<Письмо> МНС РФ от 09.08.2002 N ШС-6-14/1212 "О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01" (вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 N 5697/01)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
от 9 августа 2002 г. N ШС-6-14/1212
О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.04.2002 N 5697/01
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01, в соответствии с которым Центральный банк Российской Федерации, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, пользуются правом на освобождение от уплаты земельного налога.
Доведите направляемое информационное письмо до нижестоящих налоговых органов.
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2001 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вичуге Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области о взыскании 5330 рублей 38 копеек земельного налога, не уплаченных за период с 1995 по 1999 год, и 4032 рублей 2 копеек пеней.
Основанием для обращения инспекции с иском в арбитражный суд явился отказ Главного управления Банка России по Ивановской области от добровольной уплаты сумм налога и возврат без исполнения Расчетно - кассовым центром Банка России по городу Вичуге инкассового поручения инспекции от 31.05.2000 N 127 на взыскание указанных сумм.
Решением от 09.11.2000 исковые требования удовлетворены в части взыскания 4452 рублей 84 копеек недоимки по налогу за 1997 - 1999 годы и 2541 рубля 22 копеек пеней. В остальной части в удовлетворении иска отказано на основании статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 02.02.2001 оставил решение без изменения.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в марте 2000 года проведена выездная налоговая проверка Расчетно - кассового центра по городу Вичуге (далее - РКЦ), который является структурным подразделением Банка России, действующим в составе его территориального учреждения. По результатам проверки составлен акт от 24.03.2000 N 01-08.03-06, из которого следует, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Вичуга для размещения РКЦ выделен земельный участок площадью 1767 кв. метров по адресу: г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 6. На данный земельный участок названным Комитетом выдано свидетельство от 17.12.92 N 113 на бессрочное (постоянное) пользование землей. РКЦ представлены в налоговый орган сводные расчеты по земельному налогу за 1997, 1998 и 1999 годы. Однако суммы налогов не уплачены.
Налоговым органом на основании требования от 24.03.2000 N 01-29 об уплате задолженности по земельному налогу и пеней и решения от 29.05.2000 N 01-29 о взыскании этой задолженности направлено инкассовое поручение от 31.05.2000 N 127, не исполненное РКЦ.
Судебными инстанциями исковые требования налогового органа удовлетворены, поскольку Банк России и его учреждения освобождаются от исполнения налоговой обязанности только в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах. В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России в качестве субъекта, освобожденного от исполнения этой обязанности, не указан.
По мнению Банка России, он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
Указанный довод является обоснованным.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Поскольку в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" имеется указание на то, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно - правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления и расчетно - кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2001 по тому же делу отменить.
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вичуге Ивановской области в удовлетворении иска о взыскании с Центрального банка Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области задолженности по земельному налогу и пеней отказать.
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей