Практика Европейского Суда по правам человека в отношении третьих государств

Практика Европейского Суда по правам человека в отношении

третьих государств

[П]олицейские операции должны регулироваться национальным законодательством в достаточной мере, в рамках системы эффективных и адекватных гарантий против произвола и злоупотребления силой. Соответственно, Европейский Суд должен был принять во внимание не только действия представителей государства, которые реально применяли силу, но также и все сопутствующие обстоятельства, в том числе такие вещи, как планирование находящихся на рассмотрении действий и контроль за ними. Полицейские не должны пребывать в вакууме при выполнении своих обязанностей: правовые и административные инструменты должны определять ограниченный перечень обстоятельств, при которых сотрудники правоохранительных органов вправе применять силу и огнестрельное оружие, учитывая при этом соответствующие международные стандарты (пункт 249 постановления Большой Палаты от 24 марта 2011 года по делу "Джулиани и Гаджио (Giuliani and Gaggio) против Италии") <21>.

--------------------------------

<21> Прецеденты Большой Палаты Европейского Суда N 2(34)/2020. Под ред. Ю.Ю. Берестнева, пер. с англ. яз. ООО "Развитие правовых систем".

[Н]аличие "достаточных оснований" [применения летальной силы] должно определяться субъективно. В ряде дел Европейский Суд прямо отмечал, что, так как он оторван от событий, о которых идет речь, то он не может подменять своим собственным мнением оценку ситуации сотрудника полиции, который обязан был реагировать на обстановку в экстренной ситуации, чтобы предотвратить искренне воспринимаемую опасность для его жизни или жизни других людей. Скорее, Европейский Суд должен рассматривать события с точки зрения лица (лиц), действовавшего (действовавших) в состоянии необходимой обороны в момент тех событий .... Следовательно, в делах, затрагивающих статью 2 Конвенции, в которых Европейский Суд специально рассматривал вопрос о том, достаточно ли основывалось убеждение на имевшихся доводах как действительное на тот момент, он не занял позицию стороннего наблюдателя, вместо этого он попытался поставить себя в положение человека, применившего летальную силу, как при определении того, был ли человек искренне убежден в своем поведении, так и при оценке необходимости степени примененной силы (пункт 245 постановления Большой Палаты от 30 марта 2016 года по делу "Армани да Сильва (Armani Da Silva) против Соединенного Королевства") <22>.

--------------------------------

<22> Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Специальный выпуск N 3/2017. Под ред. Ю.Ю. Берестнева, пер. с англ. яз. ООО "Развитие правовых систем".

[П]рименяя данный критерий, Европейский Суд не относится к разумности как к самостоятельному требованию, а как к важному фактору при определении того, было ли убеждение честным и придерживались ли ее искренне. В [постановлении] по делу "Маккэн и другие против Соединенного Королевства" Европейский Суд выявил опасность возложения нереального бремени на сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими своих обязанностей. Исходя из этого он не установил нарушения статьи 2 Конвенции, поскольку солдаты "были искренне убеждены с учетом предоставленной им информации, ... что им надо было стрелять в подозреваемых с целью не дать им взорвать бомбу и причинить серьезные потери" .... Аналогичный подход, т.е. ориентация в первую очередь на искренность убежденности, можно увидеть во многих других делах (пункт 246 постановления Большой Палаты от 30 марта 2016 года по делу "Армани да Сильва (Armani Da Silva) против Соединенного Королевства").

Европейский Суд вообще никогда не устанавливал, что лицо, намеревающееся действовать в состоянии необходимой обороны, честно верило, что применение силы было необходимо, но устанавливал нарушение статьи 2 Конвенции на том основании, что по достаточным основаниям вера не воспринималась как обоснованная. Скорее всего, в делах о предположительной необходимой обороне Европейский Суд устанавливал нарушение статьи 2 Конвенции только в тех случаях, когда он отказывался признать, что вера была честной..., или в тех случаях, когда степень примененной силы была совершенно несоразмерна (пункт 247 постановления Большой Палаты от 30 марта 2016 года по делу "Армани да Сильва (Armani Da Silva) против Соединенного Королевства").

[И]з прецедентной практики Европейского Суда можно усмотреть, что при применении критерия, установленного по делу "Маккэн и другие против Соединенного Королевства", главный вопрос, который необходимо было разрешить, придержался ли человек честного и искреннего убеждения в том, что применение силы было необходимо. При решении данного вопроса Европейский Суд должен учесть, было ли убеждение субъективно разумным, со всесторонним учетом обстоятельств, существовавших в соответствующий период времени. Если убеждение не было субъективно разумным (то есть оно не было основано на субъективных достаточных основаниях), вполне вероятно, что Европейскому Суду будет трудно согласиться с тем, что оно было честным и ему искренне следовали (пункт 248 постановления Большой Палаты от 30 марта 2016 года по делу "Армани да Сильва (Armani Da Silva) против Соединенного Королевства").

"[А]бсолютная необходимость" для целей Конвенции требует, чтобы в случае, когда доступны различные средства, ведущие к достижению одной цели, было выбрано средство, которое влечет наименьшую опасность для жизни третьих лиц (пункт 214 постановления Большой Палаты от 24 марта 2011 года по делу "Джулиани и Гаджио (Giuliani and Gaggio) против Италии").

[С]отрудники правоохранительных органов должны быть подготовлены, чтобы уметь оценивать, имеется ли абсолютная необходимость применять огнестрельное оружие, не только на основании письма с соответствующими инструкциями, но и с учетом приоритета уважения человеческой жизни как фундаментальной ценности (пункт 250 постановления Большой Палаты от 24 марта 2011 года по делу "Джулиани и Гаджио (Giuliani and Gaggio) против Италии").

Конвенция, как ее толкует Европейский Суд, не содержит оснований для вывода о том, что сотрудники правоохранительных органов не должны иметь в своем распоряжении оружия, которое может причинить смерть, при отражении нападений на этих сотрудников (пункт 216 постановления Большой Палаты от 24 марта 2011 года по делу "Джулиани и Гаджио (Giuliani and Gaggio) против Италии").