4.2. Профессиональная направленность общеобразовательной подготовки

Профессиональная направленность общеобразовательных учебных предметов <5> предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по учебному предмету, но и развитие интереса к данной профессии или специальности, ценностное отношение, профессиональных качеств личности будущего специалиста.

--------------------------------

<5> Федеральный проект "Современная школа", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (ред. от 15.03.2021).

Педагогическими средствами, способствующими реализации профессиональной направленности, являются как элементы содержания обучения, так и совокупность форм обучения, методов, приемов, определяющих актуальные подходы и концептуальные принципы процесса обучения.

Сущность профессиональной направленности освоения общеобразовательных предметов в рамках основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования состоит в сохранении преподавания основ наук с акцентом на применимости получаемых знаний и умений в процессе профессиональной подготовки посредством варьируемого по объему и глубине учебного материала, наиболее важного для той или иной профессии, специальности.

Таким образом, профессиональная направленность обучения дает возможность продемонстрировать способы применения на практике знаний изучаемых основ наук, влияния на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего и служащего.

Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательных учебных предметов обусловлена интенсификацией освоения среднего общего образования в пределах основной профессиональной программы. Организация обучения с учетом профессиональной направленности позволяет повысить мотивацию обучающихся и обеспечить опережающий вход в профессию или специальность.

Принцип профессиональной направленности реализуется через:

- связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции, направленной на формирование определенных компонентов общих компетенций ФГОС СПО;

- корреляцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО;

- опору на передовые, инновационные технологии, внедряемые в современное производство;

- формирование определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в рамках образовательной программы по специальности или профессии;

- развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих;

- методически обоснованное применение конкретного материала из содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей профессионального цикла для определенной группы профессий, специальностей;

- формирование задач и практических работ с учетом профессиональной направленности и профессиональной терминологии, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Ориентация содержания на будущую профессиональную деятельность, отбор методов и форм организации обучения общеобразовательных учебных предметов должны усиливать личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Так, одним из методов опережающего освоения элементов будущих профессиональных компетенций становится введение в общеобразовательные учебные предметы тематических вопросов, связанных с освоением терминологии будущей профессиональной деятельности.

Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки усиливает связь теории с практикой, развитие профессиональной направленности личности.

Овладение базовыми, инвариантными знаниями должно сочетаться с варьируемым по объему и глубине учебным материалом, наиболее важным для той или иной профессии, специальности.

Не менее важным для обеспечения профессиональной направленности общеобразовательных учебных предметов являются вопросы о структуре учебного предмета и структуре учебного плана.

Выбор учебных тем, их комбинация с учетом групп профессий, специальностей и оптимальное распределение общеобразовательных предметов и дисциплин, междисциплинарных курсов и модулей профессионального цикла по курсам непосредственно влияет на реализацию межпредметных связей, на обеспечение опорных научных знаний для формирования профессиональных компетенций.