III. Особенности реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования

Среднее профессиональное образование на базе основного общего образования реализуется в профессиональных образовательных организациях с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Образовательные программы профессии или специальности образовательные организации разрабатывают на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего (далее - ФГОС СОО) и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности.

Общеобразовательный цикл является обязательным разделом учебного плана образовательной программы и включает учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности.

В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях:

базовые учебные предметы - общеобразовательные учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;

профильные учебные предметы - общеобразовательные учебные предметы, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального на углубленном уровне с учетом профиля среднего профессионального образования, обусловленного спецификой осваиваемой профессии или специальности.

Выбор профильных учебных предметов обуславливает формирование профиля среднего профессионального образования (далее - профиль).

Образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:

естественно-научного,

гуманитарного,

социально-экономического,

технологического.

Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена).

Общеобразовательная подготовка предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне):

учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,

дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,

общие для включения во все учебные планы учебные предметы.

Общеобразовательный цикл дисциплин включает 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.

Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:

"Русский язык",

"Литература",

"Иностранный язык",

"Математика",

"История" (или "Россия в мире"),

"Физическая культура",

"Основы безопасности жизнедеятельности";

"Астрономия".

Также при реализации среднего общего образования предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта как особой формы организации образовательной деятельности обучающихся. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение периода освоения общеобразовательного (преимущественно профильного) учебного предмета в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

При реализации общеобразовательной подготовки изучается не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В целях расширения мировоззрения обучающихся, повышения учебной мотивации, формирования познавательной активности, а также пропедевтики знаний, умений профессиональной направленности в образовательную программу включаются дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, "Конструирование и 3D-моделирование", "Математическое моделирование процессов", "Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике", "Робототехника" и др.).

Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Русский язык и литература", "Общественные науки" и "Иностранные языки".

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика", "Общественные науки". <4>

--------------------------------

<4> Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, https://docs.edu.gov.ru/document/e2f7e224620a8aec7814ff53e623379b/

Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как "Общий гуманитарный и социально-экономический", "Математический и общий естественнонаучный" программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

В процессе освоения общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов образовательный процесс может быть организован в форме практической подготовки.

У обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования сохраняется право на прохождение государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и получения аттестата о среднем общем образовании.