Наименование проекта:
|
Цифровая трансформация
|
Рабочая группа:
|
Национальная инновационная система
|
Стратегическое направление:
|
Цифровая трансформация
|
Тип проекта:
|
БП/БМЗ/СИ
|
Статус проекта:
|
Новый, с действующими элементами
|
Срок реализации:
|
2021
|
2030
|
Вызовы:
|
-
|
Высокая аварийность ввиду человеческого фактора;
|
-
|
Неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта;
|
-
|
Низкая мобильность населения;
|
-
|
Высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными;
|
-
|
Не реализован транзитный потенциал страны;
|
-
|
Низкая привлекательность транспортных коридоров Российской Федерации ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники);
|
-
|
Отсутствует возможность оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации;
|
-
|
Низкая информированность и скоординированность действий федеральных, региональных и местных органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте (включая транспортную безопасность, кибербезопасность) вследствие отсутствуя единой защищенной цифровой среды оперативного взаимодействия;
|
-
|
Отсутствие возможности мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла
|
Что делаем?
|
БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ:
|
-
|
Создаем центры управления движением беспилотников всех видов транспорта;
|
-
|
Развертываем инфраструктуру для движения беспилотников всех видов транспорта.
|
ЗЕЛЕНЫЙ ЦИФРОВОЙ КОРИДОР ПАССАЖИРА:
|
-
|
Обеспечиваем создание цифровых профилей пассажира для проезда на всех видах транспорта с применением биометрической идентификации, а также для оплаты проезда;
|
-
|
Создаем сервис построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости.
|
БЕСШОВНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОГИСТИКА:
|
-
|
Создаем систему сквозного обмена электронными перевозочными документами, в том числе на межгосударственном уровне;
|
-
|
Создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, в том числе национальный цифровой контур логистики.
|
ЦИФРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ РФ:
|
-
|
Создание ситуационно-информационного центра Минтранса России, включая монитор руководителя;
|
-
|
Создание системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта и "big data";
|
-
|
Интеграция единого центра управления транспортным комплексом с Национальной системой управления данными.
|
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
|
-
|
Внедрение механизмов по обеспечению информационной безопасности;
|
-
|
Подключение к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПка);
|
-
|
Создание ЕЗИИ ОТБ и подключение к ней субъектов транспортной деятельности;
|
-
|
Цифровизация процессов ОТБ;
|
-
|
Создание системы информирования и санкционированием права въезда граждан в Россию
|
ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:
|
-
|
Создаем 3D модели объектов транспортной инфраструктуры;
|
-
|
Устанавливаем датчики контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры в реальном времени;
|
-
|
Разрабатываем информационную систему учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры;
|
-
|
Создаем платформу оценки планирования и контроля работ гражданами;
|
-
|
Запускаем в эксплуатацию систему контроля дорожных фондов (СКДФ);
|
-
|
Запускаем в эксплуатацию мобильные измерительные лаборатории.
|
Как действуем?
|
БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ:
|
-
|
Организовываем грузовую и пассажирскую логистику с применением беспилотников для снижения транспортных издержек и удешевления конечного продукта;
|
-
|
Регулируем управление беспилотниками на уровне государства.
|
ЗЕЛЕНЫЙ ЦИФРОВОЙ КОРИДОР ПАССАЖИРА:
|
-
|
Формируем нормативную правовую базу;
|
-
|
Стимулируем перевозчиков к применению единого цифрового инструмента оплаты проезда;
|
-
|
Обеспечиваем интеграцию с Единой биометрической системой.
|
БЕСШОВНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОГИСТИКА:
|
-
|
Снимаем барьеры при перевозках грузов (минимизация контрольных процедур в пути);
|
-
|
Внедряем смарт-контракты на базе блокчейн.
|
-
|
Обеспечиваем интеграцию транспортной системы Российской Федерации в мировое логистическое пространство.
|
ЦИФРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ РФ:
|
-
|
Объединяем в ситуационно-информационном центре Минтранса России данные существующих систем транспортного комплекса;
|
-
|
Применяем технологии искусственного интеллекта для анализа данных о состоянии транспортного комплекса и принятия управленческих решений;
|
-
|
Интегрируем информацию из региональных транспортных систем в контур управления Минтранса.
|
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
|
-
|
Создаем единую защищенную инфраструктуру в сфере обеспечения безопасности на транспорте с обработкой информации ограниченного доступа на основе Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ);
|
-
|
Обеспечиваем государственные услуги и государственные функции в области транспортной безопасности с использованием сведений ограниченного доступа в электронном виде;
|
-
|
Создаем национальную интерактивную систему предварительного информирования о пассажирах (интерактивный API);
|
-
|
Внедряем в зонах транспортной безопасности средства безбарьерного прохождения процедур контроля и досмотра.
|
ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:
|
-
|
Обеспечиваем поддержание и хранение 3D моделей объектов транспортной инфраструктуры;
|
-
|
Обеспечиваем контроль состояния объектов транспортной инфраструктуры в реальном времени с помощью датчиков;
|
-
|
Осуществляем анализ и накопление данных с датчиков;
|
-
|
Осуществляем предиктивное обслуживание и ремонт транспортной инфраструктуры с помощью технологий искусственного интеллекта;
|
-
|
Осуществляем проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры с помощью технологий искусственного интеллекта;
|
-
|
Осуществляем работы по поддержанию объектов транспортной инфраструктуры в нормативном состоянии с учетом оценок и мнений граждан.
|
Кто делает?
|
-
|
Головное ведомство: Минтранс России
|
-
|
Другие ведомства-участники:
|
|
Минцифры России;
Минпромторг России;
Минэкономразвития России;
ФНС России;
ФТС России;
МВД России;
ФСБ России;
ФСС России;
ПФ России;
Росстандарт.
|
-
|
Другие участники: Бизнес-сообщество, в том числе:
|
|
- Компании, производители ВАТС и оборудования ИТС;
- Эксплуатанты ВАТС и сервисов ИТС;
- Перевозчики всех видов транспорта включая крупнейшие авиакомпании, ОАО "РЖД", перевозчиков автомобильного и водного транспорта;
- Операторы цифровых платформ;
- Экспертные организации.
|
Результаты:
|
до 2021 г.
|
-
|
Беспилотные грузовики эксплуатируются в Арктике и на территориях логистических комплексов
|
до 2024 г.
|
-
|
Запущена в пилотном режиме коммерческая доставка грузов с использованием беспилотников;
|
-
|
На 5% увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте
|
-
|
30% перевозочных документов переведены в цифровой вид (грузовых)
|
-
|
В 2 раз увеличен объем транзитных перевозок контейнеров для автомобильного и железнодорожного транспорта
|
-
|
35% транспортных потоков моделируются с применением технологий искусственного интеллекта и "big data";
|
-
|
Создана единая закрытая защищенная цифровая среда обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры;
|
-
|
На 20% снижены расходы на техническое обслуживание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры за счет применения предиктивной аналитики с элементами искусственного интеллекта;
|
-
|
Оценено состояние 400 тыс. км автомобильных дорог.
|
до 2030 г.
|
-
|
На 25% увеличена скорость доставки грузов и пассажиров за счет использования беспилотников;
|
-
|
Перевозка грузов из Китая в Европу через территорию России осуществляется беспилотниками;
|
-
|
На 23% сокращено время ожидания городского общественного транспорта;
|
-
|
На 47% увеличен объем налоговых поступлений в городах с населением более 300 тыс. чел
|
-
|
На 31% сокращена доля жителей, которые ежедневно используют автомобиль в зоне действия регионального (городского) MaaS
|
-
|
На 37% увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте
|
-
|
Сокращено количество часов на прохождение контрольных мероприятий на границе
- на границе (авто): на 94%
- на таможне (авто): на 89%
- на границе (ж/д): на 94%
- на таможне (ж/д): на 94%
|
-
|
Увеличена средняя коммерческая скорость грузового автомобиля/поезда
- авто внутренняя: на 11%
- авто импорт/экспорт: на 75%
- авто транзит: на 100%
- ж/д транзит: на 50%
|
-
|
На 45% сокращена доля "серых" грузовых автомобильных перевозок
|
-
|
Увеличены объемы налоговых поступлений в бюджеты разных уровней:
- транзит по ж/д: в 5 - 10 раз
- транзит авто: в 5 - 10 раз
- внутренние перевозки авто: на 90%
|
-
|
Планирование развития транспортного комплекса осуществляется целиком в "цифровом" виде;
|
-
|
Обеспечено управление региональными транспортными информационными системами из ситуационно-информационного центра Минтранса России;
|
-
|
Более чем в два раза снижено количество актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта за счет повышения эффективности мониторинга и контроля состояния транспортной безопасности;
|
-
|
100% объектов транспортной инфраструктуры имеют "цифровые двойники".
|
Бенефициары:
|
-
|
Органы государственной власти
|
-
|
Граждане Российской Федерации
|
-
|
Бизнес (компании транспортного комплекса)
|
Ресурсы:
|
-
|
336 440 724 тыс. руб. - федеральный бюджет;
|
-
|
328 472 096 тыс. руб. - необходимые бюджетные ассигнования;
|
Связь с показателями национальных целей
|
-
|
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также госуправления;
|
-
|
Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г.;
|
-
|
Улучшение качества городской среды в полтора раза;
|
-
|
Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде до 95%.
|