Практика Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации
При оценке планирования и контроля милицейской операции с точки зрения статьи 2 Конвенции Европейский Суд должен уделить особое внимание контексту, в котором произошло происшествие, а также ходу развития ситуации. Его единственной задачей должна являться оценка того, свидетельствовали ли планирование и контроль операции по задержанию при данных обстоятельствах о том, что власти надлежащим образом позаботились о минимизации любого риска для жизни... и не проявляли небрежность при выборе... Принимая во внимание сложности полицейской охраны общественного порядка в современных обществах, непредсказуемость человеческого поведения и оперативные решения, которые должны приниматься с учетом приоритетов и ресурсов, обязательство по статье 2 Конвенции должно толковаться способом, не возлагающим чрезмерное бремя на власти (пункт 104 постановления от 17 декабря 2009 года по делу "Голубева против Российской Федерации").
Европейский Суд призван решить, выполнило ли государство в целом свои международные обязательства по Конвенции, а именно - свое обязательство "принять все возможные меры предосторожности при выборе средств и методов проведения секретной операции, направленной против противодействующей группы, с целью избежать и, в любом случае, минимизировать случайные потери среди гражданского населения" (пункт 265 постановления от 20 декабря 2011 года по делу "Финогенов и другие против Российской Федерации").
Любое использование силы должно быть не более чем "абсолютно необходимым" для достижения одной или нескольких целей, изложенных в подпунктах "a" - "c". Такая формулировка свидетельствует, что проверка необходимости должна быть более строгой и нуждается в более убедительных доводах, чем при обычной проверке, применяемой при оценке того, являются ли действия государства "необходимыми в демократическом обществе" в соответствии с пунктами 2 статей 8 - 11 Конвенции. Соответственно, применение силы должно быть строго соразмерным достижению допустимых целей (пункт 79 постановления от 17 декабря 2009 года по делу "Голубева против Российской Федерации").
Суд постоянно указывал, что в принципе... необходимость [применения летального оружия] не может существовать, когда известно, что лицо, подлежащее задержанию, не представляет угрозы для жизни или здоровья и не подозревается в совершении насильственного правонарушения, даже если неприменение огнестрельного оружия может привести к утрате возможности задержания преступника (пункт 49 постановления от 21 апреля 2015 года по делу "Писари против Молдовы и Российской Федерации").
Суд напоминает, что государства должны устанавливать высокие стандарты профессионализма в своих правоохранительных системах и обеспечивать, чтобы лица, служащие в этих системах, отвечали обязательным критериям; в частности, при выдаче органам полиции огнестрельного оружия необходимо не только проводить обязательное техническое обучение, но и проводить особо тщательный отбор сотрудников, которым будет позволено носить с собой это огнестрельное оружие (пункт 103 постановления от 1 декабря 2016 года по делу "Герасименко против Российской Федерации").
С учетом значения статьи 2 Конвенции в демократическом обществе Европейский Суд в своей оценке обязан подвергать лишение жизни наиболее тщательной проверке, особенно, когда летальная сила применяется умышленно, принимая во внимание не только действия государственных представителей, но и все сопутствующие обстоятельства, включая такие вопросы, как планирование и контроль рассматриваемых действий. Таким образом, при определении того, соответствовало ли применение силы статье 2 Конвенции, может иметь значение вопрос о том, была ли правоохранительная операция спланирована, и контролировалась ли она так, чтобы свести к минимуму, насколько это возможно, применение летальной силы или случайное лишение жизни (пункт 80 постановления от 17 декабря 2009 года по делу "Голубева против Российской Федерации").
Когда смертоносная сила используется в рамках проводимой органами власти "полицейской операции", трудно отделить негативные обязательства государства, предусмотренные Конвенцией, от его позитивных обязательств (пункт 208 постановления от 20 декабря 2011 года по делу "Финогенов и другие против Российской Федерации").
Европейский Суд может иногда отходить от строгого стандарта "абсолютной необходимости". Как показывают.... дела Османа, Макарациса, Майорано и других, его применение может быть просто невозможно в тех случаях, когда некоторые аспекты ситуации выходят далеко за пределы компетенции Европейского Суда, и когда органы власти должны были действовать в чрезвычайно ограниченных временных рамках, и их контроль над ситуацией был минимален (пункт 211 постановления от 20 декабря 2011 года по делу "Финогенов и другие против Российской Федерации").
[П]рименение силы лицами, находящимися на службе государства, может быть оправдано, когда оно основывается на искреннем убеждении, которое может обоснованно считаться верным в момент совершения действия, но впоследствии оказывается ошибочным (пункт 219 постановления от 20 декабря 2011 года по делу "Финогенов и другие против Российской Федерации").
[М]ассированное применение оружия неизбирательного действия... не может считаться соответствующим норме о предварительной заботе о гражданском населении, являющейся обязательным условием операций такого рода с применением представителями государства смертоносной силы (пункт 231 постановления от 20 декабря 2011 года по делу "Финогенов и другие против Российской Федерации").
[Устанавливая обстоятельства, при которых лишение жизни может быть оправдано, статья 2 Конвенции предусматривает первичную обязанность государства обеспечить право на жизнь путем создания соответствующей правовой и административной основ, определяющих ограниченные обстоятельства, в которых должностные лица могут применять силу и огнестрельное оружие, с учетом относимых международных стандартов.... В соответствии с вышеупомянутым принципом строгой соразмерности, воплощенным в статье 2 Конвенции., национальная правовая основа, регулирующая операции по задержанию, должна ставить применение огнестрельного оружия в зависимость от тщательной оценки сопутствующих обстоятельств и, в частности, от оценки характера преступления, совершенного беглецом, и опасности, которую он или она представляют (пункт 46 постановления от 10 мая 2012 года по делу "Путинцева против Российской Федерации").
[Национальное законодательство должно обеспечивать систему адекватных и эффективных гарантий против произвола и злоупотребления силой и даже против несчастных случаев, которых можно избежать... В частности, должностные лица должны быть обучены принимать решение о том, имеется ли абсолютная необходимость применять огнестрельное оружие, не только на основе буквы относимых правил, но и с надлежащим учетом приоритетности уважения человеческой жизни как фундаментальной ценности (пункт 47 постановления от 10 мая 2012 года по делу "Путинцева против Российской Федерации").
Как показывает сам по себе текст статьи 2 Конвенции, применение силы со смертельным исходом сотрудниками правоохранительных органов может быть оправдано при определенных обстоятельствах. Тем не менее статья 2 Конвенции не предоставляет им полную свободу действий. Нерегламентированные и самоуправные действия со стороны представителей государства несовместимы с фактическим соблюдением прав человека. Это означает, что, полицейские операции должны быть не только санкционированными в соответствии с национальным законодательством, но и в достаточной степени регламентированными им, в рамках системы адекватных и эффективных гарантий против произвола и злоупотребления силой... и даже против несчастных случаев, которых можно избежать (пункт 207 постановления от 20 декабря 2011 года по делу "Финогенов и другие против Российской Федерации").
[М]илиционеры не должны находиться в неведении при выполнении своих функций, будь то в контексте подготовленной операции или в ходе спонтанного преследования предполагаемого опасного лица: правовые и административные рамки должны определять предельные условия, в которых сотрудники правоохранительных органов могут применять силу и огнестрельное оружие с учетом международных стандартов, разработанных в этой области (пункт 111 постановления от 26 мая 2020 года по делу "Рамазанова и Алексеева против Российской Федерации").
Согласно практике Суда, лишь в исключительных случаях физически жестокое обращение со стороны государственных служащих, не приводящее к смерти, может свидетельствовать о нарушении статьи 2 Конвенции. Несмотря на то, что уголовная ответственность соответствующих лиц, применивших обжалованную силу, не является предметом настоящего разбирательства, инициированного на основании Конвенции, степень и характер примененной силы, равно как и умысел и цель ее применения, в числе прочих факторов могут иметь значение при оценке того, укладываются ли в конкретном деле действия государственных служащих, причинивших телесные повреждения, но не смерть, в рамки гарантий, закрепленных в статье 2 Конвенции, с учетом объекта и цели применения данной статьи (пункт 87 постановления от 1 декабря 2016 года по делу "Герасименко против Российской Федерации").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей