III. Обоснование проектов цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности и их взаимосвязи в целях достижения "цифровой зрелости"

III. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ

В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ "ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ"

Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Цифровая трансформация промышленности в настоящее время происходит неравномерно. Предприятия, ориентированные на внешние рынки, самостоятельно осуществляют цифровую трансформацию быстрыми темпами, в целях интеграции в мировую хозяйственную систему, привлекают капитал для обновления основных фондов и внедряют цифровые технологии.

С этой точки зрения замедление темпов роста российской промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и предприятий. Соответственно, для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам цифровой трансформации отдельных отраслей.

В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки обеспечения цифровой трансформации, избегая распыления средств.

Реализация проектов Стратегии ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. Руководящим принципом цифровой трансформации промышленности должно стать эффективное сглаживание влияния на развитие промышленности рисков всех уровней - глобальных, национальных и отраслевых.

Переход на повсеместное использование цифровых технологий в отраслях обрабатывающей промышленности - одна из ключевых задач, поставленных Правительством Российской Федерации.

Приоритетами реализации Стратегии являются объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке, завоевание новых позиций в мировой системе разделения труда с переходом от поставок продуктов первичной переработки отечественного сырья к развитию экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Ключевые проекты реализации Стратегии разработаны в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей, в том числе с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Стратегии и их направленность.

Реализация ключевых проектов и мероприятий Стратегии будет способствовать достижению национальных целей, предусмотренных Указом Президента России N 474 от 21 июля 2020 года, как:

- обеспечение темпа роста ВВП России выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения;

- реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года;

- реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года;

- достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики.

Для достижения "цифровой зрелости" требуется значительное государственное участие на этапе ее становления, выраженное в привлечении инвестиций, создании условий для максимального использования действующих научных и производственных активов, появлении новых участников рынка и формировании базы для развития обрабатывающих отраслей.

В этих условиях основным акцентом Стратегии является повышение технологической независимости и экономической конкурентоспособности российских производителей. С учетом необходимости комплексного развития отраслей, выделены следующие цели:

- обеспечение роста количества высокотехнологичных рабочих мест промышленных предприятий, использующих цифровые технологии;

- производство высокотехнологичной продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя ("Быстро. Качественно. Дешево.");

- увеличение доли высокотехнологичной продукции, предоставляемой по сервисной модели (товар как услуга);

- повышение эффективности работы оборудования за счет внедрения новых решений для управления загрузкой фондов;

- снижение затрат промышленных предприятий на разработку и вывод продукции на рынок за счет использования технологий цифрового моделирования и виртуальных испытаний;

- достижение цифровой зрелости обрабатывающих отраслей промышленности.

В рамках реализации Стратегии будут выполнены задачи по ускорению технологического развития Российской Федерации, обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, созданию в базовых отраслях экономике, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам российской промышленности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, укрепление экономического суверенитета России, обеспечение экономического роста, поддержание научно-технического потенциала развития в долгосрочном периоде.

Для достижения поставленных целей определены следующие ключевые задачи:

- стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;

- формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;

- формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями;

- стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок;

- стимулирование повышения производительности труда;

- стимулирование экспорта российской промышленной продукции.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии. По итогам реализации Стратегии, включающей реализацию указанных проектов, осуществление комплексной государственной поддержки цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, ожидаются следующие результаты:

- на 45% сокращено время вынужденного простоя производственных мощностей промышленных предприятий;

- на 30% снижены сроки окупаемости инвестиций в промышленные предприятия;

- в 2 раза повышена эффективность работы оборудования (OEE) на промышленных предприятиях;

- переведены в машиночитаемый формат национальные стандарты с возможностью использования в системах цифрового проектирования;

- в 1,5 раза сокращены сроки вывода высокотехнологичной продукции на рынок за счет признания результатов виртуальных испытаний;

- в 2 раза снижены затраты промышленных предприятий на разработку и вывод продукции на рынок за счет использования технологий цифрового моделирования и виртуальных испытаний;

- на 40% сокращены затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции за счет перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" и использования технологии предиктивной аналитики;

- на 50% обеспечен рост количества высокотехнологичных рабочих мест промышленных предприятий, использующих цифровые технологии.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение N 5, а не приложение N 6.

Описание модели ожидаемых результатов реализации Стратегии в качественном и количественном выражении приведена в Приложении N 6 к настоящей Стратегии.