Основные ориентиры на 2022 - 2023 годы утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 27.05.2022 N 7.

III. Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов на 2021 - 2022 годы и рекомендуемые меры по их достижению

III. Основные ориентиры макроэкономической политики

государств-членов на 2021 - 2022 годы и рекомендуемые

меры по их достижению

Принятие в государствах-членах стимулирующих налогово-бюджетных мер позволило оказать необходимую поддержку бизнесу и уязвимым категориям населения. Однако в среднесрочной перспективе финансовые ресурсы сектора государственного управления в большинстве государств-членов будут недостаточными для продолжительной масштабной поддержки экономики, при этом необходима нормализация финансовой политики сектора государственного управления.

В среднесрочной перспективе необходимым условием возвращения на траекторию экономического развития должно стать проведение сбалансированной денежно-кредитной политики, учитывающей про- и дезинфляционные риски, связанные в том числе с низкой экономической активностью и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Успешный опыт развитых и динамично развивающихся стран свидетельствует, что форсирование экономического роста возможно лишь при условии опережающего притока инвестиций. Следует направить усилия на активизацию всех возможных источников долгосрочных инвестиций и расширение каналов их поступления в экономику. Важными направлениями инвестиций должны быть пополнение и модернизация основных фондов, развитие человеческого капитала, усиление инновационной активности и внедрение новых технологий. Развитие рынков капитала в сочетании с созданием эффективной инфраструктуры финансового рынка и совершенствованием законодательства государств-членов требует продолжения работы по формированию долгосрочных источников капитала.

Для кредитования совместных программ и проектов, разрабатываемых в соответствии со Стратегическими направлениями, могут быть использованы различные инструменты финансирования кредитных организаций и институтов развития, что необходимо для достижения целей, установленных стратегиями экономического развития государств-членов и Союза в целом. Упрощение взаимного доступа на финансовые рынки государств-членов и дальнейшее развитие общего финансового рынка Союза будет способствовать росту взаимных инвестиций.

Необходимость принятия экстренных мер по борьбе с распространением пандемии создала в государствах-членах условия для осознания и формирования новых приоритетов и перераспределения имеющихся ресурсов в перспективных направлениях развития экономики. В отраслевом разрезе преобладающее значение должны иметь вложения в развитие высокопроизводительных видов экономической деятельности, формирующих основу нового технологического уклада. Необходимо расширять возможности совместного использования научно-технологического и производственного потенциала Союза на основе объединения усилий по развитию и внедрению новых технологий, импортозамещению, кооперационному сотрудничеству, реализации совместных межгосударственных программ и проектов, повышению мобильности трудовых ресурсов. Использование преимуществ взаимной дополняемости экономик государств-членов будет способствовать скорейшему преодолению имеющихся структурных ограничений и позволит обеспечить более быстрый и качественный экономический прогресс в Союзе за счет мультипликативного и синергетического эффектов.

На фоне снижения доходов бизнеса и домохозяйств и сбоев в международных цепочках поставок важным направлением интеграционного сотрудничества в постпандемический период должно стать обеспечение продовольственной безопасности на основе принципов и подходов методологии ФАО для беспрепятственного и доступного снабжения продовольствием населения государств-членов.

В условиях внешних шоков необходимо обеспечить устойчивость развития Союза на основе опережающего роста взаимной торговли, совместных инвестиций, развития производственной кооперации. Достижение экономической самодостаточности не должно мешать открытости Союза для взаимовыгодного международного сотрудничества. Важно активизировать процесс формирования и введения в действие полноформатных общих рынков в соответствии с актами органов Союза, обеспечить устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений, наращивая объемы и устойчивость торговых потоков как внутри, так и за пределами Союза.

В 2021 году планируется приступить к разработке предусмотренного Стратегическими направлениями прогноза пространственного развития Союза и необходимых для его реализации совместных программ и инвестиционных проектов.

Экономическое партнерство с третьими странами, интеграционными объединениями и международными организациями должно строиться на основе взаимовыгодного сотрудничества. У Союза есть все возможности войти в ядро нового мирохозяйственного уклада, максимально использовать конкурентные преимущества государств-членов при формировании основ Большого Евразийского партнерства.

В целях скорейшего преодоления всеми государствами-членами последствий текущего экономического кризиса и выхода Союза на траекторию опережающего развития особое внимание необходимо уделить выработке гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию, выстраиванию эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, созданию и развитию высокопроизводительных, в том числе экспортно ориентированных, секторов экономики и объединению усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ.

Необходимо безотлагательно приступить к реализации Стратегических направлений. Своевременный запуск предусмотренных ими мер и механизмов позволит государствам-членам выйти на новый уровень экономического развития, расширить масштаб промышленной кооперации, увеличить количество совместных инвестиционных и инновационных проектов.

Для решения поставленных задач государствам-членам рекомендуется при проведении экономической политики реализовывать следующие меры.

Обеспечение макроэкономической стабильности и формирование благоприятных условий для восстановления предпринимательской активности и наращивания объемов инвестиций, в том числе:

поддержание стабильности цен путем реализации эффективной денежно-кредитной политики;

продолжение работ по развитию рынка капитала в государствах-членах, а также совершенствование механизмов финансирования институтами развития проектов, имеющих интеграционный потенциал, в том числе кооперационных, направленных на модернизацию и (или) расширение существующего производства;

развитие механизмов финансового рынка для расширения возможностей привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в целях реализации кооперационных проектов в рамках Союза;

обеспечение защиты конкуренции на трансграничных рынках;

развитие сотрудничества в сфере здравоохранения в части обеспечения доступности современных достижений в сфере здравоохранения, использования технологий телемедицины, оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

содействие развитию агропромышленного комплекса в целях устойчивого обеспечения населения продовольственными товарами;

дальнейшее повышение мобильности и квалификации трудовых ресурсов в рамках Союза;

развитие общего платежного пространства Союза в соответствии с Концепцией формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 20, в том числе в целях стимулирования перехода к расчетам в национальных валютах.

Создание благоприятных условий для развития производственной кооперации в обрабатывающей промышленности государств-членов, в том числе:

подготовка и принятие предложений о механизмах кредитования кооперации и производства совместно изготавливаемой продукции;

улучшение институциональных и правовых условий для активизации производственной кооперации, включая:

подготовку и согласование положения о разработке, финансировании и реализации совместных проектов Союза; разработку и реализацию евразийских межгосударственных программ, направленных на ускорение технологического развития, на основе предложений евразийских технологических платформ;

проработку подходов к формированию перечня совместных масштабных высокотехнологичных проектов, способных стать символами евразийской интеграции;

проработка инициативы создания в рамках Союза международного арбитража для рассмотрения споров по заявлениям хозяйствующих субъектов.

Развитие научно-технологического и производственного потенциала Союза, в том числе:

выработка порядка взаимного информирования государств-членов о планах в области фундаментальных и прикладных научных исследований;

разработка стратегической программы научно-технического развития Союза, имеющей рамочный характер;

определение критериев организации совместных исследований и инновационных проектов в сферах, представляющих взаимный интерес;

выработка подходов к взаимодействию государств-членов в области энергосбережения, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии и охраны окружающей среды.

Расширение возможностей внутреннего рынка Союза и взаимовыгодных отношений с третьими странами, в том числе:

выработка предложений по расширению инструментов финансирования, используемых действующими институтами развития, разработка механизмов и программ обусловленного целевого финансирования для развития догоняющих экономик регионов государств-членов;

разработка предложений по формированию общего биржевого рынка товаров в рамках Союза, в том числе рынков производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар, а также программы развития биржевых торгов товарами, по которым государствами-членами достигнута договоренность их реализации на биржевых торгах, с включением в нее мероприятий, в том числе направленных на формирование и использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен;

устранение барьеров, сокращение изъятий и ограничений, а также недопущение возникновения новых препятствий на внутреннем рынке Союза;

продолжение работы по формированию общих рынков энергетических ресурсов;

реализация мероприятий, направленных на эффективное использование транзитного потенциала, координацию развития транспортной инфраструктуры, развитие контейнерных и смешанных перевозок, создание и развитие евразийских транспортных коридоров;

разработка рекомендаций по определению механизмов создания научно-технологических консорциумов для реализации совместных инфраструктурных проектов;

проработка вопроса формирования оптово-распределительных центров продовольствия для стимулирования взаимной и внешней торговли государств-членов;

развитие электронной торговли товарами;

выработка комплекса мер по полноценной цифровизации государственных закупок в государствах-членах;

проработка возможности применения реализуемых с участием Евразийского банка развития совместных мер поддержки экспорта, включая кредитные, страховые и нефинансовые меры;

позиционирование Союза как одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства путем сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь", а также развитие взаимовыгодных отношений с третьими странами, международными организациями и интеграционными объединениями.