<Письмо> Росприроднадзора от 05.07.2021 N АА-10-01-34/20988 "О рассмотрении обращения"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 5 июля 2021 г. N АА-10-01-34/20988

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела поступившее обращение, касающееся вопросов обращения с отходами (далее - Обращение), и рамках компетенции сообщает следующее.

Перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, установлен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение).

Согласно п. 5.1.3. Положения Росприроднадзор осуществляет, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.

Деятельность по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (как указано в Обращении) к компетенции Росприроднадзора не относится.

Вместе с тем, правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), лицензирования отдельных видов деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).

Порядок лицензирования деятельности и осуществления лицензионного контроля деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности определены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензирование N 2290).

Перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, установлен приложением к Положению о лицензировании N 2290.

В ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ даны основные понятия в сфере обращения с отходами, в том числе определения таким понятиям, как отходы производства и потребления, транспортирование отходов.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ, а также с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Отходы, включенные в ФККО подлежат регулированию Федеральным законом N 89-ФЗ.

В случае если хозяйствующий субъект предполагает осуществление работ или осуществляет работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности, то получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, в части работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, является необходимым условием осуществления лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ.

Пунктом 3 Положения о лицензирование N 2290 установлены лицензионные требования, предъявляемые, в том числе к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами.

Подпунктом "б" п. 3 Положения о лицензирование N 2290 определены, лицензионные требования для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности.

Перечень сведений и документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, которые соискателю лицензии необходимо представить в лицензирующий орган для получения лицензии, в части работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, определен п. 5, пп. "б" п. 6 Положения о лицензировании N 2290.

Исходя из вышеизложенного, соискатель лицензии имеет возможность получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, при соблюдении лицензионных требований, установленных пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании N 2290, и представления в лицензирующий орган перечня сведений и документов, определенных п. 5, пп. "б" п. 6 Положения о лицензировании N 2290.

Вместе с тем нормами природоохранного законодательства не определена обязанность хозяйствующих субъектов контролировать наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами, в том числе по транспортированию отходов I - IV классов опасности, у перевозчика, при заключении договора на перевозку отходов I - IV классов опасности железнодорожным транспортом.

При этом следует иметь в виду, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит.

Наличие лицензии на деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов не освобождает хозяйствующий субъект от обязанности получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Одновременно с тем ст. 16 Федерального закона N 89-ФЗ определены требования к транспортированию отходов.

Частью 2 ст. 16 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. До настоящего времени указанный порядок не разработан.

Рассмотрение обращений, по вопросам соблюдения требований законодательства в области транспортирования грузов, в том числе железнодорожным транспортом, относится к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации.

Обращаем внимание, что направление документов, подписанных электронной цифровой подписью, является мерой, обеспечивающей минимизацию рисков распространения коронавирусной инфекции, и в дальнейшем при необходимости Вам может быть представлен ответ, подписанный собственноручно.

Заместитель Руководителя

А.М.АМИРХАНОВ