См. Обзор за 2021 год, утв. Приказом ФСТЭК России от 24.06.2022 N 111.

Соблюдение лицензиатами ФСТЭК России обязательных требований

Соблюдение лицензиатами ФСТЭК России

обязательных требований

В отчетном периоде обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатами обязательных требований в центральный аппарат и территориальные органы ФСТЭК России не поступило.

В ходе проведенных проверок в деятельности 2 организаций выявлены нарушения лицензионных требований и условий, которым были выданы предписания об устранении выявленных нарушений, основными из которых были низкая квалификация специалистов, а также отсутствие отдельных образцов оборудования и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности. Все нарушения устранены в установленные ФСТЭК России сроки.

В качестве основных нарушений обязательных лицензионных требований по результатам проведенных проверок отмечены:

отсутствие в штате у лицензиата на основной работе согласно штатному расписанию руководителя и (или) уполномоченного руководить работами по лицензируемому виду деятельности лица и не менее двух инженерно-технических работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, прошедших, при необходимости, переподготовку и (или) повышение квалификации по технической защите конфиденциальной информации по согласованным ФСТЭК России образовательным программам (примерно 15% всех отмеченных нарушений);

неполный комплект технической и (или) технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности (20%);

истечение сроков действия поверки контрольно-измерительного оборудования, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, отсутствие документов, подтверждающих право на использование указанного оборудования, сертификатов соответствия и лицензий на право использования средств контроля защищенности информации от несанкционированного доступа (10%);

несоответствие сведений в документах, разработанных на автоматизированные системы, реальным условиям их эксплуатации (15%);

отсутствие помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для размещения работников, обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и размещено (установлено) производственное и испытательное оборудование, необходимое для осуществления лицензируемого вида деятельности (10%);

фактическое отсутствие системы производственного контроля, необходимой при осуществлении деятельности по разработке и производству СЗКИ (5%);

прочие нарушения (около 15%).

Выявленные нарушения лицензиатами устранены в установленные ФСТЭК России сроки.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч (совещаний), при консультировании (информировании) по вопросам изменений в законодательстве Российской Федерации в области лицензирования деятельности по ТЗКИ, разработке и производству СЗКИ, а также непосредственно в ходе проведения проверок.

Результаты лицензионного контроля в целом позволяют сделать вывод о том, что должностные лица лицензиатов ФСТЭК России в достаточной мере информированы по указанным вопросам.

Проблемных вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов не имелось.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" ФСТЭК России подготовлены и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1971 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" изменения, которые вносятся в Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 и в Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171.

Разработаны и утверждены приказами ФСТЭК России, изменения, которые внесены в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 133 и в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 134.

Изменения связаны с внедрением "реестровой модели" предоставления государственных услуг и направлены на снижение материальных издержек соискателей лицензий и лицензиатов, затрачиваемых ими на проведение мероприятий, связанных с лицензированием.

Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России в части лицензионного контроля не имеется.