<Письмо> ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@ <О введении на территории Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров>
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами и введением на территории Российской Федерации с 1 июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, сообщает следующее.
По вопросу представления уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках), в отношении товаров, имеющихся в собственности у юридического лица (индивидуального предпринимателя), используемых в качестве средств производства, для собственных нужд и учитываемых на бухгалтерском балансе в качестве основных средств, либо являющихся малоценным имуществом и впоследствии списываемых на затраты.
Понятийный аппарат, применяемый в рамках национальной системы прослеживаемости товаров, закреплен в проекте постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров" (далее - Проект постановления), который в настоящее время проходит процедуру утверждения.
Для целей национальной системы прослеживаемости товаров под "товаром, подлежащим прослеживаемости" понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, соответствующее поименованным в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации (далее - Перечень товаров), кодам вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которого осуществляется прослеживаемость.
Таким образом, имущество, находящееся в собственности налогоплательщика соответствующее кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, указанным в Перечне товаров, подлежит прослеживаемости, в том числе и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товара в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.11.2021 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
О порядке представления уведомления по остаткам в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, см. Письмо ФНС России от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@.
В соответствии с пунктом 28 Проекта постановления для присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ), на имеющиеся у юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) остатки товаров, подлежащих прослеживаемости, юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота направляется уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках).
Уведомление об остатках заполняется на основании первичного документа, например, инвентаризационной описи либо бухгалтерской справки.
Уведомление об остатках составляется отдельно по каждому коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товара, подлежащего прослеживаемости.
В ответ на Уведомление об остатках ФНС России не позднее следующего календарного дня с даты получения Уведомления об остатках направляет по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию с присвоенным РНПТ.
В случае наличия у собственника товара, подлежащего прослеживаемости, номера декларации на товары, оформленной на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации в период с 01.01.2018 по 01.07.2021, в Уведомлении об остатках возможно указание РНПТ, сформированного самостоятельно из номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней. В ответ на Уведомление об остатках, в котором указан самостоятельно сформированный РНПТ, ФНС России, в случае действительности и правильности номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней, направит по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию с РНПТ, самостоятельно сформированным собственником таких товаров.
РНПТ, полученный в ответ на Уведомление об остатках при последующей реализации товара, подлежащего прослеживаемости, подлежит отражению в электронных счет-фактурах (универсальных передаточных документах), сведения из которых включаются налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость либо в ежеквартальный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Кодекса при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре подлежат указанию реквизиты прослеживаемости (РНПТ, количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (далее - реквизиты прослеживаемости)).
Учитывая вышеизложенное, до осуществления операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (например, продажа, безвозмездная передача, утилизация), необходимо представить уведомление об остатках для присвоения РНПТ.
Срок представления Уведомления об остатках не ограничен.
По вопросу объединения товаров в набор (комплект), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места (далее - АРМ), данное включение товара в набор (комплект) не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, поскольку не происходит переработки товаров, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.
При последующей реализации АРМ, поскольку в состав набора (комплекта) входит товар, подлежащий прослеживаемости, счет-фактура или универсальный передаточный документ подлежит формированию в электронной форме. При этом в новых графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости, подлежат отражению реквизиты прослеживаемости по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Российской Федерации
2 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей