I. Основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования

Целью развития системы среднего профессионального образования является обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом уровне, для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

В современных условиях перед образовательными организациями, реализующими среднее профессиональное образование, стоит задача подготовки профессионально-компетентных специалистов, способных найти ответы на вызовы времени.

Основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с международными стандартами, современными потребностями экономики и общества регламентированы в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", конкретизированы в Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" <1>, Федеральных проектах "Современная школа", "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование", Стратегии развития системы среднего профессионального образования до 2030 года.

--------------------------------

<1> Направление (подпрограмма) "Совершенствование управления системой образования" утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития образования" (ред. от 15.03.2021).

В числе приоритетных направлений <2> развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.

--------------------------------

<2> Федеральный проект "Современная школа", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития образования" (ред. от 15.03.2021).

Реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой, - стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата - подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентноспособности системы среднего профессионального образования.

Уровень освоения содержания предметов общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и становится условием формирования базы профессиональных компетенций.

В последние годы фиксируется стабильное увеличение количества до 50% от общего числа выпускников 9 классов, освоивших образовательные программы основного общего образования и успешно прошедших Государственную итоговую аттестацию в общеобразовательных организациях, поступающих в профессиональные образовательные организации. Популярными среди молодежи становятся рабочие квалификации и специальности служащих. Этому способствует стремительное изменение рынка труда, быстрая смена квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества, новые условия трудоустройства, связанные с обновлением производственного оборудования, ростом заработной платы, возможностью быстрого "входа" в самостоятельную жизнь, а также, с короткими, по сравнению с высшим образованием, сроками обучения в профессиональных образовательных организациях и условиями обучения в современных колледжах.

Вместе с тем, освоение учебных предметов общеобразовательного цикла образовательной программы по профессии или специальности у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности.

В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:

- низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов в рамках получения основного общего образования, и, как следствие, отсутствие целостной системы знаний по отдельным дисциплинам.

Так, результаты проведенного в 2018, 2019 г.г. исследования качества общеобразовательной подготовки первокурсников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования по ряду учебных предметов показали, что значительная доля первокурсников не освоили программу основного общего образования. Более чем у половины обучающихся курс биологии не освоен на базовом уровне, более 40% не освоили историю, весьма значительна доля не освоивших русский язык и математику;

- стремление обучающихся осваивать только дисциплины "профессионального цикла", изучение которых, по мнению обучающихся, отвечает основной цели профессионального образования формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов (дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение);

- неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин.

Следует также выделить проблемы, связанные с организацией процесса обучения по общеобразовательным учебным предметам, их методического сопровождения, уровня профессиональной компетентности преподавателей общеобразовательного блока дисциплин:

- отсутствие широкой практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла выявляет проблемы отбора содержания общеобразовательных учебных предметов возникающих при механическом переносе требований ФГОС среднего общего образования без учета преемственности как между уровнями образования (среднее общее и среднее профессиональное), так и конкретной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования по специальности или профессии. Фактически освоение обучающимися общеобразовательного цикла регламентировано определенным набором предметных результатов без учета возможности их применять в будущей профессиональной деятельности;

- сложившаяся система распределения учебной нагрузки между преподавателями учебных предметов и дисциплин (модулей) не учитывает возможности междисциплинарного потенциала интегрированного обучения;

- организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования также не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла;

- применение учебников по общеобразовательным учебным предметам (включенных Федеральный перечень учебников) при организации получения среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, содержание которых не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль, специфику получаемой профессии или специальности.

Все вышеперечисленные проблемы сегодня требуют решений, которые должны повлиять на повышение качества общеобразовательной подготовки в СПО.

В связи с этим решение вопросов обновления методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, внедрения интенсификации за счет включения в общеобразовательную программу прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, совершенствования программ повышение квалификации педагогов с учетом обновления методик преподавания своевременны и актуальны, обозначают вектор развития общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования.