Национальные политические риски связаны с реализацией государственной политики в сопряженных секторах и возможностью принятия политических решений, изменяющих условия реализации Стратегии. К политическим можно отнести и риски принятия социально-ориентированных решений, сдерживающих структурные преобразования в российской промышленности.
С политическими рисками связана и социальная сторона реализации Стратегии. Решение задач Стратегии с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации, а с другой, реструктуризация и модернизация промышленных производств неизбежно приведет к сокращению занятых в промышленности и связанное с этим возникновение социальной напряженности в отдельных регионах.
Снизить данные риски можно путем эффективной реализации проектов развития новых кластеров - поддержкой региональных кластерных инициатив - путем формирования скоординированных с промышленными предприятиями программ целевой подготовки и переподготовки кадров в целях повышения компетенций, необходимых в условиях цифровой трансформации.
К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, травматизм, скрытую безработицу, отток кадров российских предприятий в представительства зарубежных компаний. Помимо этого, высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию цифровой трансформации промышленности. Существующие различия обуславливают разный уровень финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по поддержке реализации мероприятий Стратегии; поддержка кластерного принципа размещения промышленных предприятий не решает проблемы межведомственной и межуровневой координации органов государственной власти и местного самоуправления, избыточным вмешательством государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Поддержка отдельных приоритетных проектов в отдельных секторах экономики и в отдельных территориях в рамках настоящей Стратегии может привести к дальнейшему росту межрегиональных различий в качестве деловой и инвестиционной среды и политическому блокированию отдельных мероприятий.
Минимизация данного риска возможна на основе обеспечения активного участия заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и политических сил в реализации настоящей Стратегии, реализации связанных бюджетных целевых программ на уровне субъектов Российской Федерации в рамках развития системы стратегического управления в Российской Федерации.
Главным внутренним экономическим риском реализации положений Стратегии является осуществление инерционного сценария развития российской экономики, связанного с сохранением структурных деформаций и снижением конкурентоспособности отечественных производств, дальнейшим усилением зависимости от конъюнктуры мировых товарных рынков. В такой ситуации снижаются стимулы и возможности реализации программ, направленных на трансформирование промышленного сектора, поддержку разработки и внедрения отечественных ИТ-решений в реальный сектор экономики, сокращаются объемы доступного финансирования и эффекты государственных капитальных вложений. Сохранение тенденций по снижению темпов роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, вероятность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и технологии, высокие проценты по кредитам, последствия мирового финансово-экономического кризиса могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации Стратегии.
С экономическими рисками связаны и финансовые. Финансовые риски в основном обусловлены неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных компаний (низкая прибыльность или убыточность текущего производства), высокой финансовой нагрузкой на компании (практически все компании на данный момент имеют значительные портфели кредитов), сложностью возврата кредитов из-за больших сроков окупаемости, отсутствие свободных оборотных средств для осуществления программ цифровой трансформации.
Внутренние правовые риски связаны с необходимостью совершенствования правового регулирования. Пробелы в законодательной и нормативной правовой базе ограничивают действия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив развития цифровых технологий. Требуют совершенствования нормативные правовые документы в области технического регулирования, налогового и бюджетного законодательства. Сложность административной процедуры разработки и утверждения нормативных правовых, технических и технологических документов может привести к срыву сроков реализации мероприятий Стратегии.
Внутренние административно-управленческие и регуляторные риски обусловлены возможностью принятия неэффективных организационных решений вследствие неактуальности планирования, запаздывания согласования мероприятий Стратегии, нескоординированности программ цифровой трансформации федерального и регионального уровня, инертности органов государственной власти и местного самоуправления, распространенности формального подхода к внедрению управленческих новаций.
Внутренние технологические риски связаны с состоянием основных фондов российской промышленности. С учетом того, что степень износа основных фондов в обрабатывающих отраслях промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде, а также возникновения дополнительных расходов при создании новых и техническом перевооружении старых производств, недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение цифровых технологий, а также выведение новых продуктов на рынок. Технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства, могут осложнить переход к внедрению цифровых технологий в промышленности, учитывая, что иностранные производители не стремятся реализовывать передовые технологии в российском производстве. К внутренним технологическим рискам также относятся риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования.
На минимизацию инновационных рисков будут направлены мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций.
Помимо вышеперечисленного, реализация проектов в рамках Стратегии подвержена влиянию коммерческих рисков. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на промышленную продукцию. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски длительного вывода нового продукта на рынок. Минимизация коммерческих рисков будет осуществляться за счет применения инструментов проектного финансирования и управления.
Недостаточно эффективное противодействие влиянию представленного выше комплекса рисков способно воспрепятствовать реализации настоящей Стратегии в полном объеме.
В рамках полномочий Минпромторга России управление перечисленными рисками будет реализовано через гибкий механизм координации программных инструментов и управленческих решений органов, вовлеченных в реализацию Стратегии.
Риски отраслевого уровня связаны с доминированием отдельных проблем, препятствующих развитию той или иной отрасли или сегмента промышленности. Риски отраслевого уровня могут быть связаны с воздействием на объем и качественные характеристики спроса на производимую продукцию, влиянием на текущую конкурентоспособность промышленной продукции (стоимость ресурсов и конкурентоспособность производства), а также влиянием на объем инвестиций.
Отраслевые риски, воздействующие на спрос, включают в себя:
- ограниченность объемов внутреннего спроса, возможное его сокращение из-за влияния ценовых факторов или предпочтений потребителя;
- значительную конкуренцию со стороны импортных товаров, в том числе связанную с импортом контрафактных товаров, демпингом и т.д.;
- высокие барьеры на экспортных рынках, в том числе нетоварные барьеры, торговые ограничения и запреты.
Отраслевые риски, влияющие на стоимость производственных ресурсов и, как следствие, себестоимость продукции, это, в частности:
- большая социальная нагрузка, включая вероятность принятия на региональном и местном уровне решений, затрагивающих расходы предприятий;
- высокая или нестабильная стоимость сырья и материалов;
- зависимость от тарифов естественных монополий.
Отраслевые риски, влияющие на конкурентоспособность производства, включают в себя:
- накопленный износ мощностей, вероятность аварий и нарушения производственного цикла по технологическим причинам;
- технологическая отсталость и потенциальная неспособность выпуска обновленной продукции;
- низкая квалификация сотрудников.
Отраслевые риски, влияющие на объем инвестиций, представляют собой ограничения привлекательности инвестиций:
- нехватка или дефицит собственных ресурсов предприятия;
- недостаток производственной и логистической инфраструктуры;
- отсутствие доступных предложений со стороны финансовых организаций (отсутствие финансирования, доступного для конкретной отрасли).
Часть из отраслевых рисков (накопленный износ мощностей, технологическая отсталость, и др.) распространена в большинстве отраслей. Указанные риски могут рассматриваться как системные, вплоть до признания их национального уровня. Другие риски характерны только для отдельных отраслей, либо их значимость существенно отличается от отрасли к отрасли. Решение подобных проблем, сокращение связанных с ними рисков непосредственным образом осуществляется за счет реализации мероприятий данной Стратегии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей