Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2021 г. N 1100

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ

КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) (далее - государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Для целей настоящего Положения под инспекторами понимаются должностные лица органа государственного контроля (надзора), в должностные обязанности которых в соответствии должностным регламентом или должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:

а) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

б) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

в) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

г) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

е) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

ж) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в том числе:

статьи 5, 6 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011);

статьи 3, 4, 5, 6, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011);

статьи 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 13 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011);

статьи 3, 4, 5, 6 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011);

статьи 2, 4, 5 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011);

статьи 5, 6, 7 и 12 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011);

статьи 3, 4, 6 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011);

статьи 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 12 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011);

пункты 4.2 - 4.8 и 4.14 раздела 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011);

положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (за исключением статьи 6, абзацев второго, седьмого, двенадцатого - четырнадцатого части 5 статьи 7, части 3 статьи 13, части 2 статьи 18, статей 30 и 40 указанного технического регламента);

положения технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011);

статьи 3, 4, 5, 6, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011);

положения технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011);

статьи 4, 5, 6 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012);

статьи 3, 4, 5, 6 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012);

положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012);

положения технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012);

положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (за исключением пунктов 13, 14, 97, 98 и 115 указанного технического регламента);

положения технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) (за исключением пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 53, 54 и абзаца второго пункта 99 указанного технического регламента);

разделы II, III, IV, V, X, XI и XII технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014);

разделы III, IV, V, VII и VIII технического регламента Евразийского экономического союза "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016);

разделы IV и V (за исключением пункта 14), VI, VII, VIII, IX, X, XI (за исключением пунктов 85, 86) и XII технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016);

разделы IV, VI, VII, VII, X, XII и XIII технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017);

раздел IV, пункты 15, 16, подпункты "а", "д" пункта 18 раздела VI, пункт 49 раздела VIII, разделы IX и X технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017) в части требований к покрытию для детских игровых площадок и связанным с ним процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;

разделы III, IV, V, VI, VII и X технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017);

часть 5 статьи 3, пункт 2 статьи 12 и статьи 17, 18, 19, 20 Федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию".

4. Государственный контроль (надзор) осуществляют следующие органы государственного контроля (надзора):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

б) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы - в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

в) подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управления делами Президента Российской Федерации, их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения на объектах указанных федеральных органов исполнительной власти;

г) федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, в случаях, предусмотренных статьей 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

5. Органы государственного контроля (надзора), а также подведомственные им федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного контроля (надзора), в том числе проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, составляют единую централизованную систему.

6. Должностными лицами, уполномоченными на организацию государственного контроля (надзора), являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;

б) заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства - главный государственный санитарный врач по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), руководители территориальных органов Федерального медико-биологического агентства - главные государственные санитарные врачи по организациям и территориям, подлежащим обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством (их заместители);

в) руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

г) руководитель структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

д) руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний - главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

е) руководитель структурного подразделения Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

ж) заместитель руководителя структурного подразделения Управления делами Президента Российской Федерации - главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

з) руководитель (начальник) подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации (его заместитель), должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного (надзора);

и) руководитель (начальник) подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации (его заместитель), должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

к) руководитель структурного подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

л) руководитель подразделения Службы внешней разведки Российской Федерации - главный государственный санитарный врач по объектам Службы внешней разведки Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

7. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации координирует деятельность главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпунктах "б" - "л" пункта 6 настоящего Положения, которые по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Правовые акты по вопросам организации государственного контроля (надзора) и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, издаваемые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, являются обязательными для исполнения органами государственного контроля (надзора) и организациями, указанными в пунктах 4 и 5 настоящего Положения.

8. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации (его заместители), руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации (их заместители), а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте (их заместители);

б) заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства - главный государственный санитарный врач по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям (его заместитель), руководители территориальных органов Федерального медико-биологического агентства - главные государственные санитарные врачи по организациям и территориям, подлежащим обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством (их заместители);

в) руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Министерства обороны Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

г) руководитель структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации (соответствующего органа управления) - главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместитель, руководители государственных учреждений - главные государственные санитарные врачи по территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) (их заместители);

д) руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (ее территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы исполнения наказаний (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

е) руководитель структурного подразделения Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, должностным регламентом или должностной инструкцией которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), - главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

ж) заместитель руководителя структурного подразделения Управления делами Президента Российской Федерации - главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

з) руководитель структурного подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации; начальник подразделения, входящего в состав структурного подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, начальники подразделений, входящих в состав структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, начальник федерального государственного учреждения, подведомственного Федеральной службы безопасности Российской Федерации, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) и которые по своим функциональным обязанностям являются заместителями главного государственного санитарного врача Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и их заместители;

и) руководитель (начальник) подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), - главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации;

к) руководитель структурного подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (соответствующего органа управления) - главный государственный санитарный врач войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель), должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), главные государственные санитарные врачи оперативно-территориальных объединений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

л) руководитель подразделения Службы внешней разведки Российской Федерации - главный государственный санитарный врач по объектам Службы внешней разведки Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

м) должностные лица органов государственного контроля (надзора), в должностных обязанностях которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

н) должностные лица учреждений, подведомственных органам государственного контроля (надзора), в должностных обязанностях которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

9. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются должностные лица, указанные в подпунктах "а" - "л" пункта 8 настоящего Положения.

10. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 34 Федерального закона "О техническом регулировании", а также правом проводить:

а) санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

б) отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

в) досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

г) отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

д) измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарно-эпидемиологическим требованиям.

11. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

12. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за следующими объектами государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля):

а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которой предъявляются обязательные требования;

в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

13. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, включая сведения о продукции (товарах), подлежащей государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню, указанному в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, информации, представляемой указанным государственного контроля (надзора) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, содержащейся в информационных системах.

14. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет учет объектов контроля в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

15. Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управление делами Президента Российской Федерации, подразделения указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений учет объектов контроля осуществляют в пределах установленных полномочий.

16. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

17. Учет объектов контроля обеспечивается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством путем ведения реестров объектов контроля.

18. Реестр объектов контроля, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) адрес места нахождения и осуществления деятельности контролируемых лиц и используемых ими производственных объектов;

г) вид (виды) деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

д) реквизиты решения об отнесении к категории риска и указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.

19. Реестр объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, содержит следующую информацию:

а) наименование продукции (товара), подлежащей государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню, указанному в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения;

б) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.

20. Документы, направляемые контролируемым лицом органам государственного контроля (надзора) в электронном виде, могут быть подписаны:

а) простой электронной подписью;

б) простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с порядком использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленным Правительством Российской Федерации;

в) усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных статьей 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством с применением риск-ориентированного подхода.

22. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) чрезвычайно высокий риск;

б) высокий риск;

в) значительный риск;

г) средний риск;

д) умеренный риск;

е) низкий риск.

23. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство относит объекты контроля, указанные в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска:

а) чрезвычайно высокий риск;

б) высокий риск;

в) значительный риск;

г) средний риск;

д) умеренный риск;

е) низкий риск.

24. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется:

а) решениями главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации или главных государственных санитарных врачей по организациям и территориям, подлежащим обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, - при отнесении объектов контроля, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, к категориям риска;

б) решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации - при отнесении объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, к категориям риска.

25. В случае пересмотра решения, указанного в пункте 24 настоящего Положения, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска.

Пересмотр категории риска, присвоенной ранее объектам контроля, указанным в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, осуществляется не реже одного раза в год при наличии оснований для изменения категорий риска в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска.

26. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.

27. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство ведут перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска. Включение объектов контроля в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов контроля к соответствующим категориям риска.

28. На официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет) размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация об объектах контроля, предусмотренная пунктами 29 и 30 настоящего Положения.

29. Перечни объектов контроля, указанных в подпункте "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, которым присвоены категории риска, содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения объекта контроля;

д) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска.

30. Перечень объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, содержит следующую информацию:

а) наименование продукции (товара), подлежащей государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню, указанному в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения;

б) идентификация опасности (биологическая (вирусная, бактериальная, паразитарная и иная), химическая, физическая (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения) и иные опасности);

в) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска.

31. Размещение информации, указанной в пунктах 29 и 30 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

32. По запросу контролируемых лиц Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляют им информацию о присвоенной их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам либо продукции (товарам) категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов, продукции (товаров) к определенной категории риска.

33. Контролируемые лица, являющиеся заявителями, вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство на бумажном носителе или в форме электронного документа заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска.

Заявление должно содержать следующие сведения:

полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

место нахождения, используемое контролируемым лицом производственного объекта (при присвоении категории риска производственному объекту);

информация о категории риска, присвоенной ранее деятельности контролируемого лица и (или) используемым им производственным объектам либо продукции (товарам);

адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности контролируемых лиц и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов контроля к определенной категории риска, на присвоение которых претендует заявитель.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство рассматривают заявление, оценивают представленные контролируемым лицом и имеющиеся в их распоряжении документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимают одно из следующих решений:

удовлетворение заявления и изменение категории риска;

отказ в удовлетворении заявления.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство в течение 3 рабочих дней со дня принятия одного из решений, указанных в абзацах десятом - двенадцатом настоящего пункта, информирует контролируемое лицо о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральное медико-биологическое агентство.

В случае несогласия с принятым Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством решением об отказе в удовлетворении заявления контролируемое лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

34. Отнесение объектов контроля, указанных в подпункте "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению N 1.

Отнесение объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению N 2.

35. Видами плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в подпункте "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности являются:

а) для категории чрезвычайно высокого риска:

выездная проверка - один раз в год;

документарная проверка - один раз в год;

рейдовый осмотр - один раз в год;

выборочный контроль - один раз в год;

б) для категории высокого риска:

выездная проверка - один раз в 2 года;

документарная проверка - один раз в 2 года;

рейдовый осмотр - один раз в 2 года;

выборочный контроль - один раз в 2 года;

в) для категории значительного риска:

выездная проверка - один раз в 3 года;

документарная проверка - один раз в 3 года;

рейдовый осмотр - один раз в 3 года;

выборочный контроль - один раз в 3 года;

г) для категории среднего риска:

выездная проверка - один раз в 4 года;

документарная проверка - один раз в 4 года;

инспекционный визит - один раз в 4 года;

выборочный контроль - один раз в 4 года;

д) для категории умеренного риска:

выездная проверка - один раз в 6 лет;

документарная проверка - один раз в 6 лет;

инспекционный визит - один раз в 6 лет;

выборочный контроль - один раз в 6 лет;

е) для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.

36. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводятся с следующей периодичностью:

а) в отношении деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагерей с дневным пребыванием, и деятельности по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг, - 2 раза в год;

б) в отношении деятельности детских лагерей на время каникул - один раз перед началом каникул и далее один раз во время каникул.

37. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, проводятся в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - один раз в 3 года.

38. В отношении объектов контроля, указанных в подпункте "а" и "в" пункта 12 настоящего Положения, проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

а) выборочный контроль;

б) инспекционный визит;

в) рейдовый осмотр;

г) выездная проверка;

д) выездное обследование;

е) документарная проверка;

ж) наблюдение за соблюдением обязательных требований.

39. В отношении объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения, проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

а) мониторинговая закупка;

б) выборочный контроль;

в) выездная проверка.

40. Для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством используются индикаторы риска нарушения обязательных требований.

41. Органы государственного контроля (надзора) могут проводить следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

42. Профилактические мероприятия проводятся в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

43. Информирование осуществляется посредством размещения органами государственного контроля (надзора) соответствующих сведений на своих официальных сайтах в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

44. Доклады о правоприменительной практике по результатам государственного контроля (надзора) готовятся Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

45. Доклады о правоприменительной практике при осуществлении государственного контроля (надзора) утверждаются приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства и размещаются на соответствующих официальных сайтах в сети "Интернет" не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.

46. При наличии у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанные федеральные органы исполнительной власти объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

47. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

48. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом в течение 20 рабочих дней может быть подано в орган государственного контроля (надзора), вынесший соответствующее предостережение, возражение, в котором указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, или их копии.

49. Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты в орган государственного контроля (надзора), либо иными указанными в предостережении способами.

50. По итогам рассмотрения возражения контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения направляется ответ в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения.

51. Результаты рассмотрения возражений используются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.

52. Консультирование осуществляется инспекторами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:

а) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

г) порядок обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства и (или) действий (бездействия) их должностных лиц.

53. Консультирование может проводиться должностными лицами государственных учреждений, подведомственных органам государственного контроля (надзора).

54. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа государственного контроля (надзора), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы не предоставляются.

55. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса о предоставлении письменной консультации по вопросам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 52 настоящего Положения. Ответ на письменный запрос предоставляется в срок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

56. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, которые содержат вопросы разъяснения обязательных требований, проводится посредством размещения соответствующей информации на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети "Интернет".

57. Информация о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым предоставляется консультирование, размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети "Интернет".

58. Обязательные профилактические визиты проводятся органами государственного контроля (надзора) в отношении:

объектов контроля, указанных в подпункте "а" пункта 12 настоящего Положения, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также контролируемых лиц, осуществляющих производство и реализацию объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 настоящего Положения и отнесенных к чрезвычайно высокому и высокому риску;

контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее одного года.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом орган государственного контроля (надзора) не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

59. Профилактический визит может быть проведен в отношении объектов контроля, указанных в подпункте "а" пункта 12 настоящего Положения, отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска, в случае, если контролируемое лицо не отказалось от его проведения в срок, не превышающий 3 рабочих дней до предлагаемой даты его проведения.

60. Обязательный профилактический визит проводится по месту фактического осуществления контролируемым лицом деятельности, включая производство и реализацию объектов контроля, в течение одного рабочего дня в период, устанавливаемый уведомлением о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать 8 часов.

61. Профилактический визит, за исключением профилактического визита на объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, может проводиться государственными учреждениями, подведомственными органам государственного контроля (надзора).

62. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

63. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В решении о проведении мониторинговой закупки включаются сведения о товарах (работах, об услугах), подлежащих приобретению в ходе ее проведения, способах их закупки и оплаты.

64. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (далее - специалист), доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения:

а) мониторинговой закупки;

б) выборочного контроля;

в) инспекционного визита;

г) рейдового осмотра;

д) выездной проверки;

е) наблюдения за соблюдением обязательных требований;

ж) выездного обследования.

65. При проведении выборочного контроля отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется с обязательным применением видеозаписи в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя.

66. Фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств осуществляются с использованием оборудования, о чем делается запись в документах, оформляемых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

67. Материалы, полученные в результате фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств, прикладываются к документам, оформляемым по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.

68. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.

В документах, составляемых инспектором по результатам контрольных (надзорных) действий, фиксируются сведения о совершении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств, в том числе:

запись о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи;

описание условий, при которых проведена фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, а также их дата, время и место;

сведения о технических средствах, используемых для проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;

подписи лиц, участвующих в проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.

69. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в орган государственного контроля (надзора) информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:

а) его временной нетрудоспособности;

б) нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.

70. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) мониторинговая закупка;

б) выборочный контроль;

в) инспекционный визит;

г) рейдовый осмотр;

д) документарная проверка;

е) выездная проверка;

ж) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

з) выездное обследование.

71. В ходе мониторинговой закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) инструментальное обследование;

г) истребование документов;

д) испытание;

е) экспертиза.

72. Мониторинговая закупка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

73. Мониторинговая закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с контролируемыми лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям.

74. Мониторинговая закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников (представителей) контролируемого лица и его работников (представителей) с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая сеть "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

75. В случае если мониторинговая закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, инспектору выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.

76. Продукция (товары) по результатам мониторинговой закупки может направляться эксперту и (или) экспертной организации для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы объектов контроля.

77. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

78. После объявления о проведении мониторинговой закупки инспектор на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование, испытание или экспертизу (далее - протокол мониторинговой закупки).

В протоколе мониторинговой закупки должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

Протокол мониторинговой закупки составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой закупке, и приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола мониторинговой закупки инспектором делается отметка об этом в протоколе мониторинговой закупки.

79. Экспертиза по результатам мониторинговой закупки осуществляется в соответствии со статьей 84 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.

Экспертиза проводится в следующем порядке:

отбор проб (образцов) продукции;

проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта инспектор Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

Место осуществления экспертизы определяется инспектором, который проводит контрольное (надзорное) мероприятие.

80. Продукция (товары) направляется для проведения исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

81. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, проведенные в рамках мониторинговой закупки, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.

82. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов;

г) отбор проб (образцов);

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

83. Выборочный контроль проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

84. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).

Отбор проб (образцов) продукции (товаров) для проведения инструментального обследования, экспертизы осуществляется в количестве и объеме, которые не превышают нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений.

С целью оценки соблюдения обязательных требований в ходе инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.

При невозможности транспортировки образца исследования исходя из его характеристик (габариты, форма, вес, технологические параметры и иные) к месту работы эксперта инспектор Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

85. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

86. Инструментальное обследование проводится инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также для подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям, в соответствии со статьей 82 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

87. Испытание осуществляется специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол испытания, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

Протокол испытаний направляется инспектору в течение одного рабочего дня с даты подписания.

Результаты испытания фиксируются также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

88. При назначении и проведении экспертизы контролируемые лица имеют право:

информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;

предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;

присутствовать с разрешения должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

Экспертиза проводится аккредитованными в национальной системе аккредитации федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными органам государственного контроля (надзора).

В случае если полученные при совершении контрольных (надзорных) действий сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и подтверждают отсутствие (наличие) нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то такие сведения фиксируются инспектором в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

89. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспектором и специалистами могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспектором и специалистами самостоятельно.

В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:

проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;

проведения контрольного (надзорного) мероприятия, если в его ходе усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;

проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;

проведения выборочного контроля (в случае, если при его проведении отсутствует возможность провести оценку соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов) и в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя);

проведения выездной проверки.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

90. В протоколе о проведении выборочного контроля и направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

91. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, проведенные в рамках выборочного контроля, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.

92. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

93. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

94. Внеплановый инспекционный визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", выполнения поручений и требования, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в целях оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

95. Проведение инструментального обследования в рамках инспекционного визита осуществляется инспектором либо экспертом и (или) экспертной организацией.

96. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

97. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

98. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с использованием видеозаписи.

В случаях получения сведений о причинении вреда (ущерба), а также о создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям досмотр может осуществляться инспектором в отсутствие контролируемого лица или его представителя с обязательным использованием видеозаписи.

99. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организации, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

100. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

101. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, проведенные в рамках рейдового осмотра, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.

102. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

103. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

104. Внеплановая документарная проверка проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", выполнения поручений и требования, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в целях оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

105. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

106. При направлении материалов для экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень таких материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

107. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводилась экспертиза, ее содержание, а также должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.

108. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

109. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

110. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

111. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

112. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.

Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению контролируемого лица или производственному объекту.

113. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

В случаях получения сведений о причинении вреда (ущерба), а также о создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям досмотр может осуществляться инспектором в отсутствие контролируемого лица или его представителя и (или) с обязательным использованием видеозаписи.

114. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

115. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

116. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.

117. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется инспектором путем анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

118. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.

119. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) инспектором сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются уполномоченному должностному лицу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства для принятия решений в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

120. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.

121. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) отбор проб (образцов);

в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

г) испытание;

д) экспертиза.

122. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

123. Срок проведения выездного обследования одного объекта контроля (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга), указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящего Положения, не может превышать один рабочий день.

124. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

125. Решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства, действия (бездействие) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) могут быть обжалованы контролируемыми лицами, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), в досудебном порядке в соответствии со статьей 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в следующем порядке:

а) жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством;

б) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством;

в) в случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства, принятых их центральными аппаратами, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства.

126. Ключевыми показателями государственного контроля (надзора), отражающими уровень минимизации вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) уровень устранения риска его причинения, являются:

а) количество людей, заболевших инфекционными болезнями, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнения животными, туберкулеза, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, пневмоний, на 100 тыс. населения;

б) количество людей, заболевших паразитарными болезнями, на 100 тыс. населения;

в) количество людей, пострадавших при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений, на 100 тыс. населения.