, нарушения отдельных свойств безопасности информации (целостности, доступности, конфиденциальности) и автоматизированной системы управления в целом.
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 09.08.2018 N 138)
(см. текст в предыдущей редакции)
В качестве исходных данных при определении угроз безопасности информации используется банк данных угроз безопасности информации, ведение которого осуществляется ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 21 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818; 2013, N 26, ст. 3314; N 52, ст. 7137; 2014, N 36, ст. 4833; N 44, ст. 6041; N 4, ст. 641; 2016, N 1, ст. 211; 2017, N 48, ст. 7198; 2018, N 20, ст. 2818), а также иные источники, содержащие сведения об уязвимостях и угрозах безопасности информации.
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 09.08.2018 N 138)
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении угроз безопасности информации учитываются структурно-функциональные характеристики автоматизированной системы управления, включающие наличие уровней (сегментов) автоматизированной системы управления, состав автоматизированной системы управления, физические, логические, функциональные и технологические взаимосвязи в автоматизированной системе управления, взаимодействие с иными автоматизированными (информационными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями, режимы функционирования автоматизированной системы управления, а также иные особенности ее построения и функционирования.
По результатам определения угроз безопасности информации могут разрабатываться рекомендации по корректировке структурно-функциональных характеристик автоматизированной системы управления, направленные на блокирование (нейтрализацию) отдельных угроз безопасности информации.
Модель угроз безопасности информации должна содержать описание автоматизированной системы управления и угроз безопасности информации для каждого из уровней автоматизированной системы управления, включающее описание возможностей нарушителей (модель нарушителя), возможных уязвимостей автоматизированной системы управления, способов (сценариев) реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации (доступности, целостности, конфиденциальности) и штатного режима функционирования автоматизированной системы управления <*>.
--------------------------------
<*> Разработанные ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818; 2013, N 26, ст. 3314; N 52, ст. 7137).
Для определения угроз безопасности информации и разработки модели угроз безопасности информации применяются методические документы ФСТЭК России <*>.
--------------------------------
<*> Разработанные ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818; 2013, N 26, ст. 3314; N 52, ст. 7137).
13.4. Требования к системе защиты автоматизированной системы управления определяются в зависимости от класса защищенности автоматизированной системы управления и угроз безопасности информации, включенных в модель угроз безопасности информации.
Требования к системе защиты автоматизированной системы управления включаются в техническое задание на создание (модернизацию) автоматизированной системы управления и (или) техническое задание (частное техническое задание) на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34.602, ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51624 и стандартов организации, которые должны в том числе содержать:
цель и задачи обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления;
класс защищенности автоматизированной системы управления;
перечень нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления;
объекты защиты автоматизированной системы управления на каждом из ее уровней;
требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в автоматизированной системе управления;
требования к защите информации при информационном взаимодействии с иными автоматизированными (информационными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями;
требования к поставляемым техническим средствам, программному обеспечению, средствам защиты информации;
функции заказчика и оператора по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления;
стадии (этапы работ) создания системы защиты автоматизированной системы управления.
При определении требований к системе защиты автоматизированной системы управления учитываются положения политик обеспечения информационной безопасности заказчика в случае их разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", а также политик обеспечения информационной безопасности оператора в части, не противоречащей политикам заказчика.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей