Нормативно-правовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации посредством развития следующих направлений:
- формирование основ для комплексной модернизации законодательства, регулирующего отношения, возникающие в условиях развития современных цифровых технологий;
- создание правовых условий для обеспечения суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве, достижения стратегических целей, в том числе посредством повышения благосостояния и цифровой грамотности населения, снижения уровня бедности, ускорения технологического развития страны;
- законодательное обеспечение институциональной и инфраструктурной модернизации, обусловленной потребностями развития цифровой экономики;
- стимулирование развития и внедрения цифровых технологий в условиях взаимодействия и сотрудничества всех субъектов экономической деятельности, включение в правовое поле новых институтов цифровой экономики, определение их правового режима.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие функционирование цифровой экономики.
Действующие нормы законодательства не обеспечивают в полной мере системного подхода к развитию цифровой трансформации промышленности. Применение несистематизированных правовых требований, разработанных для традиционной экономики, к отдельным механизмам цифровой экономики, направленной на обеспечение цифровой трансформации промышленности, приводит к фрагментарности регулирования и не позволяет реализовать преимущества применения цифровых технологий. На отрицательное состояние правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, влияет и отсутствие единообразного понятийного аппарата.
Перевод экономических отношений в цифровую среду для промышленных предприятий, участвующих в сложных кооперационных цепочках, не позволяет в полной мере применять нормы классических правовых конструкций к новым отношениям (в особенности касающимся различных видов информационных ресурсов, процессов сбора информации и условий доступа к ней, электронного документооборота).
Вместе с тем отношения, возникающие в процессе экономически активной деятельности предприятий в цифровой среде, обладают спецификой в части их объекта, субъектного состава, условий возникновения, изменения и прекращения. Эти отношения затрагивают интересы различных субъектов права, что требует совершенствования вопросов их взаимодействия, а также пределов дискреции органов государственной власти. Отсутствие выработанных подходов к регламентации отношений, возникающих в связи с цифровой трансформацией промышленности, не позволяет принимать системные правовые решения.
Правовые ограничения для эффективного развития цифровых технологий имеются во всех отраслях законодательства. Некоторые из них характерны для всех отраслей законодательства, другие специфичны для конкретной отрасли, что не снижает актуальности решения возникающих в связи с этим правовых проблем и является предметом нормативно-правового регулирования при реализации настоящей Стратегии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей