Вопросы устойчивого развития и борьбы с климатическими изменениями все чаще становятся объектом внимания органов исполнительной власти и органов регулирования финансовых рынков разных стран. Оценка рисков и возможностей, связанных с изменениями климата, отношением к окружающей среде, взаимоотношениями с обществом в целом и локальными сообществами, соблюдением прав человека и другими вопросами устойчивого развития, становится актуальной глобальной тенденцией и будет определять направления экономической и финансовой повестки в ближайшем будущем.
Под "устойчивым развитием" в глобальном контексте понимается развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности <1>. Концепция устойчивого развития предусматривает три взаимосвязанных между собой вектора развития: экономический, социальный и экологический <2>. Каждое из направлений не может рассматриваться в отрыве от двух других, таким образом, модель устойчивого развития является трехмерной и предполагает, что мировая система должна одновременно развиваться во всех трех направлениях.
--------------------------------
<1> Brief for GSDR 2015. The Concept of Sustainable Development: Definition and Defining Principles. https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/5839GSDR%202015_SD_concept_definiton_rev.pdf
<2> GRI 101: FOUNDATION 2016. https://www.globalreporting.org/media/wwvkhymd/gri-standards-consolidated-2020.pdf?g=419257b1-08c5-497a-a7ad-fc7b8e7445d3#page=4&zoom=100,0,0
Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года <3>, и Парижское соглашение от 12 декабря 2015 года, принятое 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и подписанное от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 года (далее - Парижское соглашение по климату), создали юридическую и идеологическую основу для нового глобального перераспределения потоков капитала в пользу рынков, обеспечивающих продвижение целей устойчивого развития.
--------------------------------
<3> Декларация "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года. https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf
Повышению эффективности такого перераспределения потоков капитала способствуют разработанные заинтересованными международными организациями рекомендации, методологические руководства и стандарты для участников финансовых рынков, направленные на повышение прозрачности компаний и доступности информации нефинансового характера, связанной с их деятельностью. Примерами таких организаций являются Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI), Глобальный договор ООН (United Nations (UN) Global Compact), Совет по стандартам отчетности устойчивого развития (Sustainability Accounting Standards Board, SASB), Международный совет по интегрированной отчетности (The International Integrated Reporting Council, IIRC) <4> и другие. Ассоциация по продвижению Принципов ответственного инвестирования (PRI Association) (Principles for Responsible Investment, PRI) была специально создана в партнерстве с Финансовой инициативой Программы по окружающей среде ООН (United Nations Environment Programme Finance Initiative (UNEP FI) и Глобальным договором ООН для развития методологической базы по ответственному инвестированию как деятельности, содействующей переориентации потоков капитала на финансирование устойчивого развития.
--------------------------------
<4> 9 июня 2021 года IIRC и SASB объявили о слиянии и создании Фонда отчетности по вопросам создания стоимости (Value Reporting Foundation).
Ответственное инвестирование - это концептуальный подход к инвестированию, основанный в том числе на учете в инвестиционной деятельности, осуществлении оценки и мониторинга объектов инвестиций факторов, связанных с окружающей средой (в том числе экологических факторов и факторов, связанных с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением (ESG-факторы <5>), рисков и возможностей, которые указанные факторы создают для объектов инвестиций, а также в добросовестном осуществлении прав акционера и взаимодействии с обществами - объектами инвестиций. Ответственное инвестирование для институциональных инвесторов отвечает фидуциарным обязанностям действовать добросовестно и разумно в интересах своих клиентов и выгодоприобретателей, способствуя повышению надежности и доходности инвестиций для указанных лиц <6>.
--------------------------------
<5> Термин Environmental, Social and Governance (ESG) factors - ESG-факторы широко используется для обозначения факторов, связанных с окружающей средой (в том числе экологических факторов и факторов, связанных с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением. Этот термин появился в докладе "Who Cares Wins. Connecting Financial Markets to a Changing World", подготовленном в 2004 году под эгидой Глобального договора ООН по призыву Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. В докладе, в частности, подчеркивалось, что учет ESG-факторов при проведении инвестиционного анализа и принятии инвестиционных решений будет в конечном счете способствовать повышению надежности и устойчивости финансовых рынков, а также служить устойчивому развитию общества. Широкое употребление термин "ESG-факторы" получил с принятием Ассоциацией по продвижению принципов ответственного инвестирования в 2006 году Принципов ответственного инвестирования, в которых говорится о важности учета ESG-факторов в инвестиционном процессе. На конец 2020 года количество организаций, заявивших о соблюдении Принципов ответственного инвестирования, составило 3038, а общая величина активов под управлением таких организаций превысила 103,4 трлн долларов США. https://www.unpri.org/pri/about-the-pri
<6> См. также информационное письмо Банка России от 15.07.2020 N ИН-06-28/111 "О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования".
Ответственное инвестирование способствует созданию инвестиционного портфеля с приемлемым для инвестора соотношением риска и доходности, поскольку риски, связанные с ESG-факторами, с высокой вероятностью могут трансформироваться в финансовые риски и привести к снижению стоимости соответствующего актива.
Риски и возможности всегда были важным аспектом инвестиционного анализа и прогнозирования доходности инвестиций. Но по мере реализации странами своих обязательств, принятых в рамках Парижского соглашения по климату, принятия планов по введению отдельными странами трансграничного углеродного регулирования, идентификация, оценка и сравнение рисков и возможностей, связанных с ESG-факторами, стали особенно востребованны при осуществлении инвестиционной деятельности.
Учитывая то, что значительная часть целей устойчивого развития (далее - ЦУР, перечень ЦУР приведен в Приложении 1) <7> посвящена вопросам окружающей среды и развития общества, при использовании концепции ответственного инвестирования фокус внимания инвесторов направлен на те активы, которые обеспечивают вклад в достижение ЦУР. Такое внимание со стороны инвесторов способствует рассмотрению связанных с устойчивым развитием вопросов на заседаниях совета директоров, интеграции указанных вопросов в стратегию, систему корпоративного управления, бизнес-модель организаций. Таким образом, развитие ответственного инвестирования способствует внедрению в компаниях подходов по ответственному ведению бизнеса и достижению ЦУР.
--------------------------------
<7> Предусмотрены Повесткой дня в области устойчивого развития до 2030 года, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года.
Соотношение ответственного инвестирования, учета ESG-факторов и ЦУР показано на рисунке 1.
РИСУНОК 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТВЕТСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ, УЧЕТА ESG-ФАКТОРОВ И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
Помимо запроса ответственных инвесторов на информацию, связанную с ESG-факторами, организациям в современном мире все больше приходится учитывать запросы иных заинтересованных лиц - работников, профсоюзов, местных сообществ, органов исполнительной власти, неправительственных организаций, решения которых также могут оказывать влияние на деятельность организации <8>. Для указанных лиц важно, какое воздействие деятельность организации оказывает на окружающую среду, в которой живут они и будут жить их дети, на социум и на экономику, какую роль играет организация в достижении общечеловеческих ценностей, сформулированных в ЦУР. В отличие от инвесторов, такие заинтересованные лица обращают внимание не на финансовые показатели организации, а на то, способствует ли деятельность организации тому, чтобы сделать мир вокруг нас лучше. Хотя интересы инвесторов, акционеров и иных заинтересованных лиц могут различаться, грань между оценкой деятельности организации с точки зрения создания и приумножения ее стоимости (инвестиционный подход) и с точки зрения общечеловеческих ценностей и соответствия ЦУР все более и более размывается. В конечном счете для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе становится важно и то, и другое.
--------------------------------
<8> Для обозначения заинтересованного лица также распространено употребление термина "стейкхолдер" (stakeholder).
Как следует из доклада Всемирного экономического форума, затрагивающего вопросы раскрытия информации в области устойчивого развития, опубликованного в сентябре 2020 года <9>, вероятность создания долгосрочной стоимости в области устойчивого развития выше для тех компаний, которые увязывают свои корпоративные цели с долгосрочными целями человечества, сформулированными в ЦУР, обеспечивая через них достижение позитивных результатов как для своего бизнеса, так и для экономики, общества и планеты в целом.
--------------------------------
<9> World Economic Forum. Measuring Stakeholder Capitalism: Towards Common Metrics and Consistent Reporting of Sustainable Value Creation. 22 September 2020. https://www.weforum.org/reports/measuring-stakeholder-capitalism-towards-common-metrics-and-consistent-reporting-of-sustainable-value-creation
Характерным подтверждением роста значимости всех заинтересованных лиц для современных корпораций стала декларация "О целях корпорации", подписанная главами 181 крупнейших американских компаний, входящих в Ассоциацию "Круглый стол по бизнесу", 19 августа 2019 года <10>. В декларации заявлен переход от создания стоимости для акционеров к созданию стоимости и блага для всех заинтересованных лиц, включая акционеров. На международном уровне о переходе от парадигмы, в которой главной целью корпорации считается получение прибыли и создание стоимости для акционеров, к новой, устанавливающей целью деятельности корпорации создание устойчивой стоимости для всех заинтересованных лиц, заявил Всемирный экономический форум в конце 2019 года <11>.
--------------------------------
<10> https://www.businessroundtable.org/business-roundtable-redefines-the-purpose-of-a-corporation-to-promote-an-economy-that-serves-all-amencans
<11> Davos Manifesto 2020: The Universal Purpose of a Company in the Fourth Industrial Revolution. https://www.weforum.org/agenda/2019/12/davos-manifesto-2020-the-universal-purpose-of-a-company-inthe-fourth-industrial-revolution/
По мере распространения в мире ответственного подхода к инвестированию и растущего запроса со стороны инвесторов и иных заинтересованных лиц на доступность для анализа данных об учете компаниями ЦУР, воздействии организации на окружающую среду, социальную сферу и экономику, пояснений того, как учитываются ESG-факторы и связанные с ними риски и возможности, раскрытие нефинансовой информации, содержащей такие сведения, стало приобретать все большую актуальность для публичных акционерных обществ (далее - Общества). Обеспечение прозрачности нефинансовой стороны деятельности Общества и раскрытие нефинансовой информации для всех заинтересованных лиц делает возможным более адекватную оценку рисков и позволяет на качественно ином уровне судить о долгосрочной финансовой устойчивости Общества. Кроме того, раскрытие нефинансовой информации является важным фактором, мотивирующим Общества на выстраивание своих бизнес-моделей и стратегий с учетом соответствующих запросов заинтересованных лиц. Это обеспечивает более сбалансированное и устойчивое развитие экономики и общества в целом.
Вышеуказанные тенденции способствовали формированию в международной практике <12> так называемой концепции "двойной существенности", презюмирующей ценность раскрытия нефинансовой информации об учете организацией ESG-факторов и связанных с ними рисков и возможностей (нефинансовые факторы, которые могут с высокой вероятностью привести к изменению финансовых показателей), а также информации о влиянии организации на внешний мир - окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу и экономику (долгосрочное создание стоимости в области устойчивого развития).
--------------------------------
<12> European Commission. Guidelines on reporting climate-related information. https://ec.europa.eu/info/files/190618-climate-related-information-reporting-guidelines_en
С учетом указанного подхода, настоящие Рекомендации призваны помочь Обществам обеспечить качественное раскрытие нефинансовой информации, которая будет релевантной, полезной, последовательной, сопоставимой с показателями, характеризующими деятельность как данного Общества, так и с показателями деятельности иных Обществ, и может использоваться как самими Обществами для более выгодного привлечения финансовых ресурсов, так и всеми заинтересованными лицами для более взвешенного принятия решений в отношении таких Обществ.
Настоящие Рекомендации в первую очередь разработаны для применения Обществами в качестве методического материала, но могут быть использованы любыми иными организациями, заинтересованными в развитии информационной прозрачности своей деятельности, эффективной организации и осуществлении раскрытия информации о ESG-факторах, а также в целях повышения эффективности реализации советом директоров (наблюдательным советом) <13> стратегических и контрольных функций, повышения ответственности исполнительных органов за ведение бизнеса с учетом ESG-факторов, повышения инвестиционной привлекательности организаций, улучшения их взаимодействия со всеми заинтересованными лицами.
--------------------------------
<13> Далее по тексту используется термин "совет директоров".
Рекомендации призваны создать единую, непротиворечивую, основанную на принципах верхнеуровневую методологию по раскрытию нефинансовой информации, которая может быть использована Обществами и иными организациями из разнообразных секторов экономики с любым масштабом бизнеса для предоставления общественности существенной информации о воздействии таких организаций на окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу (в том числе на соблюдение прав человека) и экономику, а также об учете ESG-факторов в деятельности Общества и связанных с ними рисках и возможностях (с учетом отраслевой специфики, характера и масштаба деятельности Общества).
Настоящие Рекомендации подготовлены с учетом положений международных стандартов и наднациональных актов по раскрытию нефинансовой информации (приведены в Приложении 2) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и основаны на принципах и положениях Кодекса корпоративного управления, рекомендованного Банком России к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам (далее - Кодекс корпоративного управления) <14>.
--------------------------------
<14> Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
Так, пунктом 288 Кодекса корпоративного управления Обществу рекомендовано наряду со сведениями, предусмотренными законодательством, в том числе дополнительно раскрывать:
1) сведения о миссии, стратегии, корпоративных ценностях, задачах Общества и политиках, принятых в Обществе:
2) сведения в области социальной и экологической ответственности Общества.
Пункт 291 Кодекса корпоративного управления предусматривает необходимость раскрытия Обществом следующей информации в области социальной и экологической ответственности:
1) политики Общества в социальной и экологической сфере;
2) отчет Общества об устойчивом развитии, составленный в соответствии с международно признанными стандартами <15>;
--------------------------------
<15> Например, Глобальная инициатива по отчетности (GRI).
3) результаты технического аудита, аудита систем контроля качества, результаты сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов.
Законодательством Российской Федерации, органами регулирования и надзора могут быть установлены отдельные требования к организации и осуществлению раскрытия организациями информации о факторах, связанных с окружающей средой (в том числе экологические факторы и факторы, связанные с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 876-р "Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации" была утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности, которая в том числе предусматривает разработку законодательных требований в этой области. Положением Банка России "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <16> (далее - Положение Банка России "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг") в том числе предусмотрены требования о раскрытии информации о корпоративном управлении в годовом отчете акционерного общества.
--------------------------------
<16> Положение Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", с 01.10.2021 - Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Обществам рекомендуется применять настоящие Рекомендации с учетом специального законодательного регулирования в части, не противоречащей требованиям такого регулирования.
В Рекомендациях подчеркивается важность отражения в составе раскрываемой нефинансовой информации взаимосвязей между различными экологическими, социальными и управленческими аспектами деятельности Общества, а также между финансовыми и нефинансовыми факторами, связанными с деятельностью Общества.
Положения Рекомендаций предполагают, что основным документом, в котором Обществам рекомендуется обеспечить раскрытие нефинансовой информации, является годовой отчет акционерного общества. Вместе с тем в целях обеспечения гибкости и удобства предоставления заинтересованным лицам нефинансовой информации Общество вправе самостоятельно определять документ, в котором будет раскрываться нефинансовая информация, равно как объем и формат раскрытия нефинансовой информации в зависимости от целей раскрытия информации, характера и масштабов бизнеса. Таким образом, раскрытие нефинансовой информации может по усмотрению Общества осуществляться в рамках годового отчета акционерного общества, отчета об устойчивом развитии, экологического отчета, отчета о корпоративной социальной ответственности и иных форм отчетов, включающих информацию об ESG-факторах.
Часть сведений нефинансового характера, предусмотренных в настоящих Рекомендациях, в соответствии с требованиями Положения Банка России "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" подлежит раскрытию в отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг и (или) в годовом отчете акционерного общества. Соответственно, в отношении такой информации настоящие Рекомендации предоставляют дополнительные пояснения методологического характера, направленные на обеспечение целостного подхода к раскрытию нефинансовой информации. Информационные блоки такого рода, содержащиеся в отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг и в годовом отчете акционерного общества, рекомендуется формировать с учетом настоящих Рекомендаций. В случае раскрытия Обществом нефинансовой информации в иных формах, например, в отчете об устойчивом развитии, экологическом отчете, отчете о корпоративной социальной ответственности и иных, рекомендуется раскрывать информацию целостно для формирования понятной общей картины, связанной с вопросами устойчивого развития, имеющими отношение к деятельности Общества, в том числе, приводя при необходимости уже раскрытую в иных отчетах информацию, в том числе путем указания ссылки на информацию, раскрытую в ином документе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей