Срок действия документа ограничен 31 декабря 2024 года.

8. Содействие занятости, повышение квалификации и закрепление профессиональных кадров

8. Содействие занятости, повышение квалификации

и закрепление профессиональных кадров

8.1. Минобрнауки России:

8.1.1. Содействует проведению государственной политики в области занятости, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, трудоустройства, оказания эффективной помощи работникам из числа молодежи в профессиональной и социальной адаптации и координирует работу Организаций по эффективному использованию кадровых ресурсов.

8.1.2. Анализирует кадровый состав и потребность в кадрах Организаций, потребность в получении работниками дополнительного профессионального образования в целях формирования государственного задания.

8.1.3. Координирует деятельность Организаций, направленную на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы науки, здравоохранения и образования, рынка труда, на востребованность и конкурентоспособность научной, медицинской и педагогической профессий, на формирование позитивного образа работника сфер науки, здравоохранения и образования в общественном сознании.

8.1.4. Исходит из того, что согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2021 г. N 748 "О ведомственных наградах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2021 г., регистрационный N 64926) к награждению ведомственными наградами могут быть представлены работники Организаций (независимо от их организационно-правовой формы), государственные гражданские и муниципальные служащие, члены выборных профсоюзных органов и работники аппаратов Профсоюзов, в том числе их региональных (межрегиональных) и территориальных организаций, а также иные категории лиц, имеющие заслуги в установленной сфере деятельности и отвечающие требованиям, установленным для представления к каждой из наград.

(в ред. Дополнительного соглашения, утв. Всероссийским профсоюзом работников Российской академии наук, Минобрнауки России, Профсоюзом работников здравоохранения РФ, Общероссийской общественной организацией Профсоюзом работников агропромышленного комплекса РФ 07.06.2024)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отсутствие у кандидатов наград, установленных в субъекте Российской Федерации, не является основанием для отказа при представлении к награждению ведомственными наградами.

При определении количества лиц, ежегодно представляемых к награждению по конкретным организациям (органам), учитывается мотивированное мнение соответствующих региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Профсоюзов.

К награждению Почетной грамотой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации может быть представлен коллектив организации (органа).

(абзац введен Дополнительным соглашением, утв. Всероссийским профсоюзом работников Российской академии наук, Минобрнауки России, Профсоюзом работников здравоохранения РФ, Общероссийской общественной организацией Профсоюзом работников агропромышленного комплекса РФ 07.06.2024)

8.1.5. Принимает меры по повышению социального и профессионального статуса работников, качества кадрового потенциала Организаций.

8.2. Работодатели информируют Профсоюзы не менее чем за три месяца о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников Организаций, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.

8.3. При изменении организационно-правовой формы, ликвидации Организаций, сокращении численности или штата работников Организаций Профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов Профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников, независимо от их членства в Профсоюзах.

8.4. Стороны считают, что:

8.4.1. Рассмотрение аттестационными комиссиями заявлений педагогических и медицинских работников о прохождении аттестации на ту же квалификационную категорию и принятие решений об установлении квалификационной категории для имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в трудовой деятельности, педагогической и медицинской науке, а также положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, при проведении профессиональных конкурсов, может осуществляться на основе указанных в заявлении сведений и с учетом иных данных о результатах профессиональной деятельности, которые подтверждены руководителем Организации и согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации.

8.4.2. Педагогическому и медицинскому работнику Организации, имеющему (имевшему) первую или высшую квалификационную категорию по одной из должностей, не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в том числе в случае, если на высшую квалификационную категорию педагогический или медицинский работник претендует впервые, не имея первой квалификационной категории.

8.5. Стороны совместно:

8.5.1. Ежегодно рассматривают вопросы занятости, подготовки, получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки работников (в том числе высвобождаемых), трудоустройства работников Организаций.

8.5.2. При проведении структурных преобразований принимают меры по недопущению массовых сокращений работников Организаций.

8.5.3. Принимают участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников Организаций.

8.5.4. Участвуют в совершенствовании порядка проведения аттестации работников Организаций, для которых обязательность проведения аттестации предусмотрена действующим законодательством, конкурса на замещение отдельных должностей работников и переводу на эти должности и методики их проведения.

8.5.5. Содействуют выполнению работодателями требований о своевременном не менее чем за три месяца и в полном объеме предоставлении органам службы занятости и выборному органу первичной профсоюзной организации информации о возможных массовых увольнениях работников в связи с сокращением численности или штата, а также в случае ликвидации Организации.

Увольнение считается массовым в следующих случаях:

а) ликвидация Организации с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников Организации в количестве:

20 и более человек в течение 30 календарных дней;

60 и более человек в течение 60 календарных дней;

100 и более человек в течение 90 календарных дней;

увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней.

Работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации предусматриваются в разделе коллективного договора Организации и осуществляются мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников.

8.5.6. Содействуют созданию и деятельности Молодежных советов, Советов молодых ученых и других молодежных объединений работников с целью привлечения внимания к их проблемам и обеспечения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями в решении социально-экономических и профессиональных проблем.

8.5.7. Содействуют проведению мероприятий, в том числе всероссийских и региональных конкурсов профессионального мастерства, с целью поддержки и профессионального развития работников Организаций.

8.5.8. Содействуют созданию условий для реализации программ пенсионного обеспечения работников, формируемых Организациями, как инструмента кадровой политики и социальной поддержки, проведению организационных и информационно-разъяснительных мероприятий по содержанию пенсионной реформы, в том числе государственных программ по пенсионному обеспечению в целях повышения уровня пенсионного обеспечения работников с использованием методической поддержки Пенсионного фонда Российской Федерации.

8.5.9. Стороны в рамках своей компетенции принимают участие в разработке мер по:

развитию фундаментальных научных исследований;

созданию опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;

формированию современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;

обеспечению интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство;

развитию профессионального потенциала молодежи;

обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;

развитию медицинской реабилитации населения и совершенствованию системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечению медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

обеспечению системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами;

сохранению культурного и исторического наследия народа, обеспечению доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни;

созданию благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.

8.6. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства по:

сохранению количества рабочих мест;

проведению с выборными органами первичных профсоюзных организаций консультаций по проблемам занятости высвобождаемых работников, возможности предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в данной организации, из средств от иной приносящей доход деятельности Организации;

определению более льготных критериев массового высвобождения работников с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в субъекте Российской Федерации и особенностей деятельности Организации;

планированию средств для полной или частичной компенсации органам службы занятости затрат на опережающее обучение высвобождаемых работников;

обеспечению гарантий и компенсаций высвобождаемым работникам;

недопущению увольнения работников предпенсионного возраста (работников на пять и менее лет, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно), а в случае увольнения - с обязательным уведомлением об этом территориальных органов занятости и Профсоюзов не менее чем за два месяца;

предоставлению высвобождаемым работникам дополнительных по сравнению с установленными трудовым законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций из средств от иной приносящей доход деятельности Организации;

сохранению прав работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, на улучшение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, пользование лечебными, лечебно-профилактическими и дошкольными образовательными организациями, детскими оздоровительными лагерями на равных с работающими условиях;

предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за три месяца и предоставлению времени работнику для поиска работы в течение рабочего дня;

определению порядка проведения для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки;

созданию условий для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки работников в соответствии с техническим перевооружением и развитием Организации;

недопущению увольнения работников в связи с сокращением численности или штата Организации, впервые поступивших на работу по полученной специальности в течение трех лет, а также работников, предусмотренных статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации;

предоставлению сокращаемому работнику времени для поиска работы с сохранением заработной платы за счет средств от иной приносящей доход деятельности Организации;

созданию условий по обеспечению права работников для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, в том числе для работы, требующей знания языков.