Приложение N 1

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Статус реализации проектов Стратегии:

новые, с действующими элементами

Срок реализации:

2021

2030

Вызовы:

-

низкая производительность труда

-

нерациональное использование ресурсов

-

низкая эффективность производственных мощностей

-

высокая доля брака

-

длительный "time to market"

-

высокая стоимость владения продукцией

-

высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек

Что делаем?

- Повышаем эффективность использования основных фондов, сырья и материалов

- Расширяем технологические, производственные и сбытовые возможности промышленных предприятий

- Обеспечиваем доступность информации о технологических и производственных возможностях промышленных предприятий

- Внедряем широкое использование смарт-контрактов

- Переходим к модели гибкого конвейерного производства (производство кастомизированной продукции "под клиента")

- Внедряем технологии предиктивной аналитики, в том числе для перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" (SCADA, EAM и другие)

- Внедряем сервисную модель реализации промышленной продукции

- Обеспечиваем широкий доступ к технологиям (к эффекту от технологий)

- Сокращаем срок вывода продукции на рынок

- Создаем универсальные маркетплейсы с ресурсами для создания и реализации продукции (от идеи до рынка)

- Формируем единые форматы данных (библиотеки), создаем референтные архитектуры

- Повышаем долю промышленных предприятий, использующих технологии промышленного интернета вещей и "цифровых двойников"

- Разрабатываем и внедряем российское инженерное программное обеспечение и цифровые платформы по ключевым классам (CAD/CAE/CAM/PLM/MES/PDM/MDM и др.)

- Устанавливаем условия допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупке отечественного ПО)

- Создаем биржу компетенций в целях увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе, эффективности использования человеческого капитала в промышленной сфере

- Создаем сервисы, нивелирующие нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющие обеспечить повышение производительности труда

Как действуем?

- Принимаем федеральный закон "О промышленных данных"

- Оказываем методическую поддержку промышленных предприятий по вопросам оптимизации использования производственных мощностей и формирования кооперационных цепочек

- На базе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) создаем биржу мощностей промышленных предприятий (с последующей коммерциализацией по ГЧП)

- Сокращаем время формирования промышленных данных за счет перехода от отраслевой статистики и опросов к цифровым паспортам, формируемым на базе ГИСП на основе первичных сведений и доступным online

- Оказываем поддержку внедрения технологий предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей (субсидии на внедрение)

- Вносим изменения в федеральные законы "О промышленной политике в РФ" и (или) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" в части стимулирования промышленных предприятий к переходу на сервисную модель и "ремонты по состоянию"

- Поддерживаем внедрение цифровых платформ для производства кастомизированной продукции и масштабное применение технологии промышленного интернета вещей (субсидии на внедрение)

- Вносим изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности в части возможности осуществления ремонта по состоянию

- Поддерживаем создание банков данных материалов, технологий и цифровых двойников продукции

- Переводим национальные стандарты в машиночитаемый формат с возможностью использования в системах цифрового проектирования

- Формируем национальную систему сертификации на базе "цифровых двойников" и виртуальных испытаний

- Поддерживаем создание и развитие инфраструктуры испытательных полигонов

- Вносим изменения в нормативные правовые акты в части признания результатов виртуальных испытаний

- Формируем цифровые паспорта промышленных предприятий

- Комплексируем меры государственной поддержки: объединяем разрозненные меры в единый сценарий обслуживания, согласованный со стадиями жизненного цикла производства и производимой продукции

- Вносим изменения в нормативные правовые акты в части установления условий допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупке отечественного ПО)

- Оказываем финансовую поддержку проектам по разработке и внедрению российского инженерного ПО (льготные займы, льготный лизинг, субсидии на разработку и внедрение)

- Оказываем поддержку внедрения "цифровых двойников" производства, продукции, материалов, технологических процессов и развития инфраструктуры с ними (субсидии на внедрение)

- На базе ГИСП создаем сервисы "интеллектуальных помощников" с применением технологий искусственного интеллекта

- На базе ГИСП создаем биржу компетенций для работников, занятых в промышленности (с последующей коммерциализацией по ГЧП)

- На базе ГИСП создаем систему распределения заказов для высококвалифицированных сотрудников (с последующей коммерциализацией по ГЧП)

Кто делает?

Головное ведомство:

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - Собственник проекта

Другие ведомства-участники:

-

Министерство экономического развития Российской Федерации - Ответственный за реализацию

-

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Ответственный за реализацию

-

Министерство финансов Российской Федерации - Ответственный за реализацию

-

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - Ответственный за реализацию

-

Федеральная антимонопольная служба - Ответственный за реализацию

-

Ростехнадзор - Ответственный за реализацию

-

ВЭБ.РФ - Ответственный за реализацию

-

Институты развития - Ответственный за реализацию

-

Промышленные предприятия - Иные стейкхолдеры

-

ЕЭК - Иные стейкхолдеры

-

ЦРПТ - Иные стейкхолдеры

-

ИТ-отрасль - Иные стейкхолдеры

Результаты:

К 2022 году

-

Запущена биржа компетенций на базе ГИСП

-

На 50 процентов сокращено время формирования промышленных данных за счет перехода от отраслевой статистики и опросов к цифровым паспортам, формируемым на базе ГИСП на основе первичных сведений и доступным online

-

40% национальных стандартов переведено в машиночитаемые форматы с возможностью использования в системах цифрового проектирования

К 2024 году

-

30% высококвалифицированных работников, занятых в промышленности, получают заказы с использованием цифровых платформ (маркетплейсов)

-

На 25% сокращены затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции за счет перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" и использования технологии предиктивной аналитики

-

На 50% повышена фондоотдача за счет использования кооперационных цепочек

-

На 45% сокращено время вынужденного простоя производственных мощностей

-

В 1,5 раза сокращены сроки вывода высокотехнологичной продукции на рынок за счет признания результатов виртуальных испытаний

-

На 30% снижены сроки окупаемости инвестиций в российские промышленные предприятия

-

Создана биржа мощностей промышленных предприятий на базе ГИСП

К 2030 году

-

Рост количества высокотехнологичных рабочих мест промышленных предприятий, использующих цифровые технологии, обеспечен на 50%

-

Промышленное производство будет выпускать не менее 70% высокотехнологичной продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя ("Быстро. Качественно. Дешево.")

-

Доля высокотехнологичной продукции, предоставляемой по сервисной модели (товар как услуга), будет составлять не менее 40%

-

В 2 раза повышена эффективность работы оборудования (OEE) за счет внедрения новых решений для управления загрузкой фондов

-

В 2,5 раза снижены затраты промышленных предприятий на разработку и вывод продукции на рынок за счет использования технологий цифрового моделирования и виртуальных испытаний

-

Достигнута цифровая зрелость обрабатывающих отраслей промышленности

Бенефициары:

-

Граждане

-

Промышленные предприятия

-

Инвесторы

Ресурсы:

-

Средства национальной программы "Цифровая экономика РФ"

-

ГЧП

-

Внебюджетные средства

Связь с показателями национальных целей

-

Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления

-

Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза

-

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

-

Возможности для самореализации и развития талантов