Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям при осуществлении надзора

9. При осуществлении надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

10. Контролирующий орган при осуществлении надзора относит объекты надзора, указанные в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) низкий риск.

11. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица), требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (далее - обязательные требования), объекты надзора относятся к группам тяжести "А", "Б", "В" и "Г".

12. К группе тяжести "А" относятся:

а) деятельность по перевозке опасных грузов;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части сохранности автомобильных дорог.

13. К группе тяжести "Б" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок);

б) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;

в) деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;

г) деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также по размещению владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

14. К группе тяжести "В" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);

б) деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями.

15. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.

16. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований объекты надзора разделяются на группы вероятности "1", "2", "3" и "4".

17. К группе вероятности "1" относятся объекты надзора при наличии вступившего в законную силу в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением наказания контролируемому лицу (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу) за совершение при выполнении им трудовых функций преступления или административного правонарушения, которые повлекли наступление аварийного события, следствием которого стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.

18. К группе вероятности "2" относятся объекты надзора при наличии вступившего в законную силу в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением контролируемому лицу наказания (или решения (постановления) о назначении контролируемому лицу административного наказания) за совершение при выполнении им трудовых функций преступления или административного правонарушения, которые повлекли наступление аварийного события, не повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения п. 19 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081) в части решений (постановлений) о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные ч. 3 и 6 ст. 13.19.5 КоАП РФ, применяются с 01.03.2025.

19. К группе вероятности "3" относятся объекты надзора, в отношении которых вступили в законную силу в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, 15 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 11.23, 11.31, частями 2 - 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.21.3, 12.23, 12.25, 12.31.1, частями 1 - 6 статьи 13.19.5, 14.1, 14.1.2, 14.43, 14.44 - 14.45, частями 1 и 15 статьи 19.5 и статьями 19.7, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением административного наказания в виде предупреждения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. К группе вероятности "4" относятся объекты надзора при отсутствии вынесенных в отношении контролируемых лиц приговоров суда и (или) менее 15 решений (постановлений) по статьям, указанным в пункте 19 настоящего Положения.

21. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска или группам тяжести, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска или группам тяжести.

Для целей применения настоящего Положения под аварийным событием понимаются дорожно-транспортные происшествия, следствием которых стали причинение вреда жизни и (или) здоровью людей и (или) материальный ущерб.

22. Тяжесть потенциальных негативных последствий и вероятность несоблюдения контролируемым лицом при осуществлении лицензионных требований к перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежат отнесению к следующим категориям риска:

а) в случае, если показатель риска составляет свыше 20 баллов или в отношении лицензиата вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, - высокий риск;

б) в случае, если показатель риска составляет от 12 до 20 баллов, - значительный риск;

в) в случае, если показатель риска составляет от 3 до 12 баллов, - средний риск;

г) в случае, если показатель риска составляет менее 3 баллов, - низкий риск.

23. Показатель риска (баллов) (R) определяется по формуле:

00000001.wmz

где:

N1 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 11.33, 12.1, частью 2 статьи 12.3, статьями 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, статьями 12.15, 12.16, 12.18, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

A - среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска;

N 2 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении ими должностных обязанностей) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

N 3 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьями 238, 264 и 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При определении показателя риска учитываются постановления о назначении административного наказания и обвинительные приговоры суда, вступившие в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню предоставления лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензия).

В случае если до предоставления лицензии лицензиат не выполнял перевозки пассажиров и иных лиц автобусами, показатель риска принимается равным нулю.

24. Среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска (A), определяется по формуле:

00000002.wmz

где:

Ap - суммарное количество автомобиле-дней пребывания автобусов во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска, определенное лицензирующим органом на основании сведений об автобусах, включенных в реестр лицензий. В указанное количество не включаются автомобиле-дни автобусов, со дня проведения последнего технического осмотра которых прошло более 6 месяцев;

Dк - количество дней в одном календарном году, предшествующем дню принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска.

25. Отнесение деятельности объекта надзора к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности по матрице согласно приложению.

26. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов надзора, указанных в абзацах втором, четвертом - седьмом подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется со следующей периодичностью:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

(см. текст в предыдущей редакции)

высокий риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 2 года, или один инспекционный визит в 2 года;

значительный риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 4 года, или один инспекционный визит в 3 года;

средний риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 6 лет, или один инспекционный визит в 4 года.

В отношении объектов надзора, указанных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с периодичностью, установленной пунктом 78 настоящего Положения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

27. В отношении объектов надзора, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 6 настоящего Положения, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

28. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые в рамках государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации, государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках надзора.