1.1. Глобальные риски

1.1. Глобальные риски.

Глобальные политические (геополитические) риски связаны с возможностью возникновения международных и локальных политических и военных конфликтов, крупных стихийных бедствий, принятия зарубежными странами политических решений, которые могут негативно сказаться на результатах деятельности российских компаний и на достижении целевых показателей экономического развития России.

Минимизация влияния данных рисков возможна за счет обеспечения участия и повышения роли России в решении глобальных и региональных международных проблем, международных усилиях по поддержанию международного мира и безопасности, диверсификации рынков сбыта основных экспортных товаров.

Глобальные экономические риски обусловлены возможностью ухудшения мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры, что неизбежно повлечет за собой сокращение доходов от экспорта российских товаров, свертывание или замораживание международных инвестиционных проектов с участием России, приведет к ухудшению позиций российской промышленности на мировом рынке. Сохраняющаяся высокая зависимость показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию не только фундаментальных, но и спекулятивных факторов, и не может быть точно спрогнозирована. Это снижает точность прогнозов социально-экономического развития, снижает эффективность системы стратегического управления. Резкое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках может ставить под угрозу достижение целей Стратегии и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых индикаторов Стратегии, объем и сроки реализации основных мероприятий.

Минимизация влияния данного риска возможна на основе реализации мер, связанных с развитием новых рынков и высокотехнологичных отраслей промышленности, в меньшей степени зависящих от цен на энергетические и сырьевые ресурсы.

Помимо этого, риски выполнения Стратегии связаны с дальнейшим и значительным усилением международной конкуренции, девальвирующей ресурсы и возможности, направляемые на развитие промышленности. Рост конкуренции на мировых рынках высокотехнологичной продукции, динамичное развитие инновационных секторов экономики в странах с относительными конкурентными преимуществами в сфере рынка труда и условий ведения бизнеса может ограничить эффект от реализации мероприятий Стратегии, направленных на цифровую трансформацию промышленности. С учетом сложившейся относительно низкой доли России на мировом рынке высокотехнологичной продукции данный риск является значительным, однако он может быть снижен на основе реализации мероприятий, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды и совершенствование государственного и муниципального управления, полномасштабному переходу на использование цифровых технологий в обрабатывающем секторе экономики.

Важным фактором снижения данного риска является отбор приоритетных, наиболее перспективных направлений инноваций для государственной поддержки и стимулирования их внедрения, выявление рыночных ниш, в которых российская высокотехнологичная продукция может успешно конкурировать с наиболее развитыми аналогами, производимыми в зарубежных странах.

Глобальные регуляторные риски связаны с возможными изменениями международных норм в области внешней торговли, технического регулирования, норм таможенного законодательства Таможенного союза. Кроме того, в данную группу включены риски, связанные с порядком и механизмом взимания и распределения таможенных платежей в Таможенном союзе, последствия вступления России во Всемирную торговую организацию, а также риски, связанные с формированием Единого экономического пространства.