V. Механизмы реализации направлений совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования

Обозначенные направления совершенствования преподавания общеобразовательных учебных предметов программ среднего профессионального образования представляет систему взаимосвязанных между собой компонентов, каждый из которых обуславливает развитие других и требует системного организационно-методического сопровождения, включая разработку методического инструментария по применению методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения <7>.

--------------------------------

<7> Федеральный проект "Современная школа", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (ред. от 15.03.2021).

Дорожная карта федерального проекта "Современная школа" обозначает механизмы реализации задач совершенствования системы преподавания и повышения качества подготовки обучающихся по общеобразовательным учебным предметам. Такими механизмами является комплекс мероприятий, предусматривающий разработку конкретных инструментов методического и организационного сопровождения достижения заявленных количественных и качественных показателей дорожной карты:

1. Разработка методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, включающих:

- обновление содержания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования;

- актуализацию требований к условиям преподавания общеобразовательных дисциплин и подходов к проведению различных форм занятий по дисциплине в рамках данных изменений;

- разработку методических требований к учебникам и учебно-методическим пособиям по общеобразовательным учебным дисциплинам в том числе электронным;

- разработку методических рекомендаций по выбору методов, применению образовательных технологий, включая технологии дистанционного, электронного, виртуального и дополненного обучения;

- разработку учебных модулей общеобразовательных учебных дисциплин с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности с применением технологий дистанционного и электронного обучения;

- уточнение условий реализации общеобразовательных учебных предметов: материально-технической базы, программного обеспечения, методического обеспечения, рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств, контрольно-измерительных материалов, учебно-методических комплексов;

- разработку критериев и показателей оценки качества обучения по общеобразовательным учебным предметам.

2. Разработка примерных рабочих программ общеобразовательных учебных предметов, включающих учебно-методические комплексы с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей, в том числе:

- методические указания (рекомендации) по выполнению лабораторных и практических работ, предусмотренных рабочей программой;

- методические указания (рекомендации) по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов, предусмотренных рабочей программой;

- фонды оценочных средств для промежуточной аттестации;

- требования к образовательным результатам реализации образовательной программы дисциплины, требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дисциплины;

- рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства;

3. Актуализация нормативно-правового обеспечения реализации общеобразовательной подготовки, в том числе системное обновление методических рекомендаций по вопросам осуществления общеобразовательной подготовки в рамках основной профессиональной образовательной программы профессии или специальности;

4. Организация повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учебных предметов с охватом всех профессиональных образовательных организаций всех 85 субъектов Российской Федерации по вопросам внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения;

5. Апробация методик и рабочих программ общеобразовательных учебных предметов, включающая комплекс мероприятий по внедрению методик преподавания общеобразовательных учебных предметов в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций, анализ результатов апробации, корректировку методических материалов с учетом полученных результатов;

6. Актуализация перечня и разработка учебников и учебных пособий по всем общеобразовательным учебным предметам, включая элективные курсы с учетом профильной направленности профессии и специальности;

7. Проведение мониторинга внедрения интенсивной общеобразовательной подготовки в программы среднего профессионального образования.