V. Карточка проекта (краткое содержание)

Наименование проекта:

Цифровая трансформация

Рабочая группа:

Национальная инновационная система

Стратегическое направление:

Цифровая трансформация

Тип проекта:

БП/БМЗ/СИ

Статус проекта:

Новый, с действующими элементами

Срок реализации:

2021

2030

Вызовы:

-

Высокая аварийность ввиду человеческого фактора;

-

Неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта;

-

Низкая мобильность населения;

-

Высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными;

-

Не реализован транзитный потенциал страны;

-

Низкая привлекательность транспортных коридоров Российской Федерации ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники);

-

Отсутствует возможность оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации;

-

Низкая информированность и скоординированность действий федеральных, региональных и местных органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте (включая транспортную безопасность, кибербезопасность) вследствие отсутствуя единой защищенной цифровой среды оперативного взаимодействия;

-

Отсутствие возможности мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла

Что делаем?

БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ:

-

Создаем центры управления движением беспилотников всех видов транспорта;

-

Развертываем инфраструктуру для движения беспилотников всех видов транспорта.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦИФРОВОЙ КОРИДОР ПАССАЖИРА:

-

Обеспечиваем создание цифровых профилей пассажира для проезда на всех видах транспорта с применением биометрической идентификации, а также для оплаты проезда;

-

Создаем сервис построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости.

БЕСШОВНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОГИСТИКА:

-

Создаем систему сквозного обмена электронными перевозочными документами, в том числе на межгосударственном уровне;

-

Создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, в том числе национальный цифровой контур логистики.

ЦИФРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ РФ:

-

Создание ситуационно-информационного центра Минтранса России, включая монитор руководителя;

-

Создание системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта и "big data";

-

Интеграция единого центра управления транспортным комплексом с Национальной системой управления данными.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

-

Внедрение механизмов по обеспечению информационной безопасности;

-

Подключение к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПка);

-

Создание ЕЗИИ ОТБ и подключение к ней субъектов транспортной деятельности;

-

Цифровизация процессов ОТБ;

-

Создание системы информирования и санкционированием права въезда граждан в Россию

ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:

-

Создаем 3D модели объектов транспортной инфраструктуры;

-

Устанавливаем датчики контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры в реальном времени;

-

Разрабатываем информационную систему учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры;

-

Создаем платформу оценки планирования и контроля работ гражданами;

-

Запускаем в эксплуатацию систему контроля дорожных фондов (СКДФ);

-

Запускаем в эксплуатацию мобильные измерительные лаборатории.

Как действуем?

БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ:

-

Организовываем грузовую и пассажирскую логистику с применением беспилотников для снижения транспортных издержек и удешевления конечного продукта;

-

Регулируем управление беспилотниками на уровне государства.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦИФРОВОЙ КОРИДОР ПАССАЖИРА:

-

Формируем нормативную правовую базу;

-

Стимулируем перевозчиков к применению единого цифрового инструмента оплаты проезда;

-

Обеспечиваем интеграцию с Единой биометрической системой.

БЕСШОВНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОГИСТИКА:

-

Снимаем барьеры при перевозках грузов (минимизация контрольных процедур в пути);

-

Внедряем смарт-контракты на базе блокчейн.

-

Обеспечиваем интеграцию транспортной системы Российской Федерации в мировое логистическое пространство.

ЦИФРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ РФ:

-

Объединяем в ситуационно-информационном центре Минтранса России данные существующих систем транспортного комплекса;

-

Применяем технологии искусственного интеллекта для анализа данных о состоянии транспортного комплекса и принятия управленческих решений;

-

Интегрируем информацию из региональных транспортных систем в контур управления Минтранса.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

-

Создаем единую защищенную инфраструктуру в сфере обеспечения безопасности на транспорте с обработкой информации ограниченного доступа на основе Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ);

-

Обеспечиваем государственные услуги и государственные функции в области транспортной безопасности с использованием сведений ограниченного доступа в электронном виде;

-

Создаем национальную интерактивную систему предварительного информирования о пассажирах (интерактивный API);

-

Внедряем в зонах транспортной безопасности средства безбарьерного прохождения процедур контроля и досмотра.

ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:

-

Обеспечиваем поддержание и хранение 3D моделей объектов транспортной инфраструктуры;

-

Обеспечиваем контроль состояния объектов транспортной инфраструктуры в реальном времени с помощью датчиков;

-

Осуществляем анализ и накопление данных с датчиков;

-

Осуществляем предиктивное обслуживание и ремонт транспортной инфраструктуры с помощью технологий искусственного интеллекта;

-

Осуществляем проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры с помощью технологий искусственного интеллекта;

-

Осуществляем работы по поддержанию объектов транспортной инфраструктуры в нормативном состоянии с учетом оценок и мнений граждан.

Кто делает?

-

Головное ведомство: Минтранс России

-

Другие ведомства-участники:

Минцифры России;

Минпромторг России;

Минэкономразвития России;

ФНС России;

ФТС России;

МВД России;

ФСБ России;

ФСС России;

ПФ России;

Росстандарт.

-

Другие участники: Бизнес-сообщество, в том числе:

- Компании, производители ВАТС и оборудования ИТС;

- Эксплуатанты ВАТС и сервисов ИТС;

- Перевозчики всех видов транспорта включая крупнейшие авиакомпании, ОАО "РЖД", перевозчиков автомобильного и водного транспорта;

- Операторы цифровых платформ;

- Экспертные организации.

Результаты:

до 2021 г.

-

Беспилотные грузовики эксплуатируются в Арктике и на территориях логистических комплексов

до 2024 г.

-

Запущена в пилотном режиме коммерческая доставка грузов с использованием беспилотников;

-

На 5% увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте

-

30% перевозочных документов переведены в цифровой вид (грузовых)

-

В 2 раз увеличен объем транзитных перевозок контейнеров для автомобильного и железнодорожного транспорта

-

35% транспортных потоков моделируются с применением технологий искусственного интеллекта и "big data";

-

Создана единая закрытая защищенная цифровая среда обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры;

-

На 20% снижены расходы на техническое обслуживание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры за счет применения предиктивной аналитики с элементами искусственного интеллекта;

-

Оценено состояние 400 тыс. км автомобильных дорог.

до 2030 г.

-

На 25% увеличена скорость доставки грузов и пассажиров за счет использования беспилотников;

-

Перевозка грузов из Китая в Европу через территорию России осуществляется беспилотниками;

-

На 23% сокращено время ожидания городского общественного транспорта;

-

На 47% увеличен объем налоговых поступлений в городах с населением более 300 тыс. чел

-

На 31% сокращена доля жителей, которые ежедневно используют автомобиль в зоне действия регионального (городского) MaaS

-

На 37% увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте

-

Сокращено количество часов на прохождение контрольных мероприятий на границе

- на границе (авто): на 94%

- на таможне (авто): на 89%

- на границе (ж/д): на 94%

- на таможне (ж/д): на 94%

-

Увеличена средняя коммерческая скорость грузового автомобиля/поезда

- авто внутренняя: на 11%

- авто импорт/экспорт: на 75%

- авто транзит: на 100%

- ж/д транзит: на 50%

-

На 45% сокращена доля "серых" грузовых автомобильных перевозок

-

Увеличены объемы налоговых поступлений в бюджеты разных уровней:

- транзит по ж/д: в 5 - 10 раз

- транзит авто: в 5 - 10 раз

- внутренние перевозки авто: на 90%

-

Планирование развития транспортного комплекса осуществляется целиком в "цифровом" виде;

-

Обеспечено управление региональными транспортными информационными системами из ситуационно-информационного центра Минтранса России;

-

Более чем в два раза снижено количество актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта за счет повышения эффективности мониторинга и контроля состояния транспортной безопасности;

-

100% объектов транспортной инфраструктуры имеют "цифровые двойники".

Бенефициары:

-

Органы государственной власти

-

Граждане Российской Федерации

-

Бизнес (компании транспортного комплекса)

Ресурсы:

-

336 440 724 тыс. руб. - федеральный бюджет;

-

328 472 096 тыс. руб. - необходимые бюджетные ассигнования;

Связь с показателями национальных целей

-

Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также госуправления;

-

Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г.;

-

Улучшение качества городской среды в полтора раза;

-

Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде до 95%.