III. Мониторинг наркоситуации в субъектах Российской Федерации

III. Мониторинг наркоситуации в субъектах

Российской Федерации

Мониторинг наркоситуации проводится антинаркотической комиссией в субъекте Российской Федерации <1>, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

--------------------------------

<1> Далее - "антинаркотическая комиссия".

Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председателем антинаркотической комиссии).

В целях организации мониторинга наркоситуации председателем антинаркотической комиссии утверждается разрабатываемое с учетом настоящего Методического пособия Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации и Порядок (Регламент) его проведения в субъекте Российской Федерации.

Решением председателя антинаркотической комиссии могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в выполнении данной работы.

Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации, обеспечивается из бюджета региона и может быть включено в государственные программы субъекта Российской Федерации.

Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе данных статистического наблюдения, информационно-аналитических материалов, предоставляемых региональными участниками по вопросам оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление запрещенных веществ, результатов социологического опроса.

Указанная информация направляется участниками мониторинга наркоситуации в аппарат антинаркотической комиссии.

При этом представление информационно-аналитических материалов участниками мониторинга осуществляется до 1 марта года, следующего за отчетным. В свою очередь данные статистического наблюдения по формам, установленным в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации, представляются в сроки согласно Приложению N 1 к Методическому пособию.

Для получения сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах потребления наркотиков в немедицинских целях и влияющих на них факторов аппаратами антинаркотических комиссий (либо иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований в соответствии с Порядком проведения социологического исследования общественного мнения (Приложение N 2 к Методическому пособию).

Выбор организации, привлекаемой к данной работе, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Аналитический отчет, подготовленный по результатам социологических исследований, направляется в аппарат антинаркотической комиссии.

Участниками мониторинга наркоситуации возможно представление данных статистического наблюдения, носящих предварительный характер. Уточненные данные представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.

На основе анализа полученной информации аппаратом антинаркотической комиссии (либо рабочей группой) осуществляется подготовка проекта доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации.

В проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации включается следующая информация:

1. Характеристика субъекта Российской Федерации (площадь территории субъекта Российской Федерации, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения на 1 января года, предшествующего отчетному, а также в среднем за год, предшествующий отчетному (с разбивкой по половозрастным характеристикам), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, миграционная ситуация).

2. Анализ (оценка и динамика) уровня и структуры потребления наркотиков в немедицинских целях на основании статистических данных, аналитических справок и (в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям) социологических исследований.

Отражается зарегистрированный и экспертный уровень распространенности потребления наркотиков в немедицинских целях, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотиков, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, смертельных отравлений наркотиками, доступность наркотиков. Также проводится анализ и оценка причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.

3. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих потребление наркотиков в немедицинских целях.

Анализ и оценка результатов работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, реабилитации и ресоциализации.

4. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики потребления наркотиков в немедицинских целях (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), ранним выявлением лиц, потребляющих наркотики, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики. Анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

5. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая, в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (с указанием новых видов наркотиков); сведения о распространении наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; анализ интернет ресурсов, распространяющих информацию о наркотиках; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений); анализ административной и судебной практики; причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.

6. Оценка результатов реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, в рамках которых осуществляются антинаркотические мероприятия.

7. Информация о ходе исполнения перечня приоритетных направлений (плана мероприятий) реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

8. Предварительная оценка состояния наркоситуации в субъекте Российской Федерации с приложением графического изображения (картограмма или картодиаграмма) статистических данных в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований) (в динамике за три года).

9. Краткосрочное (1 год) прогнозирование развития наркоситуации.

10. Проекты управленческих решений и предложения по оздоровлению наркоситуации в субъекте и в Российской Федерации в целом.

К проекту доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации прилагаются результаты социологических исследований (включая линейные распределения ответов в абсолютных числах и процентах).

Проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации аппаратом антинаркотической комиссии выносится на рассмотрение антинаркотической комиссии не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.

Председатель антинаркотической комиссии по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации принимает решение о его утверждении и направляет доклад председателю Комитета до окончания I квартала года, следующего за отчетным. Информация о дате его утверждения на заседании антинаркотической комиссии указывается на титульном листе доклада.

В целях сокращения документооборота доклад о наркоситуации в субъекте Российской Федерации за подписью высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации направляется посредством системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). При этом таблицы статистических данных к основному докладу не прикладываются. В случае предоставления доклада с использованием МЭДО направление бумажной версии документов не требуется.

Одновременно, электронные версии докладов о наркоситуации в субъектах Российской Федерации, включая таблицы статистических данных (в форматах Word, Excel), направляются в ГУНК МВД России <1>.

--------------------------------

<1> На электронные адреса сотрудников, ответственных за проведение мониторинга наркоситуации.

С учетом последующего обсуждения доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации на открытых площадках, а также опубликования выдержки из него сведения, содержащие государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, не используются.

Уточненные статистические данные и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации за подписью председателя антинаркотической комиссии (лица его замещающего), представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.