Раздел V. Организация проверок правильности взимания и полноты внесения государственной пошлины в бюджет
Организация проверок правильности взимания и полноты
внесения государственной пошлины в бюджет
67. Руководители учреждений, взимающих государственную пошлину, несут ответственность за правильность взимания, за своевременность и полноту ее внесения в бюджет в установленном порядке.
Контроль за действиями учреждений, взимающих пошлину, осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Контроль за правильностью взимания государственной пошлины в сельских и поселковых Советах народных депутатов осуществляется исполнительными органами районных Советов народных депутатов.
Налоговые органы обязаны производить проверки правильности взимания государственной пошлины, а также своевременности и полноты внесения ее в бюджет.
68. Государственные налоговые инспекции по районам и городам обязаны производить проверки во всех находящихся в пределах района или города учреждениях, взимающих пошлину. Периодичность проверок устанавливается руководителями указанных государственных налоговых инспекций.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, автономным образованиям, краям, областям, городам Москве, Санкт-Петербургу и городам, имеющим районное деление, предусматривают проведение специальных проверок за состоянием работы налоговых органов по контролю за правильностью взимания и полнотой внесения государственной пошлины в бюджет. При выполнении указанной работы должностные лица названных налоговых органов должны в обязательном порядке проверять правильность взимания и полноту внесения государственной пошлины в бюджет непосредственно в учреждениях, взимающих пошлину.
69. Основная задача проверок по государственной пошлине заключается в проверке правильности:
а) взимания пошлины и применения установленных ставок;
б) наклейки и погашения пошлинных марок, оформления документов об уплате пошлины.
70. В процессе проверки должна быть произведена сплошная проверка всех документов и книг за истекший период начиная со дня последней проверки.
Кроме того, в целях проверки правильности погашения пошлинных марок в судах и других учреждениях, где уплата пошлины разрешена марками, выборочно просматриваются дела и документы за 1 - 2 истекших года до проверяемого периода, а при наличии аванса марок - проверяются операции по их продаже.
В суде проверяются также ведение учета сумм пошлины, подлежащих взысканию по решениям народного суда, и своевременность принятия мер по обеспечению поступления взысканных сумм в бюджет.
При просмотре отдельных дел в судах работник налоговой инспекции проверяет:
а) взыскание пошлины при подаче исковых заявлений, наличие в деле доказательств уплаты пошлины и правильности ее исчисления;
б) наличие в деле встречных исковых заявлений и заявлений третьих лиц о вступлении в дело с самостоятельными исковыми требованиями и правильность оплаты их пошлиной;
в) правильность взимания пошлины в случаях увеличения исковых требований;
г) правильность предоставления судом льготы, а также правильность исчисления и взимания пошлины как с истцов, так и с ответчиков в случаях освобождения истца от уплаты пошлины;
д) правильность взимания пошлины по делам, вытекающим из трудовых правоотношений; делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, делам о взыскании алиментов на содержание детей и по делам об изменении размера присужденных ранее алиментов;
е) правильность взимания пошлины по делам неимущественного характера и кассационным жалобам;
ж) правильность оформления документов об уплате пошлины, в частности, наличие на платежных поручениях отметки кредитных учреждений о перечислении со счета плательщика сумм в уплату пошлины, наличие в платежных документах сведений, подтверждающих уплату пошлины по делу, к которому документ приобщен, и зачисление ее в бюджет;
з) правильность погашения пошлинных марок.
71. При проведении в арбитражных судах проверок по делам о преддоговорных спорах работник налогового органа устанавливает, не рассматривался ли спор в порядке общего поручения, и правильность взимания пошлины по этим делам.
72. В процессе проверок в нотариальных конторах и в других учреждениях, выполняющих нотариальные действия, работник налогового органа проверяет правильность взимания пошлины за совершение нотариальных действий, в частности:
а) за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей - по записи в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам. При этом за нотариальное удостоверение договоров купли - продажи (мены - дарения) должны быть использованы подлинники договоров, находящихся в органах коммунального хозяйства (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа);
б) за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследства, - по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы первым экземплярам свидетельств, а также по данным регистрации поступивших заявлений;
в) за совершение исполнительных надписей - по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей;
г) за принятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг - по корешкам квитанционной книжки по депозиту, а также по книге учета депозитных сумм и книгам лицевых счетов депозитов;
д) за свидетельствование верности копий и выписок, за свидетельствование подлинности подписей и остальные действия, кроме указанных в предыдущих пунктах, - по записям в реестре нотариальной конторы.
Путем просмотра документов по отдельным нотариальным действиям, совершенным нотариальной конторой за проверяемый период, работник налогового органа устанавливает по каждому документу правильность применения ставок пошлины, определения сумм, с которых она взимается; правильность округления суммы пошлины, взимаемой в процентном отношении к сумме документа, правильность предоставления льгот по уплате пошлины, а также взыскания пошлины с должника при приведении в исполнение взыскания, указанного в исполнительной надписи, в случае освобождения взыскателя от уплаты пошлины.
73. Правильность взимания пошлины сельскими Советами народных депутатов проверяется путем сличения вторых экземпляров квитанций ф. N 10 с данными регистрации выдаваемых документов, нотариальных действий и услуг, записей актов гражданского состояния, а также с остающимися в делах сельского Совета экземплярами договоров, доверенностей и других документов. При проверке нотариальных действий, связанных с отчуждением строений, помещений и сооружений, правильность записей в книге учета нотариальных действий необходимо сверять с данными похозяйственного учета этих сельских Советов.
74. При проверках в органах ЗАГСа и других учреждениях, совершающих акты гражданского состояния, проверяющий устанавливает полноту и правильность взимания пошлины путем сличения заявлений о регистрации актов гражданского состояния с соответствующими актовыми записями. Наряду с этими используются имеющиеся в органах ЗАГСа учетные документы (книги учета заявлений о регистрации актов гражданского состояния, о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи, о восстановлении актовых записей, о выдаче повторных свидетельств, книги прихода и расхода бланков свидетельств и т.п.), а также отчетные данные (ведомость о регистрации актов гражданского состояния и т.п.).
При проверке обращается внимание на своевременность и правильность взыскания пошлины за регистрацию брака, а также за регистрацию перемены фамилии, имени и отчества и правильность выдачи в связи с этим новых свидетельств о регистрации актов гражданского состояния на совершеннолетних и несовершеннолетних детей. Проверяется правильность применения льгот по пошлине, наличие в соответствующих случаях решений судебных органов о расторжении брака и соответствие суммы взысканной пошлины сумме, указанной в решении суда в отношении лица, которому выдано свидетельство о расторжении брака, наличие и правильность оформления документов об уплате пошлины и погашения пошлинных марок.
75. Проверка полноты и правильности взимания пошлины за регистрацию места жительства граждан производится в организациях, осуществляющих эту регистрацию. При этом устанавливается наличие наклеенных пошлинных марок соответствующего достоинства против каждой записи о регистрации места жительства и проверяется правильность их погашения. В санаториях, домах отдыха, пансионатах и туристических базах полнота, своевременность взимания и перечисления пошлины в бюджет проверяется по данным анкет, книг или журналов регистрации больных и отдыхающих, учета сданных путевок и курсовок, а также по бухгалтерским документам на полученные и перечисленные в бюджет суммы пошлины.
В гостиницах полнота и своевременность взимания и перечисления пошлины в бюджет проверяется по данным анкет, заполняемых на лиц, проживающих в гостиницах, в которых указывается период проживания граждан, по копиям квитанций на прием платы за проживание, сдаваемым в бухгалтерию гостиницы, и платежным поручениям на перечисление сумм пошлины в бюджет.
76. При проверках в организациях, выдающих разрешения на право охоты, устанавливается состояние учета и хранения охотничьих билетов, наклейки и погашения пошлинных марок, а также правильность оформления актов об уничтожении возвращенных охотничьих билетов.
77. О результатах проверки составляется акт, в котором указывается состояние работы по взиманию пошлины с приведением конкретных фактов нарушений действующего законодательства. В частности, в акте должны быть приведены все выявленные при проверке факты перебора и недобора пошлины и предложения об устранении нарушений.
78. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается администрации проверенного учреждения, а другой остается в налоговом органе.
79. С предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан, не уплативших или недоплативших пошлину за совершенные в их интересах действия и выданные им документы, неуплаченные или недоплаченные суммы пошлины взыскиваются учреждениями, взимающими пошлину, в порядке, установленном для взыскания налогов и неналоговых платежей.
При установлении фактов невзыскания мелких сумм пошлины эти факты приводятся в акте проверки, а в предложениях по акту обращается внимание руководителя органа, взимающего пошлину, на обеспечение правильного исчисления и взимания пошлины.
80. С введением в действие настоящей Инструкции на территории Российской Федерации прекращается действие инструкции, указаний и писем Министерств финансов СССР и РСФСР о государственной пошлине.
Российской Федерации
И.Н.ЛАЗАРЕВ
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей